Конспект НОД по рисованию гуашью и кистью для детей старшей группы «Домовая роспись народов Забайкалья»

Татьяна Фалилеева
Конспект НОД по рисованию гуашью и кистью для детей старшей группы «Домовая роспись народов Забайкалья»

Фалилеева Татьяна

Конспект НОД по рисованию гуашью и кистью для детей старшей группы на тему «Упражнения в рисовании элементов Домовой росписи народов Забайкалья».

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Используемые технологии: личностно-ориентированные, здоровье-сберегающие, игровые.

Цель: Приобщение детей к истокам народного декоративно - прикладного искусства, развитие творческих способностей.

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с Домовой росписью народов Забайкалья и ее историей;

- учить видеть красоту, своеобразие в изделиях мастеров, развивать художественный вкус;

- Вызвать желание овладеть навыками в рисовании по мотивам Домовой росписи;

- учить детей видеть и выделять элементы росписи;

- познакомить детей с элементами узора «Растительный мотив», обучить приемам их рисования;

- упражнять в рисовании элементов узора «Стебель»: «Бутон», «Листья», «Агашка»; «Точки».

- учить детей сочетать обычный способ рисования с не традиционным.

Материалы и оборудование:

Выставка предметов мастеров Домовой росписи; запись песни «Была у пана курочка»; таблицы поэтапного изображения основных узоров Домовой росписи «Стебель»: «Бутон», «Листья», «Агашки», «Точки». Иллюстрации изделий с Домовой росписью; полосы бумаги с уже нарисованными образцами растительного мотива, кисти № 1, ватная палочка, гуашь, баночки с водой, подставки для кистей, салфетки матерчатые, дидактическая игра «Угадай – ка!»

Предварительная работа:

Знакомство с произведениями Домовой росписи; рассказ воспитателя о творчестве народных мастеров; рассматривание альбомов; чтение стихов, книг, посвященных Домовой росписи; дидактические игры «Составь узор», «Собери целое», «Угадай-ка».

Ход НОД:

(Группа украшена иллюстрациями Домовой росписи, на столе стоит расписанные умельцами Забайкалья предметы быта).

1. Организационный этап

Воспитатель.

Походите, да поглядите, какие здесь предметы собраны. Все эти предметы расписаны мастерами-умельцами волшебными узорами.

(Звучит фонограмма песни «Была у пана курочка», дети рассматривают выставку).

2. Основной этап

Воспитатель. Давным-давно, почти 300лет назад из Польши и Белоруссии по указу императрицы старообрядцы были высланы в Забайкалье. Так у нас в Бурятии и появились старообрядцы. Они к нам прибыли целыми семьями и поэтому их стали называть «семейские».

Семейские на протяжении веков сумели сохранить и донести до нас культуру и традиции своих предков. И самая яркая традиция - это Домовая роспись.

Они украшали свои дома, усадьбы и разные предметы быта (туески, посуду, прялки, гребни, кадки для воды и мебель). Домовая роспись необычайно яркая и самобытная.

Краску для росписи семейские женщины готовили сами из олифы, яиц и конопляного масла. У каждой мастерицы был свой секрет изготовления красок.

У каждого цвета своя тайна: Белый цвет дом свежестью наполнял, пространство горницы расширял. Красный цвет на Руси символ красоты. Серый – цвет повседневности и простоты.

Посмотрите ребята на эти предметы быта

Предметы эти – не простые,

А волшебно-расписные.

Блюда, ложки, сундучки

Так прекрасны, хороши!

- Какие цвета используются в росписи предметов?

- Еще раз, ребята, посмотрите, какие узоры нарисованы на предметах?

Дети. Веточки, цветы, бутоны, дужки, зигзагообразные линии.

Воспитатель. Основная особенность Домовой росписи семейских Забайкалья заключается в тесном переплетении геометрических узоров с растительной тематикой.

-давайте с вами вспомним, с какими узорами Домовой росписи мы уже знакомы?

Дети. - Круг, дужки, крестик, капелька, косачи.

(показ плаката с элементами)

Воспитатель. А какой узор можно нарисовать с помощью элемента «крестик»?

Дети. Цветок

Воспитатель. А вы, ребята, хотите создавать такие красивые узоры?

Дети. Да.

Воспитатель. Для этого нам надо поупражняться в их рисовании.

Но сначала немного разомнемся.

Физкультминутка

Ну-ка, дружно встали вместе,

Повернулись-ка на месте,

Громко хлопнули 3 раза,

Подмигнули правым глазом,

Левой топнули ногой!

А потом ещё другой!

Закричали все – «Ура»!

А теперь и сесть пора.

Воспитатель. А теперь проходите в нашу маленькую мастерскую.

Сегодня мы с вами познакомимся с новым растительным узором – «веточки».

Конспект НОД по рисованию гуашью и кистью для детей старшей группы «Домовая роспись народов Забайкалья»

Давайте внимательно посмотрим на иллюстрации.

Это веточка, она состоит из нескольких элементов: «Стебель", «бутон», «листья». Для придания яркости и живописности изображения каждого «бутона», «листьев» и в целом веточки используют «агашки» и «точки».

Сегодня мы с вами научимся рисовать эти элементы узора.

Посмотрите внимательно, какие цвета вы видите в этом узоре?

Правильно, одна веточка нарисована тремя разными цветами (синий, зелёный и красный).

Ребята, чтобы точки получились красивые и ровные, мы будем использовать ватные палочки. Ватную палочку надо держать строго вертикально, чтобы все точки получились кругленькие и красивые. А в старину семейские мастерицы пользовались «тычком». «Тычок» - это небольшая палочка или прутик с намотанной на неё тряпочкой или ватой.

Начнем наши упражнения с рисования стебля.

У каждого из вас есть полосы бумаги с уже нарисованными образцами веточек, вам надо продолжить рисунок, нарисовав веточки до конца полосы.

Сначала нарисуем «стебель». Для этого кончиком кисти нарисуем три изогнутые линии одного цвета.

Молодцы, замечательные получились стебли.

А теперь приступим к рисованию «листьев». Набираем краску того же цвета, каким рисовали «стебель» и прижимаем кисть к поверхности листа.

Теперь нарисуем «бутон». «Бутон» – это нераскрывшийся цветок каплевидной формы. Рисуем капельку кончиком кисти и аккуратно закрашиваем краской того же цвета, что и «стебель».

Повторяем рисунок, но уже используем другой цвет.

Молодцы ребята, у всех получились красивые веточки!

- А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы Домовой росписи, а вы должны будите правильно их назвать. Проводится дидактическая игра «Угадай – ка!»

Ну вот наши веточки подсохли, теперь украсим их «агашками». Агашки рисуем поверх «листьев» и «бутона». Для этого на кончик кисти наберём белую краску и нанесём тонкие штрихи.

Ну а теперь точки! Ватную палочку обмакните в красную краску и натыкайте точки с обеих сторон веточки.

Точки красиво рассыпаются и придают узору яркость и живописность. Молодцы, у всех получились красивые веточки.

3. Заключительный этап

А теперь давайте полюбуемся, какие у нас получились замечательные узоры.

Воспитатель задает вопросы детям:

- с каким узором Домовой росписи вы познакомились?

- какие вы знаете элементы узора «Веточка»?

- Что больше всего понравилось, почему?

Публикации по теме:

Фотоотчет о художественной деятельности по рисованию гуашью «Большая снежинка» детей средней группыФотоотчет о художественной деятельности по рисованию гуашью «Большая снежинка» детей средней группы Цель: научить детей рисовать снежинку с шестью лучами, опираясь на шестиугольную форму основы. Задачи: - учить детей средней группы рисовать.

Фотозарисовка «Экскурсия в этнографический музей народов Забайкалья в Улан-Удэ»Фотозарисовка «Экскурсия в этнографический музей народов Забайкалья в Улан-Удэ» Посетить этнографический музей, что находится на Верхней Березовке в Улан-Удэ, я хотела со своей дочерью. Ведь современная молодежь музеи.

Конспект НОД по рисованию гуашью «Овощи на подносе» с детьми средней группыКонспект НОД по рисованию гуашью «Овощи на подносе» с детьми средней группы Цель: формировать умение рисовать овощи гуашью, не выходя за контур. Задачи: - учить обводить шаблоны овощей (морковь, помидор, перец).

Конспект ООД по декоративному рисованию «Роспись Филимоновской игрушки» в старшей группеКонспект ООД по декоративному рисованию «Роспись Филимоновской игрушки» в старшей группе Цель: учить раскрашивать шаблоны игрушек элементами филимоновской росписи. Задачи: • Формировать представление у детей о филимоновских.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Конспект НОД по рисованию гуашью и кистью для детей старшей группы «Домовая роспись народов Забайкалья»
Опубликовано: 6 марта 2021 в 11:30
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 апреля. День тапочек

«Они у порога нас преданно ждут, но только навстречу нам не бегут» — очередной тематический день посвящен домашним тапочкам. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы научить ребенка правильно...

18 апреля. День отпечатка пальца на МААМ

18 апреля 1902 года – день рождения дактилоскопии, универсального метода установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Это удивительно, но они сугубо индивидуальны, восстанавливаются при...


Горячие темочки