Альянова Светлана Юрьевна
Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе «Цепочки питания»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Цепочки питания»
Цель: Знакомство с понятием «цепь питания»
Задачи:
1. Формировать представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, о том, как создаются в природе пищевые связи; показать, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки;
2. Развивать мыслительную и речевую активность, познавательный интерес к природе в процессе выполнения игровых заданий;
3. Воспитывать навыки коллективного взаимодействия в ходе решения проблемной ситуации.
Публикация «Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе „Цепочки питания“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Продукты питания
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Материал: конверт с «письмом» от лесника, картинки с изображением травоядных и хищных животных, карточки с изображением животных и тем, чем они питаются.
Ход занятия:
В самом начале занятия воспитатель настраивает детей на предстоящую деятельность, побуждает сесть ровно, следя за осанкой своих воспитанников, здоровается с ними.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня утром я получила письмо от лесника. А вы знаете кто такой лесник? Где он живет?
Дети: Лесник - это человек, который следит за порядком в лесу, чтобы никто не обижал животных в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья.
Воспитатель: Правильно, дети. А теперь послушайте, что написано в письме, которое прислал нам лесник.
Педагог вскрывает конверт и читает письмо детям:
Воспитатель: «Здравствуйте, мальчики и девочки! Пишет вам лесник. В моем лесу гибнут деревья, т. к. у них поедена кора. Правда, в лесу совсем недавно разрешили охоту на волков. Ребята, пожалуйста, помогите разобраться в случившемся! Я не могу понять, почему в таком объеме поедается кора деревьев».
Принятие цели идет за счет создания этой проблемной ситуации: помочь леснику разобраться в данном вопросе:
Воспитатель: Какая беда у лесника! Поможем ему?
Дети: Да!
Воспитатель: А для того, чтобы помочь леснику, давайте сначала вспомним, кто такие хищники, а кто такие травоядные.
С этой целью педагог организует беседу с детьми:
Воспитатель: Кто питается растениями (травами, корой деревьев?
Дети: Олени, газели, зайцы (и т. п.)
Воспитатель: А как называются животные, которые питаются растительной пищей?
Дети: Животные, которые питаются растительной пищей, называются травоядными
Воспитатель: А как тогда называются животные, которые питаются не растениями?
Дети: Их называют хищниками
Воспитатель: А почему их так называют?
Дети: Потому что они поедают других животных.
Воспитатель: А каких животных они поедают?
Дети: (перечисляют, кого может есть тот или иной хищник)
Педагог обобщает ответы детей после проведения беседы.
После беседы воспитатель предлагает поиграть в игру «Кто быстрее?» Игра проводится с целью закрепления знаний о том, какие животные относятся к хищникам, а какие к травоядным.
Воспитатель: Сейчас мы разделимся на 2 команды: команда мальчиков, команда девочек. Мальчики отбирают картинки, на которых изображены хищные животные, девочки – на которых изображены травоядные. Чья команда быстрее и безошибочно справится с заданием, та и становится победителем.
В ходе объяснения правил игры педагог обращает внимание на ассоциативный ряд: мальчики отбирают хищников, т. к. такие животные ассоциируются с силой, тем самым решая задачи гендерного воспитания.
Воспитатель спрашивает детей, почему они для своей команды отобрали ту или иную картинку, побуждая детей отвечать полным ответом, грамматически правильно выстраивая предложение (интеграция с областью «Речевое развитие»). Вместе с детьми определяет результат игры, подводя итоги.
После того, как дети вспомнили, какие животные относятся к хищным, а какие к травоядным, педагог для того, чтобы решить проблему лесника предлагает детям дидактическую игру «Кто чем питается?», в которой необходимо соотнести корм с животным (например, лист поедает гусеница, зайца – волк и т. п.).
Воспитатель: В этой игре вам необходимо подобрать животному корм. Для этого вам нужно вспомнить, кто чем питается и соединить картинки с изображением животного и его пищи.
Воспитатель отмечает детей, которые быстро и самостоятельно справляются с заданием, формируя тем самым не только положительную самооценку воспитанников, но и положительное отношение к тому, что изучается на данном занятии.
По окончанию данной игры педагог проводит физкультминутку «Вместе по лесу идем», имеющую оздоровительную направленность. Цель физминутки: предотвратить утомление детей.
Вместе по лесу идём (Имитация ходьбы на месте)
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Дети останавливаются)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся)
В следующем игровом задании (цель: знакомство с цепью питания) педагог предлагает объединиться и посмотреть, что можно еще добавить к тем частям, что у них уже получились (например, к части «лист дерева – гусеница» можно добавить картинку с изображением синицы, к части «кора дерева – заяц» можно приложить еще волка). Таким образом, получается цепь питания.
В процессе выполнения игрового задания, воспитатель спрашивает детей, почему они прикладывают ту или иную картинку, составляя цепочку, активизируя мыслительную и речевую деятельность детей. Воспитатель с помощью этого игрового задания подводит детей к понятию, что такое цепь питания. По окончанию задания педагог вместе с детьми делает вывод о том, что между обитателями леса существует пищевая зависимость – травоядные едят растения, а травоядных поедают хищники.
С помощью наводящих вопросов воспитатель наводит детей на мысль, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки:
Воспитатель: Что будет, если мы «нарушим» пищевую цепь и уберем из этой цепи (лист дерева – гусеница – синица) синицу?
Дети: Гусениц в лесу станет больше, и они уничтожат деревья, поедая листву.
Воспитатель: А если уберем из этой (зерно – мышь – сова) мышь?
Дети: Совам нечем будет питаться (и т. п.)
После того, как на эти вопросы детьми были найдены ответы, и педагог их обобщил, он предлагает вновь вернуться к письму лесника, просит детей вспомнить, о чем говорилось в письме. Если необходимо, педагог вновь его зачитывает.
Воспитатель: Итак, о чем говорилось в письме?
Дети: Лесник просил помощи разобраться в ситуации, почему гибнут деревья.
Воспитатель: Так из-за чего лесник столкнулся с такой проблемой, - что в лесу поедается кора и гибнут деревья?
Дети делают вывод о том, что случилось в лесу, - это результат деятельности охотников, - нарушились пищевые цепи «кора дерева – заяц – волк» или «кора дерева – изюбр – волк».
Дети: Из-за того, что охотники отстреляли хищников, которые поедали травоядных. Травоядных стало больше, - они поедают кору деревьев, из-за чего деревья и погибают.
Воспитатель вновь обобщает выводы детей.
Воспитатель: Нарушение одного звена «волк» способствует изменению пищевой цепочки. Какие меры тогда необходимо предпринять, чтобы сохранить деревья в лесу?
Дети: Нужно запретить охоту на волков или ограничить ее.
После того как вывод сделан, акцентирует внимание на интерактивном взаимодействии детей.
Воспитатель: Дети, какие вы – молодцы! Как легко и быстро вы нашли ответ на вопрос лесника и помогли ему разобраться с возникшей проблемой! Любое дело получается успешным, когда оно делается с желанием и в дружном коллективе.
Педагог создает эмоциональный настрой на следующую деятельность – возраст детей позволяет оставить конец занятия «открытым»:
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам разбиться на пары и попробовать нарисовать ответ леснику, т. к. писать вы еще не умеете. Вы можете выбрать любой материал для рисования: фломастеры, краски, карандаши, восковые мелки.
Таким образом, педагог получает возможность не только творчески закончить занятие, но и обозначить связь содержания занятия с жизнью, что является одним из главных требований к планированию образовательной деятельности.