Лучший педагог года

Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Юные защитники природы»

Лариса Александровна Куликова
Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Юные защитники природы»

Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Юные защитники природы»

Автор: Куликова Лариса Александровна – воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №113» г. Саратов

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы, двигательная.

Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Юные защитники природы“» размещена в разделах

Цели: сформировать у детей понятие о себе как о жителе планеты Земля, от которого во многом зависит жизнь всего живого, и знания о необходимости природоохранной деятельности человека,

Образовательные:

Расширять и систематизировать знания детей о птицах и животных, об особенностях приспособления к окружающей среде.

Учить устанавливать причинно-следственные связи, понимать значение каждого звена в пищевых связях всех обитателей планеты; расширять представления о способах взаимодействия человека, растений, животных.

Подвести к пониманию того, что разнообразный растительный и животный мир является необходимым звеном в цепочке биосистемы на Земле.

Развивающие:

Развивать внимание, логическое мышление, речь детей.

Формировать умение правильно строить предложения, четко отвечать на поставленный вопрос.

Продолжать активизировать и обогащать природоведческий словарный запас детей.

Воспитательные :

Воспитывать в детях осознание необходимости сохранять и беречь окружающую природу. Обучать навыкам культуры поведения в природе, проявлять инициативу в получении новых знаний.

Формировать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей среде.

Предварительная работа. Чтение и обсуждение познавательной литературы о природе, рассматривание и обсуждение иллюстраций с изображением животных разных климатических зон; дидактические игры по экологии : «Ромашка», «Кто, где живет», «Земля, воздух, вода», «Экологический светофор»; непосредственно-образовательная деятельность детей в экологическом кружке «Друзья природы»; изобразительная деятельность детей о природе.

Материалы и оборудование:глобус, плакат с фотографией планеты Земля и фотографиями экологических катастроф; коробка с конвертами заданий; карточки с изображениями птиц сериями по 4 карточки; вырезанный из картона цветок ромашки, карточки с предметами труда на участке; картинки с изображением животных и птиц и их мест обитания;

сюжетные картинки («Дети сажают деревья», «Дети моют велосипед в реке», «Дети разоряют птичьи гнезда», «Мальчик ловит бабочек и стрекоз», «Мальчик делает скворечник», «Дети поливают деревья», «Дети бросают мусор в воду»); вырезанные из картона кружочки красного и зеленого цвета; костюм инопланетянина, эмблема «Юный эколог», аудиозапись «Голоса природы».

Ход занятия

I.Организационный момент.

Психорефлекторная игра «Согреем птенца».

Воспитатель. Дети, представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладошками вверх, а теперь согрейте его. Медленно, по одному пальчику сложите ладошки. Спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием. Приложите ладони к своей груди. Отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхания.

А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к вам.

II. Введение в тему. (Мотивация)

1. Занимательный момент.

- Послушайте и отгадайте загадку:

На ноге стоит одной,

Крутит – вертит головой,

Нам, показывая страны,

Реки, горы, океаны. (Глобус.)

2. Беседа.

- Ребята, как называется модель планеты Земля? (Глобус.)

Какой формы наша планета? (Круглая, похожа на шар.)

Что на глобусе обозначено голубым цветом? (Моря, океаны.)

Какие цвета вы еще видите на глобусе?

Что обозначено этими цветами?

Дети. Белый цвет обозначает снег, лед. Зеленый цвет – это растения, лес на нашей планете, желтый цвет – песок, пустыни; коричневый цвет – это горы.

Воспитатель. Наша планета Земля из космоса очень красива, потому что она живая: растут деревья, цветы, на ней живут насекомые, птицы, животные, люди. Все они могут жить на Земле, так как для этого есть условия: пресная вода, пища, есть воздух для дыхания, тепло и свет.

Три клада у природы есть

Вода, земля и воздух –

Три ее основы…

Воспитатель приглашает всех детей встать в круг и поиграть в игру «Земля, вода, воздух».

Играющие встают в круг, в середине – ведущий (воспитатель). Ведущий бросает мяч одному из играющих, произнося при этом одно из трех слов: земля, вода, воздух. Если ведущий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, морских животных, на слово «воздух» - названием птиц.

(После игры дети садятся за столы.)

Сюрпризный момент – «Посланник из космоса».

Входит ребенок в костюме инопланетянина, в руках он держит блестящую коробку и плакат, сложенный в рулон.

Ребенок-«инопланетянин». Здравствуйте, земляне! Мы жители другой планеты обеспокоены тем, что происходит с вашей планетой Земля. Я принес Вам фотографию, которую мы сделали из космоса. Наблюдая за вашей планетой, мы обнаружили, что из голубой она становится серой. Когда-то давно мы пережили экологическую катастрофу на своей планете, и мы не хотим, чтобы у вас произошла эта беда. Сможете ли вы сохранить природу на Земле?

Воспитатель выставляет плакат – фотографию, которую принес инопланетянин, рассматривает вместе с детьми, спрашивает, что они видят на фотографиях.

Дети. На фотографиях видно, что из труб идет отравленный черный дым, который поднимается вверх; на берегу реки сбросили в воду мусор; на берегу моря лежит погибшая рыба, потому что в воду разлили нефть; птица не может взлететь, потому что у нее слиплись перья из-за мазута, который попал в море.

Воспитатель. Время, в которое мы живем, - особенное. Люди посылают ракеты в космос, во всех концах Земли возводят заводы, строят дороги, города. И своей деятельностью люди сильно загрязняют окружающую природу, что природа начинает гибнуть.

Ребенок-«инопланетянин» читает стихотворение

Ну, а теперь о самом важном –

Взглянуть на вашу Землю страшно!

Вода мутнеет с каждым днем.

А воздух! Сколько грязи в нем!

Когда-то чистый, голубой,

Теперь он грязный и больной.

Погибнуть может все живое

Земля, что сделали с тобою!

Ребята, вы сможете помочь своей планете, если выполните задания, которые находятся в этом контейнере.

Воспитатель приглашает «инопланетянина» остаться с детьми и посмотреть, как они будут выполнять задания.

Воспитатель достает из контейнера два разноцветных конверта, открывает конверт зеленого цвета, на котором написано «Мир животных», читает задания.

Задание 1. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Воспитатель. Дети, сейчас я вам раздам карточки с изображением птиц. Внимательно рассмотрите их, вспомните, как они называются. Надо найти лишнюю птицу, объяснить, почему она лишняя, как можно одним словом назвать остальных птиц.

Дети высказывают свои ответы.

Ворона, попугай, синица, воробей. (Попугай.)

Какаду, колибри, пингвин, райская птица. (Пингвин.)

Трясогузка, грач, свиристель, кукушка. (Свиристель.)

Утка, лебедь, гусь, ласточка. (Ласточка.)

Задание 2. Дидактическая игра «Кто, где живет».

Воспитатель. Дети, в этой игре надо определить, где живет данное животное или птица, и как называется их дом.

У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

Воспитатель показывает картинки : грач, утка, ласточка, скворец, бобер и другие.

Дети. Это перелетная птица – грач, она строит свое гнездо на высоких деревьях из прутиков и веточек.

Дети. Это животное называется бобр. Его дом называется хатка, и строит он свой домик посередине реки из веток деревьев.

(Дети говорят свои ответы по другим карточкам.)

Физкульминутка «Мы по лугу прогулялись»

Мы по лугу прогулялись

И немножко отдохнем. (Шагаем на месте.)

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед, (Развели руки в стороны, вперед.)

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети (Присели.)

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали. (Встали.)

Дружно хлопаем, (Хлопаем в ладоши.)

Ногами топаем! (Топаем ногами.)

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)

Ребенок-инопланетянин. Молодцы, ребята, с заданиями в зеленом конверте вы справились, теперь вам надо выполнить задание в красном конверте, который называется «Правила охраны природы»

Задание 1. «Наведите порядок на территории детского сада».

Дидактическая игра «Ромашка».

Воспитатель. Дети, нам необходимо навести порядок на территории детского сада. Посмотрите на эту необычную ромашку с разными лепестками, на каждом лепестке есть карточка с заданием. Прочитаем задание на синем лепестке: «Собрать мусор». Вы должны среди карточек, расположенных на столе, выбрать те, на которых изображены предметы для труда; надо рассказать, как вы будете выполнять задание.

Ответы детей.

Чтобы собрать мусор на участке, сначала надо подмести веником мусор в кучу, взять совок и собрать мусор в ведерко и отнести в контейнер для мусора.

Если мусора много, то его можно собрать совком на носилки (или тележку) и отнести тоже в контейнер для мусора.

Так дети говорят свои ответы по другим карточкам-заданиям: «Подмести дорожки», «Вскопать землю возле деревьев и кустов», «Полить цветы», «Вскопать землю на клумбе для посадки цветов».

Задание 2. «Знаете ли вы правила поведения в природе

Дидактическая игра «Экологический светофор».

Воспитатель дает каждому ребенку два круга (зеленый и красный).

Воспитатель показывает сюжетную картинку.

Ребята. Расскажите, что вы видите на картинке? Дайте оценку действиям детей. Если вы считаете, что дети ведут себя правильно, не наносят вред природе, то показываете зеленый круг, «зажигаете зеленый свет», а если неправильно, то показываете красный круг, «зажигаете красный цвет».

Дети по каждой сюжетной картинке высказывают свои ответы-рассуждения.

Дети. На картинке изображено, как девочка бросает мусор в реку. Нельзя засорять реки мусором, потому что в реке живут рыбы, которые могут порезаться об консервные банки и погибнуть. На реку приходят люди отдыхать, купаться, они могут наступить на мусор, порезать ноги. Девочка ведет себя неправильно.

(Все дети показывают отрицательное отношение к этому поступку, показав красный кружок.)

Воспитатель показывает детям следующую сюжетную картинку «Дети вешают скворечник».

Дети. На картинке изображено, как дети вешают скворечник на дереве. Они делают хорошее дело, заботятся о птицах, которые прилетели весной из теплых стран. Птицы летают вокруг детей, чтобы скорее заселиться в скворечник. Дети совершают хороший поступок.

(Все дети показывают положительное отношение к этому поведению детей, подняв кружок зеленого цвета.)

Воспитатель показывает детям следующие сюжетные картинки: «Дети сажают деревья», «Дети моют велосипед в реке», «Дети разоряют птичьи гнезда», «Мальчик ловит бабочек и стрекоз», «Дети поливают деревья», «Мальчик делает скворечник».

(Дети высказывают свои ответы-рассуждения по каждой сюжетной картинке и в соответствии с оценкой поступков детей показывают красный или зеленый круг.)

Ребенок-инопланетянин: Ребята, в следующем задании вы должны определить, кто же является главным в природе

Задание 3. Дидактическая игра «Берегите природу»

Воспитатель выставляет перед детьми круг, разделенный на пять секторов.

На каждом секторе помещены по одной картинке с изображением частей природы (растения, звери, птицы, насекомые, человек).

Воспитатель убирает картинку «Растения», спрашивает детей :

Ребята, если в природе не будет растений (деревьев, цветов, травы, овощей, злаковых, что произойдет с животным миром и человеком?

Дети высказывают свои ответы.

Если исчезнут растения, то погибнут насекомые, потому что они питаются соком цветов.

Погибнут птицы, потому что не будет семян, зерен, не будет еды; птицам негде будет вить гнезда, если не будет деревьев.

Погибнут животные (зайцы, лоси, олени, домашние животные, которые питаются травой.

Человек не сможет жить без растений - без фруктов, овощей, зерновых культур. Без растений на планете Земля все погибнут.

(Воспитатель возвращает картинку «Растения» на круг и убирает картинку Насекомые».)

Дети высказывают свои ответы

Если исчезнут насекомые, то растения не смогут давать плоды и семена, так как некому будет их опылять, и со временем растения могут исчезнуть.

(Воспитатель возвращает картинку «Насекомые» на место и убирает картинку «Птицы».)

Дети высказывают свои ответы.

Если в природе исчезнут птицы, то появится много насекомых-вредителей, которые уничтожат все растения: гусеницы уничтожат все листья на деревьях, появится много жуков-короедов, от которых деревья погибнут.

Не будет еды травоядным диким и домашним животным. У людей не будет урожая в саду и на огороде.

(Воспитатель возвращает картинку «Птицы» на место и убирает картинку «Звери».)

Дети высказывают свои ответы.

Если исчезнут травоядные животные, то хищные животные останутся без еды и будут погибать. У человека не будет домашних животных. Не будет продуктов питания (молока, мяса, масла.)

(Воспитатель возвращает картинку «Звери» на круг.)

Воспитатель. В природе все взаимосвязано. Человек – часть природы. Если одна из частей живой природы исчезнет, то могут погибнуть и другие части, в том числе и человек. Поэтому человек должен бережно относиться к окружающему миру природы. Тогда наша планета останется голубой, с чистыми реками и озерами, с зелеными лесами, где растут цветы и поют птицы, живут дикие животные. И все люди смогут наслаждаться чудесными звуками природы.

Звучит аудиозапись «Голоса природы».

Ребенок читает стихотворение.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг – природа.

Воспитатель. Ребята, 22 апреля на всей планете отмечается Международный День Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха.

В этот день юных защитников природы посвящают в «Юные экологи».

Ребенок-инопланетянин награждает детей значками «Юный эколог».

III. Итог занятия.

- Что вам понравилось и запомнилось на занятии?

- Что нового вы узнали?

Публикации по теме:

Дидактическая игра по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Что растёт в огороде?»Дидактическая игра по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Что растёт в огороде?» Цель игры:Продолжать формировать представления детей об овощных культурах,правилах их жизнеобеспечения и пользе для человека. В игру возможно.

Конспект беседы по экологическому воспитанию «Что мы знаем о зимующих птицах?» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект беседы по экологическому воспитанию «Что мы знаем о зимующих птицах?» с детьми старшего дошкольного возраста Цель:Уточнить и закрепить представления детей о знакомых зимующих птицах родного края, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих.

Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Лук репчатый: польза и вред» Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Лук репчатый -польза и вред». Тема: «Лук репчатый – польза.

Конспект НОД по экологическому воспитанию старшего дошкольного возраста «Вырастим цветы для нашей группы».Конспект НОД по экологическому воспитанию старшего дошкольного возраста «Вырастим цветы для нашей группы». Конспект НОД по экологическому воспитанию старшего дошкольного возраста «Вырастим цветы для нашей группы». Воспитатель: Должикова Александра.

Конспект ООД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Чудо-ягода шиповник»Конспект ООД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Чудо-ягода шиповник» Конспект ООД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Чудо ягода-шиповник». Тема: «Чудо ягода-шиповник». Возрастная.

Квест-игра по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Защитники природы»Квест-игра по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Защитники природы» Игра началась в группе. Ребята получили письмо от Феи Природы, в котором она благодарила ребят за то, что весь год они были активными.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 11Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 11 ПЛАНИРОВАНИЕ. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН целевых прогулок и экскурсий на весенний период. МАРТ Экскурсия в парк «Ранняя весна». Цель. Закрепить.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 18Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 18 ПЛАНИРОВАНИЕ. ТРУД В ПРИРОДЕ. СЕНТЯБРЬ. • Сбор осенних листьев для гербария. • Сбор семян календулы. • Сбор плодов дуба в школьном саду.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 21Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 21 КАРТОТЕКА РЕЧЕВЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. ТЕМА "ПТИЦЫ" Эта птица известна всем. Её оперение контрастное, черно-белое. Она приспособилась.

Занятие по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Защитники природы» Тема непосредственно образовательной деятельности «Защитники природы»Цели и задачи: продолжать прививать навыки экологически грамотного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Юные защитники природы»
Опубликовано: 30 мая 2021 в 12:18
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД