Лучший педагог года

Конспект НОД по экспериментированию для детей старшей группы «Занимательные опыты»

Cветлана Пурова
Конспект НОД по экспериментированию для детей старшей группы «Занимательные опыты»

Конспект НОД по экспериментированию для детей старшей группы

Тема: «Занимательные опыты»

Воспитателя МБДОУ д/с №5 «Родничок» г. Ворсма Пуровой Светланы Михайловны

Задачи:

- обследовать предмет, выделяя выраженные качества и свойства;

- развивать мыслительные операции, делать выводы;

- воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности;

- формировать у детей элементарные представления о свойствах магнита;

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- активизировать словарь детей.

Публикация «Конспект НОД по экспериментированию для детей старшей группы „Занимательные опыты“» размещена в разделах

Предварительная работа:

Беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций, наблюдения на прогулке за ветром; игры с магнитной доской, магнитными буквами; игры с магнитом в уголке экспериментирования, знакомство с правилами безопасного поведения во время экспериментирования.

Материалы: Магниты, металлические скрепки (шарики). Пластмассовые пуговицы, деревянные карандаши, кусочки ткани; полиэтиленовые пакеты, листы бумаги и воздушные шарики (на каждого ребенка); картинки с изображением свойств воздуха, чеснок, освежитель воздуха.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла Мальвина, но она, почему то грустная. Давайте спросим ее, почему она такая грустная? Здравствуй Мальвина. Ты почему плачешь? Что у тебя случилось?

Мальвина: Ах, как мне грустно! Я очень расстроена! Этот несносный мальчишка опять безобразничает.

Воспитатель: О ком ты говоришь Мальвина? Кто опять безобразничает?

Мальвина: Вы хорошо его знаете. Это деревянный мальчик с длинным носом. Воспитатель: Ребята, о ком говорит Мальвина?

Дети: О Буратино.

Воспитатель: Чем же он тебя расстроил Мальвина?

Мальвина: Буратино не хотел заниматься, разбросал все и убежал на улицу.

Воспитатель: Не плачь, мы тебе поможем. Правда, ребята? Что нужно собрать?

Мальвина: Скрепки. Но боюсь, у вас ничего не получится! Он рассыпал целую коробку, это очень много, а ребят мало! А вдруг вы не заметите скрепку и оставите лежать ее на полу. Это очень опасно, можно поранится.

Воспитатель: Не волнуйся Мальвина, мы с ребятами знаем один способ, который поможет нам быстро справиться с работой и собрать все скрепки до одной. Ребята, из какого материала сделаны скрепки?

Дети: Из металла.

Воспитатель: Правильно, а теперь отгадайте загадку:

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

С ним и незрячий непременно,

Найдет иголку в стоге сена.

Дети: Магнит.

Воспитатель: Молодцы вы отгадали загадку. Мы знаем, что магнит притягивает металлические вещи. И с его помощью мы быстро все соберём. Стоит нам только провести магнитом сверху по всей поверхности, то все металлические вещи сами притянутся к нему.

Опыт№1 «Металлические предметы можно легко собрать с помощью магнита»

Вызвать несколько детей для выполнения (дети собирают магнитом скрепки с пола)

Воспитатель: Ребята, а все ли вещи притягиваются к магниту?

Дети: Нет. Только металлические.

Воспитатель: Значит, чтобы проверить сделан предмет из металла или нет, мы можем тоже с помощью магнита.

Опыт № 2 «Все ли притягивает?»

(несколько металлических предметов, пластмассовые пуговицы, карандаши и лоскуты ткани)

Воспитатель: какие предметы вы видите на столе?

Дети подносят магнит поочередно к каждому предмету.

В ходе эксперимента дети определяют, что магнит притягивает только железные предметы, а остальные нет.

Уточнить с детьми, из чего сделаны предметы, находящиеся на столе.

Воспитатель: ребята, а вы хотите послушать рассказ, почему магнит назвали магнитом?

Дети: да.

Воспитатель: По старинной легенде в давние времена на горе Ида, пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис, понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".

Воспитатель: ребята, если мы накроем магнит, сверху бумажным листом будет ли он притягивать металлические предметы, или его магнитная сила исчезнет?

Ответы детей.

Воспитатель предлагает провести опыт №3 «Действует ли магнит через бумагу?»

К листу бумаги, поднятому над столом, снизу прикладывается магнит. На листе бумаги находится металлическая скрепка. Она притягивается магнитом и перемещается вслед за ним по листу бумаги.

Дети делают вывод: магнит притягивает железные предметы через бумагу.

Воспитатель: А как вы думаете, если накрыть магнит тканью будет ли тогда он притягивать предметы?

Опыт №4 «Действует ли магнит через ткань?»

На столе под салфеткой находится металлическая скрепка. К середине салфетки дети подносят магнит. Салфетка поднимается вслед за магнитом. Развернув салфетку, дети видят, что в ней находится металлическая скрепка.

Дети делают следующий вывод: магнит притягивает металлические предметы через ткань.

Воспитатель: Магниты - это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы. Но магнит притягивает только некоторые металлы: железо, сталь, никель. Другие металлы: (алюминий) магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.

Воспитатель: Ребята ну вот мы и помогли нашей гостье Мальвине, а заодно узнали очень много интересного. Что бы Мальвина, не грустила, давайте подарим ей воздушный шарик (показывает спущенный воздушный шар)

Ой, ребята, у нас только такой шарик и боюсь, он не понравится Мальвине. Как вы думаете, почему шарик такой? Что надо сделать, чтобы он стал круглым и красивым?

Дети: В нем нет воздуха. Нужно его надуть. (Дети надувают шарики).

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку, и вы узнаете, что находится в шарике, когда вы его надули, и что помогает ему принимать круглую форму.

Через нос проходит в грудь

и обратный держит путь.

он невидимый, но все же

без него мы жить не можем.

Дети: Воздух.

Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Воспитатель: Одно из свойств воздуха, то что он невидим (вывешивает на доску картинку с изображением этого свойства)

Воспитатель: Невидимый! Может, его и нет вовсе? Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Опыт 5. № «Поймаем воздух»

Воспитатель: Ребята возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: В пакете ничего нет, он пустой.

Воспитатель: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом? Дети: Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.

Воспитатель: пакет наполнился воздухом. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. Значит, воздух есть вокруг нас. А имеет ли форму воздух? Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха, он весь вышел.

Как узнать, что воздух существует?

Дети делают вывод: его надо поймать и поместить в оболочку. Воспитатель выполняет тот же опыт, только с большим пакетом. Дети делают вывод, что воздух не имеет объема и формы. Воспитатель вывешивает картинку с изображением

«Воздух не имеет формы»

Воспитатель: А можно ли его потрогать руками? (Дети пробуют воздух на ощупь, делают вывод, что его нельзя потрогать, а значит, он не имеет формы). Воспитатель вывешивает

на доску картинку с изображением этого свойства воздуха.

Воспитатель: Давайте наберем воздух в пакет, чуть-чуть откроем его и понюхаем. Чем пахнет воздух?

Дети делают вывод: воздух не имеет запаха. (Воспитатель вывешивает на доску картинку с изображением четвертого свойства воздуха)

Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? Дети: Без вкуса.

Воспитатель: Еще одно свойство воздуха - он не имеет вкуса.

Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. По запаху, перенесенной нашей няней из кухни еды, мы догадываемся, какое блюдо приготовили нам на завтрак и обед.

Воспитатель просит детей закрыть глаза и дает детям понюхать чеснок.

Воспитатель: Чем пахнет воздух сейчас? Ответы детей

Затем подносит детям апельсин. А сейчас чем пахнет воздух?

Дети делают вывод, что воздух не имеет запаха, а только переносит его.

Воспитатель вывешивает на доску картинку с изображением свойства воздуха - он не имеет запаха.

Воспитатель: Итак, ребята, давайте посмотрим на доску и с помощью подсказок еще раз назовем свойства воздуха.

Рассказ воспитателя. Воздух это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было воздуха, всё живое погибло в палящих лучах Солнца днём, а ночью от холода. Ветер – это движение воздуха. Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты запасаются воздухом с Земли. Воздух необходим всем существам на Земле для того, чтобы дышать и жить. Мы вдыхаем воздух чистым, а выдыхаем – плохой. А растения – наоборот, вдыхают листьями плохой, а выдыхают хороший. Они очищают воздух. Ветер помогает растениям: сдувает пыль с листьев, разносит семена растений по всей Земле. Воздух – это неживая природа, но он тесно связан с живой природой.

Дети благодарят Мальвину, прощаются с ней и дарят ей шарики.

Публикации по теме:

Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Испекли мы колобок. Соленое тесто»Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Испекли мы колобок. Соленое тесто» Уважаемые коллеги, доброе утро! Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по экспериментированию в старшей группе детского сада. Экспериментирование.

Занимательные опыты для старших дошкольников с водой и со льдом «Месяц февраль — экспериментам государь»Занимательные опыты для старших дошкольников с водой и со льдом «Месяц февраль — экспериментам государь» Доброго времени суток, друзья и уважаемые коллеги! В завершении многогранной темы «Арктика и Антарктика» мы решили в группе провести занимательные.

Фотоотчёт «Невероятное научное ШОУ» — занимательные опыты для детейФотоотчёт «Невероятное научное ШОУ» — занимательные опыты для детей В начале осени в наш детский сад "Кораблик" приехали сотрудники научной лаборатории с программой " Невероятное научное шоу". Научное Шоу-это.

Занимательные опыты с воздухом и водой в старшей группеЗанимательные опыты с воздухом и водой в старшей группе Занимательные опыты с воздухом и водой. Цель и задачи: Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности;.

Конспект НОД «Магнит и некоторые его свойства» по экспериментированию в старшей группе Тема: «Магнит и некоторые его свойства». Цель: Создание социальной ситуации в процессе совместной деятельности: «Магнит и некоторые его.

Конспект по экологическому воспитанию детей «Опыты с водой. Очистка воды» в старшей группе «Опыты с водой - очистка воды» в старшей группе. С использованием технологии системно-деятельного подхода. Цель: С помощью опытно-экспериментальной.

Мастер-класс для педагогов по экспериментированию «Опыты с детьми»Мастер-класс для педагогов по экспериментированию «Опыты с детьми» Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Опыты с детьми» Цель мастер-класса: повысить профессиональное мастерство педагогов-участников.

Опыты для детей старшей группы «Знакомство со свойствами бумаги»Опыты для детей старшей группы «Знакомство со свойствами бумаги» Задачи: Формировать представления дошкольников о свойствах бумаги на основе проведения опытов, развивать познавательный интерес к свойствам.

Конспект открытой образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе «Свойства воздуха»Конспект открытой образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе «Свойства воздуха» Конспект открытой образовательной деятельности по экспериментированию в старшей -Б группе Тема: «Свойства воздуха Интеграция образовательных.

Видеоотчет «Занимательные физические опыты в нашей лаборатории» Доброго времени суток, уважаемые педагоги! Хочу поделиться новостями из нашей лаборатории "Хочу все знать". До конца учебного года, а значит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по экспериментированию для детей старшей группы «Занимательные опыты»
Опубликовано: 20 июля 2020 в 14:17
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД