Ольга Крохалева
Конспект НОД «Путешествие Колобка» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 1» г. Шумихак
Конспект НОД
"Путешествие Колобка" в старшей группе.
Конспект логопедического занятия направленного на развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей с использованием здоровьесберегающих технологий
Составила учитель-логопед
Крохалева О. Н.
Январь 2019г
Цели и задачи:
Коррекционно-образовательные:
• учить детей давать характеристику звуку [ш]], подбирать слова на заданный звук.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие Колобка“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
• познакомить детей с обозначением звука [ш] и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки;
• познакомить с понятием «согласный глухой звук»;
• учить выделять звук в словах.
Коррекционно-развивающие:
• развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
• развивать фонематические процессы;
• развивать дыхание и голос;
• закреплять понятия: «звук»;
• совершенствовать коммуникативные умения и навыки детей;
• повышать речевую активность;
• развивать мелодико-интонационную и просодическую стороны речи;
• развивать психические процессы;
• повышать работоспособность и выносливость.
Коррекционно-воспитательная:
• воспитывать у детей умение доводить до конца начатое дело, усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.
Оборудование: презентация с картинками персонажей сказки, листочки с картинками со звуком ш, речка, мостик, счетные палочки, картинки для артикуляционной гимнастики, иллюстрация "Буква ш", магнитофон, ноутбук., шарики су-джок, мячики маленькие.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Чтобы вежливыми быть, нужно здравствуй говорить,
Всем кого б ни встретил - это знают дети.
Скажешь здравствуй, и в ответ, прозвучит
Дети: Привет-привет!
Но привет мы говорим только друзьям- ровесникам, а взрослым мы говорим : «Здравствуйте!»
Логопед: Давайте поздороваемся с нашими гостями (дети здороваются).
А теперь поздороваемся друг с другом.
2. Основная часть.
Мы с вами научились произносить уже многие звуки, в том числе и звук ш.
Давайте пошипим: ШШШШШ. Как выходит воздух легко или встречает преграду?
А что же это за преграда? (зубы).
Значит звук «ш» будет согласным
Теперь положите руку на горлышко и произнесите звук «ш». Горлышко молчит или дрожит? (молчит)
Значит этот звук глухой.
А на письме этот звук будет обозначаться буквой «ш» - показ буквы. Мы еще вернемся к звуку ш, а теперь отгадайте загадку
Педагог:
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал
А лисице на зубок
Все ж попался. (колобок)
А давайте придумаем свою сказку про Колобка,
«Как колобок познакомился со звуком ш»
А поможет нам в этом наша умная голова
Давайте сделаем гимнастику для мозга. Она поможет вам стать внимательными, активными, снять напряжение!
Кинезиологические упражнения.
•«Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
А рассказать сказку нам поможет? (язычок).
Артикуляционная гимнастика.
Дети выполняют упражнения согласно услышанному тексту и увиденной картинке:
«Открываем ротик – дом, кто хозяин в доме том?
В нём хозяин – Язычок, на губу лопаткой лёг («Лопаточка»).
Язычок гулять собрался, он умылся, причесался (облизать губы по кругу, расческа).
На прохожих оглянулся, влево, вправо повернулся. («Часики»).
Вниз упал, наверх залез.
Ам и в ротике исчез.
Ну вот теперь вы готовы придумать интересную сказку? Тогда начинаем.
СЛАЙД 1,2
Испекла бабка Колобок. А как она его пекла, мы сейчас покажем.
Пальчиковая гимнастика «Испечем колобок» - развитие мелкой моторики.
«Собираем муку по сусекам» – дети широко расставляют пальцы, затем сжимают их в кулак.
«Месим тесто» - дети водят пальцами одной руки по ладони другой по часовой стрелке, затем меняют положение рук.
«Раскатываем тесто» - трут ладошкой о ладошку.
«Лепим Колобка» - кладут ладонь на ладонь – «катают шарик».
Испекла Бабка Колобок. Поставила на окошко остудить. Колобок лежал-лежал. Спрыгнул с окошка и покатился (дети выполняют движение под музыку 1).
1 Логоритмика «Погуляем» (развитие коммуникативных навыков, быстроты реакции).
А на пути речка. Как нам перебраться на другой берег?
Дети предлагают варианты ответов (переплыть на лодке, на катере, на корабле).
Логопед: Можно пройти по мосту. Но мостик не простой, этот мостик звуковой. Пройдет тот, кто назовет слова со звуком ш. Дети называют слова и проходят по мосту.
- Переправился колобок через речку и запел (дети поют под музыку 2) :
1. Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел.
Вот какой я колобок,
Колобок – румяный бок.
2. Ах, какой хороший я!
Как же я люблю себя!
Крепко обнимаю,
Носиком вдыхаю.
Бежит мимо зайчик. Увидел Заяц Колобка и говорит : «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит : «Не ешь меня, давай лучше поиграем». Подумал Заяц и согласился.
Игра «Собери листья». СПОКОЙНАЯ МУЗЫКА (песня листопад)
По комнате разбросаны листья, дети под спокойную музыку кружатся как листочки. Перестает музыка играть, каждый должен себе взять 1 листочек.
С обратной стороны картинка.
Посмотри на картинку и назови слово.
Какой первый звук в этом слове?
Во всех словах нам встретился звук «ш». Давайте его еще раз произнесем и понаблюдаем как мы это делаем.
Как выходит воздух легко или встречает преграду?
А что же это за преграда? (зубы).
Значит звук «ш» будет согласным
Теперь положите руку на горлышко и произнесите звук «ш». Горлышко молчит или дрожит? (молчит)
Значит этот звук глухой.
А на письме этот звук будет обозначаться буквой «ш» - показ буквы.
Зайка говорит, что у него есть инструкция как сделать букву «ш» из палочек, только вот он ничего не поймет. Давайте ему поможем.
Буква ш – дверной проем.
Мы три палочки возьмем.
их дорожкой ровной сложим.
и одну внизу положим.
Вы догадались как же сделать букву «ш» из палочек? Тогда пройдите за столы и сложите эту букву для зайчика.
Заяц благодарит детей и уходит.
Только заяц убежал, бежит на встречу Колобку Волк и говорит : «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит : «Не ешь меня, давай я лучше тебе расскажу, что я узнал про звук «ш». Волк подумал и согласился.
Дети повторяют характеристику звука «ш» - звук «ш» согласный и глухой, обозначается буквой «ш».
Удивился Волк знаниям Колобка и говорит : «Ладно, не буду я тебя есть. Но вы должны со мной поиграть».
Игра на развитие фонематического слуха «Хлопай-топай» Если услышишь звук ш – хлопай, нет этого звука- топай.
Волк благодарит детей и уходит.
Только Волк убежал, идет на встречу Колобку Медведь и говорит : «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит : «Не ешь меня, давай я лучше поиграю с тобой. И ребята мне помогут»
Медведь и говорит. Хорошо, не буду тебя есть, если покажите мне, что можно делать с этими колючими мячиками.
«Я мячом круги катаю.»
Медведь благодарит детей и уходит.
Только Медведь ушел, идёт Лисичка-сетричка. Увидела она Колобка и говорит : «Колобок, Колобок – я тебя съем».
А Колобок говорит : «Не ешь меня, я тебе стихи и чистоговорки со зв ш) расскажу» :
Ши-ши-ши- кашу ешьте, малыши
- Ладно, не буду тебя есть, если споете мне песенку.
«Жили- были бабка с дедкой.»
Какая хорошая песенка, мне очень понравилась. Спасибо.
Сказка наша кончилась, колобок очень устал.
Упражнение на расслабление «Колобок отдыхает».
Дети пропевают слова Колобка :
Я устал, я торопился,
Я чуть-чуть не заблудился.
На полянке полежу,
И на небо погляжу.
дети ложатся на ковер и отдыхают. Музыка 4
Педагог:
Тише, тише, не шумите,
Колобочков не будите!
Птички станут щебетать,
Будем глазки открывать,
Дети открывают глаза и встают.
Понравилось вам наше занятие? Что понравилось больше всего?
Колобок укатился и оставил нам сладкое угощение.
А теперь прощаться настала пора,
Скажем мы всем: «До свиданья! Пока!»