Получи документы

Конспект НОД «Путешествие по Самаре» (4 фото)

Полина Морозова
Конспект НОД «Путешествие по Самаре»

Актуальность

Воспитание у детей любви к своему отечеству – эта проблема всегда была актуальной и сложной в наше непростое время. Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу. Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет. Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше о своем городе, его истории.

Цель: изготовить и правильно расположить макеты изученных достопримечательностей, связанных с Великой Отечественной войной, на карте г. Самары.

Задачи:

Публикация «Конспект НОД „Путешествие по Самаре“» размещена в разделах

1. Познакомить с историей возникновения города.

2. Расширить знания детей о своей «малой родине», достопримечательностях, улицах города.

3. Развивать умение узнавать и правильно называть увиденные достопримечательности города.

4. Развивать диалогическую и монологическую формы речи.

5. Расширить знания детей о городе в годы Великой Отечественной войны.

6. Развивать умение из заготовок, геометрических фигур составлять предметы.

7. Развивать умение ориентироваться на карте Самары, находить нужные улицы.

Предварительная работа: беседы о городе Самаре, о Родине, заучивание стихов о Самаре, беседы о Великой Отечественной войне, героях-земляках, рассматривание альбомов, фотографий.

Словарная работа: достопримечательность, «малая родина», городок-крепость, бурлаки, горельеф, фашистские узники, труженики тыла.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, гости! Ребята, посмотрите, какие фотографии принес Леша. Леша, расскажи, пожалуйста, где ты побывал.

Дети рассматривают фотографии. Леша рассказывает, что на фотографиях достопримечательности нашего города.

Воспитатель: Ребята, а что такое достопримечательности?

Дети: Достопримечательности - место или объект, заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо.

Воспитатель: Правильно. Ребята, как называется то место, где человек родился?

Дети: Родина.

Воспитатель: Россия - это наша Родина, а Самара – это малая родина. Как вы думаете, что такое малая родина?

Дети: Это то место, где человек вырос: дом, улица, детский сад, школа.

Воспитатель: О Родине написано много стихов, песен, пословиц и поговорок. Послушайте стихотворение о Самаре.

Дети читают стихи.

Самара - наш город родной и прекрасный!

Самара - наш светлый, безоблачный край.

Мы любим его и отнюдь не напрасно

Живём и находим в нём собственный рай!

И волжских просторов - широких и чистых

Никто не забудет - нигде, никогда!

А гор жигулёвских, вершин серебристых,

Нам видеть и помнить дано навсегда!

Майя Юрасова.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Разделимся на две команды. Как назовем команды?

Дети предлагают варианты.

Воспитатель: Итак, команды выполняют различные задания, за правильные ответы получают звездочки, чья команда наберет больше звездочек выигрывает.

Почему наш город так называется?

Дети: Город расположен на левом возвышенном берегу Волги напротив Самарской Луки, при впадении в неё реки Самары (отсюда название города)[1].

Дети: Название нашего города произошло от греческих слов «Самар» - купец, торговец и «Ра» - древнее название Волги.

Воспитатель: Версий о том, почему наш город так называется много, когда вы станете взрослыми, может быть кто-то захочет стать историком или археологом, и у вас будет возможность в этом разобраться и сделать свои открытия.

Много, много лет назад на берегу реки Самарки за несколько месяцев был срублен бревенчатый городок-крепость, для защиты волжского пути от нападения врагов. Руководил строительством воевода Григорий Засекин. Найдите изображение крепости и памятник Засекину.

Дети выбирают картинки, которые воспитатель располагает на доске.

Воспитатель: Самара изначально была небольшим бревенчатым городком с одной церковью, десятью сторожевыми башнями. Ее гарнизон отражал набеги степных кочевников да лихих разбойников. На какой реке стоит Самара?

Дети: На Волге.

Воспитатель: Найдите фотографию Волги. Что здесь еще изображено?

Дети: Жигулевские горы.

Воспитатель: Ребята, расскажите, какие еще достопримечательности есть в вашем городе.

Дети: Самарский театр оперы и балета.

Воспитатель: Где театр находится?

Дети: На площади Куйбышева. Это самая большая площадь в Европе. Здесь проходят разные праздники: День города, Масленица, новогодние праздники, парад, посвященный Дню Победы.

Воспитатель: Здесь провожают и встречают друзей, знакомых и родных и с тихой грустью замечают, как неуютно нам без них.

Дети: Это железнодорожный вокзал. Очень красивый, просторный.

Дети: Символ нашего города - «Ладья» находится на набережной.

Воспитатель: Наша набережная очень красивая. А какие памятники еще есть на набережной?

Дети: Бурлаки на Волге, памятник князю Засекину – основателю города.

Воспитатель: В прошлом году в честь 170-летия со дня рождения Илья Репина открыт памятник, который повторяет картину «Бурлаки на Волге», написанную у нас в Ширяево. Великий русский художник жил и работал в Самаре. Бурлаки кто это?

Дети: Бурлаки – это рабочие, которые с помощью веревки тянули суда против течения.

Дети: Символ Самары, ракета-носитель «Союз», кстати единственный в мире экспонат, который установлен на постамент вертикально. Здесь же музей «Самара космическая».

Самарская Государственная филармония.

Музей Детская картинная галерея. Пряничный домик. Особняк Клодта.

Цирк им. О. Попова.

Площадь Чапаева, театр драмы.

Забавный памятник отопительной батарее находится на Волжском проспекте.

Воспитатель: Давайте отдохнем и поиграем в игру «Назови улицу» : бросаем мяч друг другу и называем улицу, повторяться нельзя, кто не сможет вспомнить название улиц нашего города, выходит из круга.

Дети играют.

Дети садятся, звучит музыка «Вставай, страна огромная».

Воспитатель: Ребята, о какой войне поется в песне.

Дети: Великая Отечественная война.

Воспитатель: Мы с вами уже не раз говорили, какая дата отмечается в этом году?

Дети: 70-летие Великой Победы.

Воспитатель: Наш город, во время войны назывался Куйбышев, был запасной столицей: сюда были эвакуированы многие заводы. Неудивительно, что в Самаре есть целый ряд памятников, посвящённых Великой Отечественной войне. Какие?

Дети: Площадь Славы. В центре площади находится символ Самары - Монумент Славы. Памятник создан в честь рабочих авиационной промышленности Самары, совершивших свой трудовой подвиг во время войны. На пьедестале стоит рабочий и держит в поднятых руках крылья. Во время войны здесь выпускался самолёт — штурмовик Ил-2.

Здесь же на площади Славы – Вечный огонь и горельеф «Скорбящей Матери-Родине». (Горельеф – скульптурное изображение на плоскости, в котором фигуры выступают над поверхностью.)

На Самарской площади находится фонтан в честь 30-летия Победы.

Памятник штурмовику Ил-2 - настоящий самолёт-штурмовик Ил-2, построенный в Куйбышеве на авиационном заводе, сбитый в бою во время Великой Отечественной войны.

Памятник шофёрам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, – «1941-1945. Шофёрам и машинам. Потомкам пример». Автомобиль ЗИС - 5 прошел всю Великую Отечественную войну (полуторка).

Стела в честь победы в Великой Отечественной войне в парке Победы. На мемориальной стене высечены имена куйбышевцев-участников Парада Победы 24 июня 1945 года, а также имена Героев Советского Союза, в честь которых названы улицы в Советском районе – Ивана Булкина, Ольги Санфировой, Николая Гастелло, Дмитрия Карбышева.

Памятник малолетним узникам фашистских концлагерей. Памятник детям, которые во время войны жили и работали в немецких лагерях.

Памятник «Несовершеннолетним труженикам тыла 1941 – 1945 гг. благодарная Самара» (скульптор Иван Мельников) установлен около фонтана в честь 40-летия Победы на улице Осипенко.

Памятная стела лётчице Ольге Санфировой. Ольга Санфирова родилась в Самаре, погибла в ночь на 13 декабря 1944 года – её самолёт был сбит, но сама лётчица погибла от мины, на которую наступила при отходе с места высадки, ей присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Две станции самарского метро связаны с Великой Отечественной войной. Станция «Безымянка». Её оформление напоминает о трудовом подвиге тылового города, на заводах которого производилось вооружение для фронта, самолёты. Станция «Победы». Над путями станции помещены крупные металлические изображения ордена Победы и надписи «1945».

Воспитатель: На какой улице находится детский сад?

Дети: Аэродромная.

Воспитатель: Как вы думаете, почему улица так называется?

Дети: На месте этой улицы (в прямоугольнике нынешних улиц Мориса Тореза - Авроры - Партизанской - Мяги) находился аэродром. В годы Великой Отечественной войны здесь встречали многие иностранные делегации. Он был отмечен на немецких разведывательных картах.

Воспитатель: Ребята, у нас есть карта города, давайте попробуем из заготовок сделать достопримечательности Самары и установить их на карте.

Дети распределяют задания и приступают к выполнению.

Звучит музыка военных лет.

Воспитатель: Мы расположили на карте самолет Ил-2, Вечный огонь, пушку (или танк) в парке Победы, автомобиль ЗИС-5. Все эти памятники связаны с Великой Победой нашего народа. Давайте послушаем стихотворение Жанны Николаевны Синючковой, которое нам прочитает Ксюша.

Всенародный праздник – День Победы

Долго будет нам напоминать

О войне. Потерях. Страшных бедах,

Что пришлось народу испытать.

О работе до изнеможенья,

О боях за пядь родной земли,

О кровопролитных тех сраженьях,

Что к победе в мае привели!

Той войны огонь остался в прошлом.

В этот день приносим мы цветы

Тем, кого вернуть уж невозможно,

Перед кем в долгу и я, и ты.

Среди нас все меньше ветеранов…

Их, людей с нелегкою судьбой,

Защищавших будущее рьяно, -

Берегите! Мир им и покой!

Пусть живут и здравствуют подольше.

Счастья им, улыбок и добра!

Пусть в их жизни света будет больше,

Пусть в их честь салют гремит. Ура!

В этот день я слез своих не прячу –

В День Победы я их не стыжусь.

Радость вперемежку с грустью значат,

Что Я ПОМНЮ и что Я ГОРЖУСЬ!

Воспитатель: Ребята, давайте скажем нашим гостям до свидания, до скорых встреч!

Конспект НОД «Путешествие по Самаре»
Фото «Путешествие по Самаре»
Конспект НОД - фото
Фото №1 Актуальность Воспитание у детей любви к своему отечеству эта проблема всегда была актуальной и сложной в наше непростое время
Публикации по теме:

Поделка из пряжи «Осень в Самаре»Поделка из пряжи «Осень в Самаре» Данная поделка выполнена совместно с детьми подготовительной группы. На фанеру предварительно был нанесён рисунок. Затем мы вместе с детьми.

Занятие по краеведению «Путешествие мальчика Алеши по Самаре» Цель: расширять представления об историческом прошлом и культуре города Самары. Формировать чувство гордости за свой город. Программные.

Автор публикации:
Конспект НОД «Путешествие по Самаре»
Опубликовано: 16 мая 2015 в 16:26
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД