Анна Гулевич
Конспект НОД по развитию речи «Лексические игры и упражнения» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
«Коммуникативная деятельность» /Развитие речи/
Тема: «Лексические игры и упражнения» для детей подготовительной к школе группы
Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи
Программные задачи:
Закрепить в речи детей обобщающие понятия по теме, умение образовывать относительные прилагательные, умение находить подходящее слово, отвечать на вопросы;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Лексические игры и упражнения“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивать у детей слуховое восприятие, словарный запас, грамматически правильную речь;
Воспитывать умение работать коллективно, дружно; воспитывать внимание, усидчивость, интерес к занятию, желание учиться;
Методы и приемы:
Словесные: вводная беседа, решение проблемной ситуации, стихотворение И. Сурикова «Зима», вопросы к детям, пояснения, актуализация раннее полученных знаний;
Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;
Игровые: игровой персонаж «Снежинка», физминутка «Зимний лес», упражнение «Доскажи словечко», игра "Какой? Какая?", игра: «Перескажи», игра "Скажи наоборот", игра «Найди разницу», упражнение «Сравните выражение».
Материал и оборудование: Картинки белочка, зайчик, снежинка.
Ход НОД:
1. Мотивация: введение в ситуацию
Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся и настроимся на занятие!
Я люблю наш детский сад
В нём полным полно:
Мышат? - Нет
Цыплят? - Нет!
Утят? - Нет
Бельчат? - Нет!
Ребят? - Да!
Знаю я, когда мы вместе
Настроение чудесней!
Что ж, пора нам заниматься,
Будем очень мы стараться!
(дети садятся на места)
Воспитатель: Ребята сегодня у нас необычное занятие. Мы сегодня будем играть. Какие игры вы знаете? (Предполагаемые ответы детей - подвижные, настольные, и т. д.)
Воспитатель: Мы сегодня будем играть в речевые игры. Это игры, которые формируют нашу речь.
2. Актуализация опыта участников деятельности:
Воспитатель: Сегодня утром к нам залетела снежинка. Как вы думаете, как она у нас оказалась? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Предполагаемые ответы детей - зима).
Воспитатель: Почему вы так думаете? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте подумаем, что любит Зима? (Предполагаемые ответы детей - снег, холод, снежинки)
- Скажите, как называется такое явление природы, когда идет снег? (Предполагаемые ответы детей - снегопад).
- А как называется такое явление природы, когда идет снег и дует ветер? - (Предполагаемые ответы детей - метель).
- А что такое сугробы? (Предполагаемые ответы детей - сугробы – это много, много снега, который намела метель).
- Какие зимние месяцы мы знаем? (Ответы детей).
- А сейчас у нас какой идет месяц? (Ответы детей).
- Назовите мне, пожалуйста, признаки зимы (Предполагаемые ответы детей - холодно, морозно, дни короткие, ночи длинные, идет снег, все покрыто снегом, а река покрыта льдом, земля замерзшая, люди надевают теплую одежду, стало мало птиц, исчезли насекомые, растения спят, деревья стоят без листвы. Некоторые животные залегли в спячку, другие изменили окраску).
Воспитатель: За зимнюю красоту люди придумали ей ласковые названия: «Зимушка - зима», «Гостья - зима», «Зима-волшебница». И каждого человека она очаровывает своей красотой. Поэты, художники, композиторы очень часто в своих произведениях любят рассказывать нам о зиме. Послушайте отрывок стихотворения, какими замечательными словами говорит о зиме русский поэт Иван Захарович Суриков:
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес, что шапкой, принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно.
3. Затруднение в ситуации:
Воспитатель: Ребята, а снежинка не простая, а волшебная. Она хочет с нами поиграть. И она приготовил для нас задания. Вы хотите поиграть снежинкой? (Ответы детей).
- Я не сомневалась в вашей отзывчивости!
Воспитатель: Мы с вами сейчас тоже расскажем о зиме. Я предлагаю вам поиграть в снежки.
4. Открытие детьми нового знания (способа действий):
Игровое упражнение «Снежный ком»
Воспитатель: Я бросаю снежный ком, а вы должны одним словом сказать, какая бывает зима? (Предполагаемые ответы детей - сказочная, волшебная, пушистая, морозная, снежная, суровая, радостная, злая, колючая, вьюжная, весёлая, белоснежная, чудесная).
Воспитатель: Ребята, для того, чтобы выполнить следующее задание волшебной снежинки, мы с вами побываем в зимнем лесу (воспитатель проводит физминутку около стульчиков).
Физминутка «Зимний лес»
Мы пришли в зимний лес /ходьба на месте/
Сколько здесь вокруг чудес! /разводят руки в стороны/
Справа березка в шубке стоит, слева елка на нас глядит /руки отводят в указанную сторону и смотрят/.
Снежинки в небе кружатся, /отводят руки и прослеживают взглядом/
И на землю красиво ложатся /движение «фонарики» и смотрят вверх/.
(Дети садятся на стульчики.)
Воспитатель: Снежинка нам приготовила еще одно задание. Хотите узнать какое? (Ответы детей)
Упражнение «Доскажи словечко»
Воспитатель: Нам нужно подобрать подходящие слова.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ….(снег)
С неба все скользят пушинки –
Серебристые…. (снежинки).
На поля и на лужок
Все снижается ….(снежок).
Вот веселье для ребят –
Все сильнее (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в …. (снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился. (снеговик).
Рядом снежная фигурка –
Это девочка (снегурка).
На снегу – то посмотри?-
С красной грудкой (снегири).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил (снег).
Воспитатель: На какое слово похожи все отгаданные слова? (Предполагаемые ответы детей: снег).
Воспитатель: Все слова образованы от слова снег, это однокоренные слова.
Воспитатель: А теперь назовите слова от слова "зима" (Предполагаемые ответы детей: зимняя, зимний, зимушка, зимовать, перезимуем, предзимний).
Воспитатель: Ребята, вы любите играть? Снежинка нам приготовила еще игру.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка:
Игра "Какой? Какая?"
Воспитатель: Друзья мои, нам нужно подобрать прилагательные.
Снег (какой) - белый, пушистый, мягкий, сырой, блестящий, холодный.
Солнышко (какое) – яркое, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее, весёлое, большое, радостное.
Мячик (какой) - круглый, большой, маленький, резиновый, гладкий, яркий.
Трава (какая) – молодая, зелёная, первая, нежная, душистая, долгожданная.
Платье (какое) - красивое, нарядное, лёгкое, тёплое, узорчатое, праздничное.
Игра: «Перескажи».
- Снежинка пришла не одна она привела своих друзей. И приготовила про них рассказ. Вы должны его пересказать. (Воспитатель показывает зверей и читает рассказ).
Белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.
Зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха.
Игра "Скажи наоборот"
Воспитатель: Скажи наоборот, нам нужно подобрать противоположные слова.
низкий – высокий
умный – глупый
белый – черный
веселый - грустный
мягкий – твердый
кислый – сладкий
длинный – короткий
тяжелый – легкий
новый – старый
шумный – тихий
чистый – грязный
узкий – широкий
хороший – плохой
злой – добрый
Игра «Найди разницу»
Воспитатель: Ребята, помогите мне разобраться со словами, они звучат одинаково. Но между ними есть разница. Кто сможет ее найти?
День - Лень; Кот - Кит; Сын - Сон; Дом - Дым.
- Какие звуки показывают, что образовались новые слова? (Ответы детей).
Воспитатель: И еще одно задание вам приготовила снежинка
Упражнение «Сравните выражение»
- С чем можно сравнить?
Небо синее – точно… (море)
Снег мягкий – словно… (пух)
Платье оранжевое – точно… (апельсин)
Сок холодный – как… (лед)
-Молодцы ребята. Снежинки понравилось, как вы справились с заданиями. Ей пора возвращаться к своим подружкам.
6. Рефлексия участниками образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, как вы считает, мы выполнили задания Волшебной снежинки? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте вспомним, в какие игры мы играли? (Ответы детей).
Воспитатель: Мне понравилось, как вы сегодня работали, а что понравилось вам? (Ответы детей).
Воспитатель: Как вы думаете, пригодятся нам эти знания? (Ответы детей).
Воспитатель: Какое задание вызвало у вас затруднение? (Ответы детей).
А какое задание понравилось больше?
Воспитатель: Вы меня сегодня удивили, порадовали, думаю, и вам было интересно (Ответы детей).
Воспитатель: Я хочу, чтобы частичка нашего занятия осталась в вашем сердце, и чтобы вот этот необычный волшебный, снежный комочек вас порадовал (воспитатель раздает конфеты для детей).