МААМ-картинки

Игры по развитию речи для старшей и подготовительной к школе группы

Гулько Виктория
Игры по развитию речи для старшей и подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы

Упражнение «Путаница»

Из каких слов образовались:

ОГУРБУЗЫ – огурцы и арбузы

ПОМИДЫНИ – помидоры и дыни

РЕДИСВЕКЛА – редиска и свекла

ЧЕСЛУК – чеснок и лук

РЕПУСТА – репа и капуста

Помоги разобраться.

Упражнение «Слова-неприятели»

Цель:Упражнять в подборе слов-антонимов.

День – ночь

Утро -…

Друг - …

Добро - …

Ложиться -…

Говорить - …

Слон большой, а комар…

Камень тяжелый, а пушинка…

«На что похоже?»

Предлагает детям подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на…

Синий лед похож на…

Публикация «Игры по развитию речи для старшей и подготовительной к школе группы» размещена в разделах

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на…

"Лишнее слово"

ЦЕЛЬ: развитие слухового внимания детей, обогащение словаря и уточнение значений слов.

ХОД ИГРЫ: Воспитатель объясняет ребенку, что будет произносить слова, а он должен назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.

Лексический материал (например):

шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки.

зима, весна, ноябрь, лето, осень.

белка, заяц, медведь, синица, еж.

шуба, шарф, панама, варежки.

"Назови как можно больше предметов"

ЦЕЛЬ: активизация словаря детей, развитие внимания.

ХОД ИГРЫ: Дети становятся в ряд и им по очереди предлагается называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносит слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех. Игра может носить тематический характер.

"Я знаю много названий"

ЦЕЛЬ: закреплять обобщенное значение слов.

ХОД ИГРЫ: Воспитатель начинает, а дети продолжают. «Я знаю много названий зверей: заяц, медведь…цветов: мак, роза…овощей: морковь, репа… насекомых: комар, оса… и т. д.

"Кому угощение?"

ЦЕЛЬ: учить детей употреблять в речи трудные формы существительных.

ХОД ИГРЫ: Воспитатель вносит в группу корзинку и говорит о том, что в корзинке подарки для зверей, но он боится перепутать, кому что. И просит детей помочь ему. Предлагаются картинки с изображением птиц, волка,обезьяны. Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

"ТИШЕ, ТИШЕ, МАША ШЬЕТ"

ЦЕЛЬ: закреплять произношение звука Ш в словах.

ХОД ИГРЫ: Дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши (Миши) и тихо говорят:

Тише, тише, Маша шьет,

Наша Маша долго шьет.

А кто Маше помешает,

Того Маша догоняет.

После этих слов дети бегут в заранее обозначенный домик. Кого Маша (ведущий) осалит, тот должен сказать слово со звуком Ш. Если ребенок затрудняется назвать слово, то воспитатель помогает ему наводящими вопросами.

"Цепочка слов"

Суть игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками. Исходное слово — "кошка".

Кошка бывает какая?

Пушистая, ласковая, разноцветная.

Что еще бывает разноцветным?Радуга, платье, телевизор.

Игры по развитию речи для подготовительной к школе группе

[/b]

"Подумай и измени"

ЦЕЛЬ: учить детей употреблять имена существительные мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в винительном и творительном падежах.

ХОД ИГРЫ: Воспитатель предлагает ребенку закончить фразу, изменив единственное число на множественное.

Я купил елку - я купил елки

Я кормлю белочку - я кормлю белочек

Я повесил на елку фонарик - …фонарики

Я иду за клюшкой -…клюшками

Я чищу шапку - …шапки

Я вижу зайца - …зайцев

"П Л О Х О или Х О Р О Ш О"

ЦЕЛЬ: закреплять произношение звука Х в словах.

ХОД ИГРЫ: Один начинает предложение, а другой заканчивает его словом, хорошо или плохо, но так, чтобы эти слова подходили по смыслу.

Обижать малышей - …

Быть настоящим другом –

Помогать друзьям - …

Говорить грубые слова - …

Помогать маме - …

Болеть - …

Веселиться с друзьями - …

"Кто кем был или что чем было"

Цель: активизация словаря и расширение знаний об окружающем.

Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом, лошадь (жеребёнком, лягушка (головастиком, бабочка (гусеницей, ботинки (кожей, рубашка (тканью, рыба (икринкой, шкаф (доской, хлеб (мукой, велосипед (железом, свитер (шерстью)

"Назови ласково"

ЦЕЛЬ: учить детей образовывать слова при помощи суффиксов.

Оборудование: мяч

ХОД ИГРЫ: Воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

ПРИМЕРНЫЙ ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.

"Зоопарк"

Цель:развитие связной речи.

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:1. Внешний вид;2. Чем питается.

"Скажи похоже"

Цель: учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.

Ход игры.

Воспитатель передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.

- Думать -. (размышлять, открыть -. (отворить, отыскать -. (найти, зябнуть -. (мерзнуть, поразить -. (удивить, шалить -. (баловаться, забавлять -. (развлекать, прощать -. (извинять, звать -. (приглашать, реветь -. (плакать, мчаться -. (нестись, вертеться -. (крутиться, опасаться -. (бояться, бросать -. (кидать).

" Подбери подходящее слово"

Цель: учить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными; развивать умение понимать прямое и переносное значение слов.

Ход игры.

Детям предлагаются многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют свое значение. К ним надо подобрать антонимы. - Ручей мелкий, а речка. (глубокая). -После дождя земля сырая, а в солнечную погоду. (сухая).

"Надо сказать по-другому"

Цель: учить детей подбирать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.

Послушайте стихотворение:

"Плакала Снегурочка, зиму провожая,

Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала, трогая березы,

Выросли подснежники - Снегурочкины слезы. "

Т. Белозерова "Подснежники".

- Вот какие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне. А какая была Снегурочка, провожая зиму? (Печальная)

- К слову печальная подберите слова, похожие по смыслу (грустная, невеселая)

Лото «В мире растений»

Цель игры: Закрепление слов-обобщений: цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды; активизация словаря по данным темам.

Описание игры. Лото состоит из шести больших карт, в середине которых дана сюжетная картинка, изображающая данную группу растений в природе. По краям расположены предметные картинки, относящиеся к какому-нибудь одному родовому понятию, например, цветы или деревья. Кроме больших карт есть маленькие карточки с такими же предметными картинками.

Ход игры. Игра проходит по общему правилу игры в лото. Когда все маленькие карточки будут розданы, каждый играющий должен назвать одним словом всю группу своих слов - названий растений.

Публикации по теме:

Дидактические игры для детей подготовительной к школе группы (ориентировка во времени) Дидактическая игра «Успей вовремя» Цель: Продолжать закреплять понятие времени. Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность.

Интерактивные игры по развитию речи для детей подготовительной группы Интерактивные игры по развитию речи для детей подготовительной группы. Эти игры развивают у детей внимание, мышление,воображение,речь. Игра.

Конспект НОД по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной к школе группы Разработала воспитатель МБДОУ №5, г. Красноярск Малыхина Людмила Александровна. Развитие связной речи является важнейшим условием успешного.

Конспект НОД по развитию речи. Викторина «Поле чудес» для подготовительной к школе группы «Домашние животные» Цель: закрепить знания детей о домашних животных; развивать мышление, память, внимание, творческие способности; воспитывать бережное, внимательное.

Конспект развития звуковой культуры речи в рамках занятия по развитию речи в подготовительной к школе группы Программные задачи: 1. Закреплять правильное произношение звуков [Ш], [Ж] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи; 2. Учить детей.

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по развитию речи «Поможем Зимушке» Ход: Стук в дверь: -В-ль: «Кто это к нам идет?» (предположения детей).Входит ребенок-зима: Замела я все вокруг, Прилетев из царства вьюг.

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по развитию речи «Поможем Зимушке»Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по развитию речи «Поможем Зимушке» ель: Систематизация знаний детей по теме зима, зимние месяцы, приметы зимы. Развитие интереса и познавательной мотивации к особенностям.

Конспект занятия по развитию речи для детей с ОВЗ старшей и подготовительной группы «Снеговик»Конспект занятия по развитию речи для детей с ОВЗ старшей и подготовительной группы «Снеговик» Тема занятия: предлоги В, НА, ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА, НАД Цели: 1. Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД, ИЗ-ЗА,.

Конспект занятия по развитию речи для подготовительной к школе группы. Составление рассказов на тему «Костюмы народов мира» Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Образовательная область «Речевое развитие».

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группы «Игры со словами» Цель: Активизировать речь детей. Задачи: 1. Продолжать формирование умения составлять небольшие рассказы по сюжетным картинкам. 2. Совершенствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры по развитию речи для старшей и подготовительной к школе группы
Опубликовано: 25 февраля 2018 в 14:30
+141Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры по развитию речи для старшей и подготовительной к школе группы» (включая файлы) размещена пользователем Гулько Виктория (УИ 1480595) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 38.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД