МААМ-картинки

Конспект НОД «Русь Деревянная» Образовательная область — познание.

Ольга Климова
Конспект НОД «Русь Деревянная» Образовательная область — познание.

МБДОУ Чернухинский детский сад №23

Конспект

Непосредственно - образовательной деятельности

Образовательная область – познание

На тему: «Русь Деревянная»

С детьми старшего дошкольного возраста

Воспитатель: Климова О. М.

2014год

Цель: Приобщение детей к познанию истории своего села, своего

народа, традициям своей семьи.

Задачи:

Обучающие:

Публикация «Конспект НОД „Русь Деревянная“ Образовательная область — познание,» размещена в разделах

• Формировать у детей познавательный интерес к деревянному зодчеству, разнообразным постройкам, строительству русской избы

• Формировать первичные представления об особенностях построения русских изб, их украшениях

• Формировать интерес к традициям русского народа, традициям своего села

Развивающие:

• Развивать интерес детей к профессиям столяра и плотника на Руси.

• Развивать творческую активность в конструктивно-модельной и изобразительной деятельности.

Воспитывающие:

• Воспитывать устойчивый интерес к архитектурным особенностям деревянного зодчества Нижегородского края.

• Воспитывать чувство гордости за своих земляков, уважение к труду наших предков.

Интеграция образовательных областей :

Художественно-эстетическая

• Совершенствовать навыки детей в рисовании

• Учить создавать орнамент украшения наличника окна дома

• Развивать эстетический вкус при создании орнамента

Речевая область

• Формировать навыки связанной речи, общения в диалоге, грамматический строй речи, расширять лексический словарь: землянка, изба, сруб, терем, палаты, завальница, крыльцо, конёк, наличники, венец, половицы.

Социально-коммуникативная область

• Воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца

• Воспитывать доброжелательное отношение, умение работать в паре, развивать коммуникативные навыки

Планируемые результаты:

• Проявляет познавательный интерес к особенностям жилищ предков, традициям строительства избы

• Использует в речи новые слова

• Поддерживает диалог со взрослыми и сверстниками.

Предварительная работа:

1. Прогулки в ближайший лес

2. Прогулки по близлежащим улицам

3. Рассматривание альбомов с изображениями старинных домов

4. Рисование русской избы

5. Рассматривание иллюстраций русских народных сказок

6. Заучивание пословиц и поговорок об дереве, избе, работе

7. Разучивание стихов о лесе, дереве

8. Изготовление макета русской избы

9. Изготовление в уголке музея группы экспозиции «Русь деревянная»

Материал к занятию: убранство русской избы, деревянная посуда, сундучок

спил дерева, пакля, веточка дерева, в учебной зоне

расположены картинки с изображением деревьев и

инструментов для плотника, обереги из коры

различных деревьев (липы, осины, берёзы, сосны, дуба)

Содержание деятельности

(Воспитатель в русском народном костюме. Группа оформлена как русская изба,

В ней находятся: печь, лавка, половик, старинная деревянная посуда, посуда из

бересты.

Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие, милости просим в нашу избу, проходите в

горницу. Будьте как дома. Ребята, у меня есть для вас волшебный

сундучок.

Сундучок, сундучок

Позолоченый бочок

Расписная крышка

Модная задвижка

Кто сундучок открывает

Тот загадки пусть отгадает

Игра: «Угадай по запаху»

Цель: учить детей узнавать по запаху коры дерево и называть его, развивать

чувство обаяния у детей.

Правило: дети закрывают глаза, воспитатель достаёт из сундучка кусочек коры

от различных деревьев, дети должны определить к какому дереву относится

кора.

Выслушиваю ответы детей, загадываю загадки про деревья.

1. Это дерево цветёт

Аромат и мёд даёт

И спасает нас от ГРИППа

От простуд царевна….(липа)

2. У меня длинней иголки

Чем у самой рослой ёлки

Подо мной полно соседей

Кабанов, волков, медведей (сосна)

3. Крона – кудрявая

Сучья – корявые

А плод полированный

Как из меди кованный (дуб)

4. Ствол белеет

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одёжке,

Свесив серёжки (берёза)

5. Что за дерево стоит

Ветра нет, а лист дрожит? (осина)

Воспитатель: Ребята, а зачем нужны деревья?

Дети: Они дают чистый воздух, украшают жизнь людей, дают тень в летний день,

Являются жилищем для животных, из дерево строили дома, делали посуду.

Воспитатель: Вы правильно сказали. Настоящие чудеса творили мастера из дерева.

На Руси рубили деревянные крепости, храмы, избы.

Русь деревянная, края дорогие

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные,

Раздольные, русские песни поют.

(Звучит песня «Глубинка России», автор слов и музыки Купцов М. И.)

1. Арзамасский наш край, дорогие просторы,

Хороводы берёз над рекой голубой.

Ничто не сравниться с родимой сторонкой,

Ничто не сравниться с Чернухой родной

Припев: До земли поклонись ты родимым местам,

И прозрачным озёрам, святым родникам.

2. Перелёт журавлей, тихий шелест листвы

Над заветной поляной родной стороны.

Над лугами рассвет, нежный отблеск росы,

Завороженной будто от этой красы.

Припев:

3. Перестук поездов над Серёжей рекой

Отражается небо в воде синевой,

Тишина над рекой, убегающей в даль-

Вот глубинка России, Чернухинский край!

Припев:

Воспитатель: А почему Русь называли деревянной?

Дети: Давным, давно люди строили себе жилища из брёвен, называли их избами.

Воспитатель: Дерево служило основным материалом. Из дерева крестьянин мастерил

себе все предметы, нужные в быту: орудия труда (прялка, чесало,трепал

грабли, мебель (лавки, зыбки, полати, столы, посуду (ложки, крынки,

миски, туески, обувь (лапти). Избы рубили тоже из дерева. Отсюда и

слово «деревня». Избы в деревне не красили, не обшивали.

Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. Веками накапливался опыт,

Передавался из рук в руки, из поколения в поколение. Так вырастала народная строительная мудрость. Давайте вспомним пословицы об избе, о труде, которые сложил русский народ.

Дети: Избу ставят – Бога славят.

Своя избушка – свой простор.

Изба красна углами, а обед – пирогами.

Красна изба углами, а человек добрыми делами.

Венец – всему делу конец.

Воспитатель: Вспомним сказки, где встречаются деревянные строения (избы, терема,

хоромы, палаты)

Дети: «Заюшкина избушка», «Гуси – лебеди», «Колобок», «Теремок», «Сестрица

Алёнушка и братец Иванушка», «Сказка о рыбаке и рыбке».

Воспитатель: Ребята, кажется я слышу стук топора, кто - то к нам сюда идёт.

(Заходят дети, одетые в русскую народную одежду: рубаху, штаны, лапти)

Дети: Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы.

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие, кто вы такие и куда путь держите?

Дети: Мы плотники, мастера своего дела. Мы идём в лес, выбирать деревья для

рубки, чтобы избу рубить.

Воспитатель: А нужно особые деревья или можно все рубить?

Дети: Нам нужны хвойные породы деревьев (сосна, ель, лиственница, а так же липа.

Воспитатель: Почему?

Дети: Хвойные деревья обеспечивали проветривание дома. Эти деревья «дышат», они

смолистые и меньше подвержены гниению. А осина шла на крышу, потому что

она устойчива к влаге. А ещё нам нужен мох, чтобы перекладывать брёвна и

забивать его в щели, утеплять избу.

Воспитатель: Правильно, раньше люди использовали мох, а сейчас паклю. Почему

использовали именно мох?

Дети: Мох хорошо сохраняет тепло и убивает микробы.

Воспитатель: Да, хорошую избу мог срубить не каждый. Тут нужен опыт и мастерство

а так же инструменты для работы. Поможем работникам выбрать

инструменты, которые нужны плотнику для работы.

Дидактическая игра: «Что нужно плотнику для работы?»

Цель: закрепить у детей знания об инструментах, которыми пользуются плотник и

столяр.

Правило: дети должны выбрать картинки с изображением инструментов для

плотницкой работы.

Воспитатель Молодцы, всё правильно выбрали, но всё же главным инструментом для

плотника был топор. Топором и лес валили и ложку мастерили. Есть

русская пословица «Не взявшись за топор, избы не построишь». Раньше

топор был единственным орудием у мастеров. Да, русские избы

изумляют плотницким искусством: ни одного гвоздя, а стоят, не

сдвинуть. Брёвна составляли между собой очень плотно, так, чтобы

щёлочки не видать. На брёвнах проставляли зарубки – порядковые

номера. Если требовалось, избу могли разобрать по брёвнышку и

перевести в другое место и снова собрать. Высоту избы считали по

венцам. Венец – это место,где бревно вкладывали в другое бревно

по углам. Ну а если хозяин был мастеровой, он украшал свой дом:

вырезал наличники, карнизы, ставни. В резьбе использовались

различные орнаменты: растительный и геометрический. Окна украшали

узором из листьев, ветвей, на которых сажали сказочных птиц, львов

и русалок, которые по крестьянским поверьям защищали от злых сил.

Ребята, а вы сами хотите быть мастерами-художниками

Дети: Да.

Воспитатель: Мы сегодня будем украшать окно избы деревянными наличниками,

Но сначала разомнёмся перед работой

Физкультминутка

Терем, терем, теремок

Он затейлив и высок

В нём окошки слюдяные

Все наличники резные

А на крыше петушки

Золотые гребешки!

Воспитатель: Посмотрите, у каждого из вас есть избушка, попробуйте её украсить

резными узорами, нарисовать красивые наличники.

(Дети выполняют задание парами, договариваясь о том, какой рисунок будут

выполнять).

Воспитатель: А теперь подведём итог нашего путешествия в прошлое.

Что вы узнали о строительстве избы?

Дети: Избы рубили из деревьев хвойных пород, но для строительства использовали

другие породы дерева, избы рубили топором, украшали наличниками и ставнями

Из дерева так же делали посуду, мебель, предметы для обихода.

Рассматривание работ детей, выбор лучшей работы.

Воспитатель: По традиции после строительства дома устраивали новоселье и

приглашали в дом гостей, соседей, тех, кто помогал в строительстве

дома. Всё пели песни, желали хозяевам благополучия и всего хорошего.

Русская народная песня «Как у наших у ворот».

1. Как у наших у ворот -- 2р.

Ай, люли у ворот --2р.

2. Муха песенку поёт --2р.

Ай,люли вот поёт --2р.

3. Муравья с собой зовёт --2р

Ай, люли вот зовёт --2р.

4. Муравейка, милый мой

Попляши-ка ты со мной

Ай, люли ты со мной --2р.

5. Как у наших у ворот –2р.

Ай, люли у ворот –2р.

Публикации по теме:

«Морское путешествие». Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область «Познание» Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область «Познание». Тема: «Морское путешествие» Старшая группа.

Конспект НОД «Идем по следу» в старшей группе (образовательная область «Познавательное развитие») Цель: создание условий для формирования у детей представлений о диких животных нашей.

Конспект НОД «Овощи и фрукты» в образовательной области «Речевое развитие»  (вторая младшая группа) КОНСПЕКТ интегрированной образовательной деятельности «Овощи и фрукты». Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое.

Конспект НОД «Святая Русь — великая Русь» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек» СВЯТАЯ РУСЬ – ВЕЛИКАЯ РУСЬ (Конспект НОД, ОО «Познавательное развитие»,.

Конспект НОД в старшей группе. Образовательная область познание (ФЭМП) «Путешествие в сказочную страну» Задачи: Образовательные: Познакомить с составом числа 7 из двух меньших. Закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах.

Конспект открытого занятия на тему: «Золотой ключик» Образовательная область: Коммуникация Старшая группа Задачи: Образовательные:закрепить умение составлять описательные рассказы по мнемотаблицам (схемам, рассказывать выразительно, последовательно,.

Образовательная область «Безопасность» Задачи образовательной области «Безопасность» -формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях.

Образовательная область «Познание». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике «Объемные фигуры» Программное содержание:закрепить знания детей об объемных фигурах:куб, шар, конус,цилиндр,находить на ощупь эти фигуры,называть предметы,по.

Организованная образовательная деятельность по развитию речи «Русь деревянная-края дорогие»Организованная образовательная деятельность по развитию речи «Русь деревянная-края дорогие» Доминирующая область: речевое развитие. Интегрированная область: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое.

План-конспект в младшей группе «В зимнем лесу» (образовательная область «Познавательное развитие»)План-конспект в младшей группе «В зимнем лесу» (образовательная область «Познавательное развитие») Цель: познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой (белка живет в дупле, на дереве, делает запасы на зиму; заяц зимой ест ветки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Русь Деревянная» Образовательная область — познание.
Опубликовано: 13 марта 2016 в 16:21
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД