Получи документы

Конспект ННОД «Русские семейные обычаи на Руси» для старших дошкольников

Оксана Мухаметова
Конспект ННОД «Русские семейные обычаи на Руси» для старших дошкольников

Структурное подразделение детский сад «Звёздочка» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 имени Героя Советского Союза Г. Н. Гурьянова ж. -д. ст. Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с элементами музейной педагогики в ДОУ

Публикация «Конспект ННОД „Русские семейные обычаи на Руси“ для старших дошкольников» размещена в разделах

на тему: «Русские семейные обычаи на Руси».

Воспитатель: Мухаметова О. В.

Шентала 2022 год

Интеграция образовательных областей:

1. «Познавательное развитие».

2. «Коммуникативная деятельность».

3. «Речевое развитие».

4. Двигательная деятельность».

«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: расширять и углублять знания детей о старинных обычаях в семье, закреплять знания старинных русских имен.

Задачи:

1. образовательная: пополнить словарный запас детей существительными: сундук, лапти, тезка, колыбелька, чугунок, старинный, деревянный, расписной, узорчатый;

2. развивающая: развивать внимание, память, мышление.

3. воспитательная: воспитывать уважение, интерес к обычаям села, старины, к русскому фольклору; чувство сопереживания, чувство коллективизма.

Методы и приемы:

-словесные: загадка о старинной избе, беседа, вопросы, ответы на вопросы.

-наглядные: настоящие предметы старины по теме;

-практические: Бабушка – Хозяюшка знакомит детей с русскими семейными обычаями на Руси.

Материалы и оборудование: Бабушка – Хозяюшка (воспитатель в старинном костюме, старинная изба, чугунок, лапти, колыбель, сундук, печь, колыбелька, кукла, дудочка, уголек, зернышки, монетки, таз, ведерко с водой, полотенце, рубашка, кусочек хлеба и соли, ноутбук, проектор, экран, флешка.

Логика непрерывной непосредственно образовательной деятельности

I. Организационный момент.

В гости к ребятам пришла Бабушка - Хозяюшка.

Бабушка – Хозяюшка: «Здравствуйте, ребята! Я предлагаю отгадать загадку старинной избе).

Бабушка - Хозяюшка: загадку отгадали. Молодцы! А я предлагаю сходить ко мне в гости, в старинную избу. А вот мы и пришли! Это - моя изба!

Дети входят в избу.

II. Основная часть.

Бабушка - Хозяюшка: «Слава нашей стороне, слава русской старине! И про эту старину я рассказ сейчас начну. Чтобы вы, ребята, знать могли о делах нашей родной земли». Я очень рада, что могу вам это рассказать и показать.

Милости прошу! В избу заходите, садитесь. А я погляжу, какие у нас мальчики заботливые, как девочек удобно усадят, и на девочек полюбуюсь: какие они вежливые, заботливые, как мальчикам «Спасибо» скажут.

Ну, вот и разместились! Дети, вы заметили, каким словом я вас встретила? И вы мне тоже «Здравствуйте» сказали. Каждый день говорят люди друг другу это слово. Где, когда и кому вы его говорите? (Используя вопросы-подсказки, помогает вспомнить: в больнице, в парикмахерской, в гостях, при встрече со знакомыми и т. п.)

- Что же это за слово такое, что оно означает, как вы думаете?

Подводит итог детским высказываниям: здравствуйте от слова здравие - здоровье. Это значит, что мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть.

- Это пожелание доброе или злое? (ответы детей) Поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому, с кем здороваешься. Предлагаю попробовать.

-А ещё я вам сказала: «милости прошу!» Что эти слова означают, как вы их понимаете?

( Подводится итог детским рассуждениям: милость - от слова милый, то есть прошу вас быть милыми. Милый человек, какой? Добрый, ласковый, внимательный, заботливый. Это главное: будьте добрыми, ласковыми, заботливыми по отношению друг к другу, бережными ко всему, что вас окружает).

- Вот какие наши русские приветствия - не просто слова, а пожелания доброты. Поэтому часто говорят: «Русские - народ доброжелательный». Как вы это понимаете?

Бабушка - Хозяюшка: Ребята, а теперь давайте оглянемся по сторонам, сколько здесь необычных предметов и вещей.

Дети перечисляют предметы и объясняют их назначение (чугунок, лапти, колыбель, сундук, печь).

Раздается звук плача ребенка.

Бабушка - Хозяюшка: «Дети, что это за звук? Кто плачет?»

Достает из колыбельки куклу.

Бабушка - Хозяюшка: «Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Это кукла-малыш. Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем».

Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.

Бабушка - Хозяюшка: С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена, выбирают одно имя - ребеночка называют Егорушкой.

Бабушка - Хозяюшка: Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

(Ответы детей). Сейчас меня зовут Мила, а когда я вырасту, то меня будут звать Милочка и т. д.

Бабушка - Хозяюшка: Молодцы! Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена. А вы знаете, что обозначает имя Егор? (Дети высказывают предположения).

Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы, когда Егорушка вырос, у него было много-много земли, и чтобы он был богатым и счастливым. Дети, а вы знаете, что означают ваши имена? (Ответы детей).

Бабушка – Хозяюшка: Молодцы, какие у вас интересные имена! Но наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Как называют таких людей?

Бабушка – Хозяюшка: Тезки.

Бабушка – Хозяюшка: Ребята, пока мы с вами беседовали, Егорка успокоился, я предлагаю вам поиграть в старинную подвижную игру, которая называется «Ворон».

Ой, ребята, та-ра-ра

На горе стоит гора

А на той горе дубок

А на дубе воронок

Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед)

В позолоченных серьгах (показывают серьги)

Черный ворон на дубу (показывают крылья)

Он играет во трубу (показывают игру на трубе)

Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши)

Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши)

Ах, ты Ворон-воронок, догони-ка нас, дружок.

Бабушка – Хозяюшка: Дети, пока мы играли, Егорка проснулся и снова плачет, давайте вернёмся в избу и успокоим его. Посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это?

Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.

Бабушка – Хозяюшка: А кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи?

(Ответы детей).

Бабушка – Хозяюшка: Их клали, когда купали ребенка. Раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.

Бабушка – Хозяюшка кладет уголек:

Бабушка – Хозяюшка: А что говорили, когда клали уголек?

Бабушка – Хозяюшка: Привыкай к домашнему теплу.

Первый ребенок кладет зернышки.

Бабушка – Хозяюшка: А что говорили, когда клали зернышко?

Бабушка – Хозяюшка: Будь всегда сыт.

Второй ребенок кладет денежку.

Бабушка – Хозяюшка: А что говорили, когда клали монетку?

Бабушка – Хозяюшка: Будь всегда богат.

Бабушка – Хозяюшка просит одного из детей искупать куклу

Тили-тили-тили-тили

Мы по воду ходили.

Воды для Егорки -

Полное ведерко.

Мыли-мыли-мыли-мыли

бело-набело отмыли

Лишь головка одна

Всё черным-черна!

Дети вытирают куклу.

Бабушка – Хозяюшка:

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

Бабушка – Хозяюшка: Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком? (Ответы детей).

Бабушка – Хозяюшка: Одевали. А во что одевали ребеночка? (Ответы детей).

Бабушка – Хозяюшка: В отцову рубашку.

А почему ребеночка одевали в отцову рубашку?

(Ответы детей). Чтобы ребенок был похож на отца и матушку.

Бабушка – Хозяюшка: Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Давайте и мы оденем рубашку на Егорушку.

Дети одевают куклу.

Бабушка – Хозяюшка: А что приговаривали, когда одевали рубашку родителей?

(Ответы детей). Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.

Бабушка – Хозяюшка: Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные?

(Ответы детей). Укладывали спать.

Бабушка – Хозяюшка: А куда клали спать ребеночка?

(Ответы детей). В колыбельку.

Бабушка – Хозяюшка: Да, есть у нас такая колыбелька. Достает колыбельку. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки (показывает детям).

(Ответы детей). Деревянная, расписная.

Бабушка – Хозяюшка Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?

Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать.

Бабушка – Хозяюшка Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»

Дети кладут Егорушку в колыбельку.

Бабушка – Хозяюшка Дети, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?

(Ответы детей). Пели колыбельную.

Бабушка – Хозяюшка: А что такое колыбельная?

(Ответы детей). Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Бабушка – Хозяюшка Дети, а давайте, и мы споем колыбельную для Егорушки

Дети поют совместно с воспитателем:

Баю-баюшки-баю

Я тебе покой дарю.

Ветер в окна к нам свистит,

Снег по улице кружит.

В небе звездочка горит:

«Спи, сыночек, - говорит, -

Баю-баю-баю-бай

Спи, Егорка, засыпай!»

Бабушка – Хозяюшка: Вот и уснул наш Егорушка. А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси. Дети, а вы знаете, когда у вас день рождения?

Ребята называют день своего рождения.

Бабушка – Хозяюшка: Дети, понравилась игра? А теперь давайте каждый пожелает ему что-нибудь.

(Ответы детей).

- Никогда не болей, будь здоров.

- Расти сильным, крепким да удалым.

- Слушай отца-батюшку да родную матушку.

- Будь добр, и пусть встречаются тебе добрые люди.

- Пусть живет-поживает, да добра наживает.

III. Заключительная часть.

Итог. Бабушка – Хозяюшка: «Дети, а вам понравился день рождения Егорушки?». Дети рассказывают, что им понравилось на занятии. Что узнали нового и необычного? Что им хотелось еще узнать? Бабушка-Хозяюшка прощается с детьми.

Спасибо за занятие, за работу вашу, за старание.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Традиции и обычаи народа абаза»Конспект НОД «Традиции и обычаи народа абаза» Цель НОД: Систематизировать знания детей о народном фольклоре и закрепить знание народной сказке «Ходжа Насреддин» через игровую деятельность,.

Конспект ННОД по ФГОС для детей старшей группы «Зимние игры» Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе Рассказывание на тему «Зимние игры» Приоритетная.

Конспект ННОД по ФЭМП в подготовительной группе «Загадки страны Математики» Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Семейные обычаи на Руси»Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Семейные обычаи на Руси» Цель: Развивать чувство патриотизма и любви Родине. Расширять представление о старинных семейных обычаях. Задачи: Образовательные: 1. Воспитывать.

Конспект ННОД в средней группе «Зимние забавы»Конспект ННОД в средней группе «Зимние забавы» Задачи приоритетной образовательной области: • «Речевое развитие» - обогащение активного словаря (зима белая, снежная, холодная, морозная;.

Презентация «Семейные ценности. О любви и дружбе между братьями и сестрами» для дошкольников и младших школьников В семейных отношениях всегда важна забота старших о младших. Раньше у людей старшим детям поручали полную заботу о младших. Ведь у родителей.

Презентация «Семейные ценности. О нашей любви к маме и папе» для дошкольников и младших школьников "Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. Если в твоей душе нет его, значит, когда ты станешь взрослым, не будет.

Фотоотчет о выставке «Русские народные куклы» в рамках проекта «Как жили люди на Руси»Фотоотчет о выставке «Русские народные куклы» в рамках проекта «Как жили люди на Руси» Здравствуйте дорогие коллеги! Наш проект " Как жили люди на Руси" долгосрочный, в его содержание входят разные мероприятия, в том числе.

Сценарий досуга «Русские народные игры» для младших дошкольниковСценарий досуга «Русские народные игры» для младших дошкольников Цель: развитие двигательную активность посредством русских народных игр. Приобщение к народному фольклору. Задачи: закрепить умение действовать.

Сценарий программы, построенной на народных играх, для старших дошкольников «Русские игры и забавы» Досуг "Русские игры и забавы" для старшего дошкольного возраста Цель: Помочь каждому ребёнку обрести любовь к старинным русским народным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ННОД «Русские семейные обычаи на Руси» для старших дошкольников
Опубликовано: 20 октября 2022 в 08:36
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД