Лучший педагог года

Конспект НОД с детьми 6–7 лет «Знакомство с русской народной одеждой»

Осина Александра
Конспект НОД с детьми 6–7 лет «Знакомство с русской народной одеждой»

Конспект НОД с детьми 6-7 лет: «Знакомство с русской народной одеждой»

Автор: воспитатель Осина Александра Николаевна

Цель: Приобщать детей к национальной культуре и развитию духовных ценностей посредством знакомства с национальным костюмом, знакомить с предметами прошлых времен.

Задачи:

Публикация «Конспект НОД с детьми 6–7 лет „Знакомство с русской народной одеждой“» размещена в разделах

• Формировать уважительное, бережное отношение к культурным ценностям.

• Обогащать словарный запас: традиции, косоворотка, лапти, кушак, онучи, душегрея, кокошник.

• Развивать познавательную активность, внимание, память.

• Воспитывать у детей любовь и уважение к истории, культуре, традициям русского народа

• Способствовать развитию коммуникативных навыков между детьми.

Планируемые результаты: проявление интереса к русскому национальному костюму, его особенностям, расширять знания о русской народной культуре.

Предварительная работа:

• Чтение русских народных сказок

• Разучивание русских пословиц и поговорок, закличек, скороговорок.

• Разучивание стихотворений

• Разучивание русских народных песен, игр

• Рассматривание альбома «Русская народная одежда».

Ход занятия:

Звучит русская народная музыка.

Воспитатель в русском народном костюме приветствует детей.

Воспитатель: посмотрите, как необычно я сегодня нарядилась! Как называется мой наряд?

Ответ детей: (сарафан).

Воспитатель: это старинная русская одежда. В древние времена люди одевались совсем не так, как в наши времена. Давайте посмотрим, что же раньше носили русские люди?

Воспитатель: Мужчины носили рубаху, украшенную вышивкой. Узор располагался на вороте, оплечьях, рукавах и подоле. Рубаху называли косовороткой из-за особенности воротника. Рубаху чаще всего подпоясывали - пояса могли быть шелковыми или шерстяными, на концах часто были кисточки. Пояс раньше называли словом «кушак». Штаны, или как их еще называли порты, были свободного кроя и заправлялись в «онучи». Онучи - плотный кусок ткани, который обматывался на ногу до колена под обувь - вместо носков. В качестве обуви одевали лапти или сапоги. Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны. Мужской головной убор того времени – колпак: это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка.

Воспитатель: Ребята, из каких частей состоял мужской Костюм?

Ответы детей.

Воспитатель: А сейчас посмотрим на женский костюм. Основной одеждой женщин была длинная рубаха. Поверх рубахи надевали сарафан. Рубаха – основа женского народного костюма, шилась из полотна. Украшалась вышивкой. Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами. Для тепла поверх сарафана надевали душегрею. Она напоминала маленький сарафанчик и надевалась поверх сарафана. Головным убором у женщин были платки и кокошники.

Воспитатель: Ребята, из каких частей состоял женский костюм?

Ответы детей.

Воспитатель: ребята, сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Карусель».

Народная хороводная игра «Карусель». Играющие становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки связаны). Ребята поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели, а потом кругом,

А потом кругом-кругом,

Всё бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке.

Воспитатель: Ребята, где мы с вами можем увидеть русский национальный костюм?

Дети: В музеях, на выставках, на картинах, в книжках со сказками, в фильмах, в сказках мультфильмах, на народных праздниках.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы побываем в гостях у сказки. Посмотрите внимательно на эти иллюстрации. Из какой сказки эта иллюстрация? («Курочка ряба», «Царевна лягушка», «Хаврошечка»)

- Обратите внимание, как одета бабка? (сарафан, сорочка, платок, лапти)

- Как одет дед? (косоворотка, порты, лапти)

- На иллюстрации к какой сказке, одежда нарядная, праздничная? («Царевна лягушка», «Хаврошечка»)

- На какой иллюстрации одежда рабочая, а на какой повседневная? («Курочка ряба», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

- Почему вы думаете, что здесь одежда нарядная? (украшена, вышивка, кокошник, сапожки)

- Почему вы думаете, что здесь одежда повседневная? (простой сарафан, платок).

Воспитатель: А теперь посмотрите, как украшали русский народный костюм. Здесь и вышивка золотой нитью и шелком. Женщины носили различные разноцветные и жемчужные бусы. Узоры на костюме были в виде орнамента, т. е ритмично повторяющегося рисунка, украшали орнаментом ворот, рукава и подол, но больше всего украшали женский головной убор - кокошник.

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды. Так круг означал солнце, квадрат – поле, пашню, землю, волны – воду, реку, треугольник - дерево, лес, горы; спираль – развитие, движение. Цвет вышивки тоже был символичным: красный цвет – огонь, жизнь; белый – свет, праздник; охра – земля; голубой, серый – надежда; желтый – огонь, солнце; синий, черный – тьма, горе.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я загадаю загадки!

- Головной убор крестьянки

Выбирали себе сами:

И работать, и гулять –

Что же нужно повязать?

Собирали в узелок

Из материи … (платок)

- Что это за одежда:

С четырьмя отверстиями.

В одно входишь,

А в три выходишь? (рубаха)

- Он украшает голову,

На цветок похож.

Весь расшит узорами.

Ну очень хорош! (кокошник)

- Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки. (лапти)

- Мы сегодня открыли много интересного о русском костюме. Вы молодцы! Скажите, пожалуйста, что вам больше всего понравилось? Что Вы нового узнали?

Публикации по теме:

Фотоотчет «Знакомство с чувашской народной одеждой. Тухья»Фотоотчет «Знакомство с чувашской народной одеждой. Тухья» Чувашская народная одежда Тухья. Тухья… Какое загадочное слово! Заложи это слово в кроссворд, придется многим оставить клеточки пустыми.

Фотоотчет Знакомство и игры с русской народной игрушкой-матрешкойФотоотчет Знакомство и игры с русской народной игрушкой-матрешкой Продолжая большую и интересную тему этнопедагогики, хочу сегодня затронуть вопрос о знакомстве детей с русской народной игрушкой-матрешкой.

Конспект НОД по аппликации с детьми старшей группы «Кукла в русской народной одежде»Конспект НОД по аппликации с детьми старшей группы «Кукла в русской народной одежде» Конспект НОД по аппликации с детьми старшей группы «Кукла в русской народной одежде» Цель: Расширять представления детей о жизни русского.

Конспект образовательной деятельности в форме квест-игры с детьми 4–5 лет по русской народной сказке «Три медведя»Конспект образовательной деятельности в форме квест-игры с детьми 4–5 лет по русской народной сказке «Три медведя» Цель: закрепить знания детей о русской народной сказке «Три медведя». Задачи: Образовательные: 1. Формировать умение определять какой части.

Конспект занятия для детей старшей группы «Знакомство с русской народной куклой»Конспект занятия для детей старшей группы «Знакомство с русской народной куклой» Цель: Познакомить детей с русскими народными куклами. Задачи: Обучающие: - Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками»Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками» Цель:создать условия для обогащения представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки. Задачи: -расширять кругозор.

Конспект занятия по развитию речи «Знакомство детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк» .

Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми «Знакомство с народной куклой» Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми «Знакомство с народной куклой» Цель: Пробудить интерес к народным традициям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД с детьми 6–7 лет «Знакомство с русской народной одеждой»
Опубликовано: 29 октября 2023 в 19:55
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД