Наталья Зыкова
«Карнавал гласных звуков». Конспект НОД с детьми группы компенсирующей направленности 6–7 лет по теме «Гласные звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Повторение пройденного материала на обобщающем занятии по гласным звукам.
Задачи:
1. Закреплять знания о гласных звуках.
2. Развивать умение выделять заданный гласный звук и определять его место в словах.
3. Учить дифференцировать понятия «звук» и «буква».
4. Развивать зрительное восприятие и узнавание на основе букв, обозначающих гласные звуки.
Публикация «„Карнавал гласных звуков“, Конспект НОД с детьми группы компенсирующей направленности 6–7 лет по теме „Гласные звуки“» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
5. Развивать фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, грамматический строй речи.
6. Работать над профилактикой нарушений письменной речи (дисграфия на фоне нарушения звукового анализа и синтеза, оптическая дисграфия).
7. Развивать умение составления предложений по опорным картинкам.
8. Развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику пальцев рук и общую моторику.
9. Развивать логическое мышление при выполнении заданий.
10. Воспитывать навыки сотрудничества и согласованности действий.
Оборудование:
Карточки-символы звуков на каждого ребёнка, карточки-схемы слов, карнавальные маски, мягкие модули-«кочки», разрезная азбука (буквы, обозначающие гласные звуки, шарики «Су-Джок», тетради, карандаши, мягкие модули-кубики с буквами, ребусы, музыкальное сопровождение.
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
I. Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы занятия.
Логопед: Здравствуйте, ребята! У нас сегодня много гостей, и некоторые гости ещё в пути, потому что мы побываем с вами на карнавале гласных звуков. А что бывает на карнавале? Звонкий смех, весёлее конкурсы, и, конечно же, улыбки! Подарите свои улыбки гостям и проходите на свои места.
II. Основная часть.
1. Упражнение «Угадай звук» - развитие фонематического восприятия.
Логопед: Ребята, на карнавале все гости должны быть в масках. Вот и наши знакомые-звуковички нарядились в карнавальные костюмы и маски. Давайте попробуем отгадать, какой звук скрывается под каждым костюмом.
Дети «узнают» звуковичка по первому гласному звуку в названии картинки, изображённой на каждом костюмчике.
Логопед: Как назвать одним словом звуки, которые прятались под карнавальными костюмами?
Дети: Гласные звуки.
Логопед: Почему вы так думаете?
Дети: Гласные можно петь.
Логопед: Какое правило вы знаете о звуках?
Дети: Звуки можно услышать и произнести.
2. Речь с движением «Гласные звуки» - уточнение артикуляции гласных звуков.
А-А-А-А – закачалась голова. (Покачивать головой вправо-влево).
О-О-О-О – покатилось колесо. (Круговые движения руками).
У-У-У-У – у машины руль держу. (Показать руками «руль»).
Э-Э-Э-Э – две руки на голове. (Положить руки на голову).
И-И-И-И – руки выше потяни. (Поднять руки вверх).
Ы-Ы-Ы-Ы – мыли дома мы полы. (Опустить руки вниз, движения вправо-влево).
(Т. Куликовская)
3. Упражнение «Паровоз» - развитие звукового анализа и синтеза.
Логопед: А теперь я предлагаю всем надеть карнавальные маски и покататься на карусели-паровозике.
Дети надевают карнавальные маски, и определяют место гласных звуков в названии своей маски с помощью схемы-«паровозика» и картинок-символов, обозначающих гласные звуки.
4. Физкультминутка «Утята» - развитие общей моторики.
Раз, два – шли утята,
Три, четыре – за водой.
А за ними плёлся пятый,
Позади бежал шестой,
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал,
А девятый всех догнал,
А десятый испугался,
Громко-громко запищал:
«Пи-пи-пи!» - «Не пищи,
Мы тут рядом, поищи!»
(Л. Савина)
5. Упражнение «Слова длинные-короткие» - развитие фонематического слуха.
Логопед: Ребята, слово утята длинное или короткое?
(Ответы детей).
Логопед: Какие ещё длинные (короткие) слова вы знаете?
(Ответы детей).
6. Упражнение «Назови букву» - соотнесение буквы и звука. Дифференциация понятий «буква», «звук».
Логопед: На карнавал гласных звуков приехали и буквы, которые обозначают гласные звуки. Давайте их вспомним.
Дети слушают стихотворение, находят нужную букву разрезной азбуки и кладут её рядом с соответствующей карточкой-символом звука.
Вот два столба наискосок, В этой букве нет угла,
А между ними поясок. Оттого она кругла.
Ты эту букву знаешь? А? До того она кругла,
Перед тобою буква А. Покатиться бы могла.
(С. Маршак) (Е. Тарлапан)
Над лугами в синеве Удобная буква!
Пролетает буква Э. Удобно в ней то,
Это ласточка весной Что можно на букву
Возвращается домой. Повесить пальто!
(В. Степанов) (Е. Тарлапан)
Вот топор, полено рядом, На калитку посмотри:
Получилось то, что надо: Чем она не буква И?
Получилась буква Ы. Между двух прямых досок
Все мы знать её должны. Одна легла наискосок.
(В. Степанов) (В. Степанов)
Логопед: Какое правило вы знаете о буквах?
Дети: Буквы мы видим, пишем, и читаем.
7. Пальчиковая гимнастика с массажными шариками Су-Джок – развитие мелкой моторики пальцев рук.
Шарик я в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
8. Упражнение «Прятки с буквами в тетрадях» - развитие зрительных образов букв. Узнавание и дописывание «спрятавшихся» букв.
9. Упражнение «Прятки с буквами на кубиках» - развитие буквенного анализа и синтеза слов.
Логопед: На карнавал продолжают съезжаться гости. Как вы думаете, кто к нам идёт?
Дети слушают музыку из кинофильма «Приключения Буратино» и называют имя сказочного героя.
Логопед: Ребята, я с помощью кубиков уже выложила имя нашего гостя, но в слове не хватает каких-то букв. Какие буквы продолжают играть с нами в прятки?
Дети находят нужные буквы и восстанавливают слово: БУРАТИНО
10. Упражнение «Ребусы» - составление предложений с помощью букв и опорных картинок.
У Маши шары, А У Мишки ёлка.
Леопольд добрый, А мыши злые.
Крокодил Гена высокий, А Чебурашка низкий.
Кот Матроскин мечтает О корове.
III. Итог занятия.
Логопед: Наш карнавал завершается.
С какими звуками мы играли?
В чём различие звуков и букв?
(Ответы детей).
Рефлексия – снятие мышечного напряжения в сухом бассейне.
Литература:
1. Кислова Т. Н. По дороге к азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1 и 2, 3 и 4 / Под научной редакцией Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. Изд. 3-е, испр. – М. :2007.
2. Куликовская Т. А. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи: пособие для родителей и педагогов. – М. :2010.
3. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2002.