Олеся Киржаева
Конспект НОД по ФЭМП с детьми подготовительной к школе группы «Числовой отрезок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы по ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)
Тема: «Числовой отрезок»
Цель:
1) Сформировать представление о числовом отрезке, познакомить со способом сложения и вычитания путем присчитывания и отсчитывания единицы на числовом отрезке;
2) Уточнить представление об отрезке, закрепить пространственные представления (вправо, влево);
3) Тренировать умение печатать цифры в клетках;
4) Познакомить с новым способом решения задачи – с помощью числового отрезка;
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП с детьми подготовительной к школе группы „Числовой отрезок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
5) Сформировать опыт работы в парах, взаимопроверки и самопроверки.
Задачи:
- мотивировать детей на включение в познавательную деятельность;
- актуализировать представления об отрезке;
- сформировать представление о числовом отрезке, порядке чисел на нем;
- создать мотивационную ситуацию для формирования представления о способе присчитывания и отсчитывания единицы с помощью числового отрезка;
- сформировать опыт фиксации затруднения, понимая его причины и целеполагания;
- сформировать умение решать задачи с помощью числового отрезка.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: циркуль; опорная картинка и отрезок к задаче.
Раздаточный: карточки с отрезками и примерами, карандаши простые.
Ход занятия
Введение в ситуацию.
Воспитатель собирает детей около себя.
«Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам,
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята к нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с гостями и подарите им свои улыбки.
Скажите дети, интересно ли вам узнавать новое?
Как можно назвать людей, которые стремятся к новым знаниям?
Где можно получить новые знания и многому научится?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята к нам пришел еще один, очень любознательный, гость - Циркуль. В Геометрической стране, где живет Циркуль, тоже есть школа. Хотите вместе с ним отправиться в необычную школу и выполнить задания? Сможете?
Ответы детей.
Актуализация знаний.
Игра «Дорога»
Воспитатель: Подойдите к доске, посмотрите – это дорога, которая ведет в школу. С помощью чего изображена дорога?
Дети: Отрезка.
Воспитатель: Докажите, что это – отрезок.
Дети: Отрезок-это часть прямой, у которой есть начало и конец.
Воспитатель: Пошел Циркуль в школу (поставить циркуль на начало отрезка, сделать один шаг, поставить риску).
Сколько шагов сделал Циркуль?
Дети: Один.
Записать число 1 под риской. Сделать второй (третий и четвертый) шаг, поставить риски и записать цифры.
Воспитатель: Сколько шагов сделал циркуль?
Дети: 4 шага.
Воспитатель: Сколько одинаковых отрезков нарисовано?
Дети: 4 отрезка.
Воспитатель: О чем рассказывает каждое число?
Дети: Сколько шагов пройдено.
Воспитатель: Весь путь, составленный из 4 одинаковых отрезков, называется числовым отрезком.
Что происходит с числами при движении вправо по числовому отрезку?
Дети: Числа увеличиваются.
Воспитатель: На сколько, увеличивается каждое число при движении вправо?
Дети: На 1.
Воспитатель: А при движении влево?
Дети: Числа уменьшаются.
Воспитатель: На сколько?
Дети: На 1.
Затруднение в ситуации.
Игра «Волшебный отрезок» (начало).
Воспитатель: Ребята Циркулю в школе учитель дал задание – составить задачу по картинке и решить ее с помощью числового отрезка. Но он не знает, как это сделать.
Покажите Циркулю, как решить задачу с помощью числового отрезка (дети не могут).
Смогли вы помочь Циркулю?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему.
Дети: Потому что не знаем, как это делается.
Открытие нового знания.
Игра «Волшебный отрезок» (продолжение).
Воспитатель: Что нужно делать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать?
Ответы детей.
Подвести детей к тому, что интереснее попытаться прийти к решению самостоятельно, а потом себя проверить.
Воспитатель: Рассмотрим с вами такой пример 1+1. Найдите на числовом отрезке число 1. В какую сторону надо двигаться, если надо прибавить 1? Почему?
Дети: Вправо, потому что при движении вправо числа увеличиваются.
Воспитатель: Сколько шагов вправо надо сделать, если нам надо прибавить 1?
Дети: 1 шаг.
Нарисовать на доске дугу со стрелкой от числа 1 к числу 2.
Воспитатель: Какое число получили?
Дети: 2.
Воспитатель: Молодцы ребята. Рассмотрим следующий пример 2+1. Расскажите, как вы будете выполнять сложение с помощью числового отрезка.
Проговорить вместе с детьми: «На числовом отрезке находим число 2. Нам нужно выполнить сложение, поэтому будем двигаться вправо. Нам надо прибавить 1, поэтому вправо надо сделать 1 шаг. Получаем число 3» (выполнить действие на доске).
Воспитатель: Ребята давайте расскажем Циркулю, как с помощью числового отрезка выполнять сложение.
Проговорить вместе с детьми вывод: для того чтобы с помощью числового отрезка к числу прибавить 1, надо на отрезке найти это число и от него сделать 1 шаг вправо.
А сейчас расскажем Циркулю, как с помощью числового отрезка выполнить вычитание: для того чтобы с помощью числового отрезка от числа отнять 1, надо на отрезке найти это число и от него сделать 1 шаг влево.
Физминутка.
До пяти считаем, гири выжимаем (и. п. - стоя, ноги слегка расставлены, руки поднять медленно вверх - в стороны, пальцы сжаты в кулак).
Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки (на доске - круг с точками. Воспитатель указывает на них, а дети считают, сколько раз надо поднять руки).
Сколько раз ударю в бубен, столько раз дрова разрубим, (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед - вниз).
На носочки встанем, потолок достанем (и. п. - основная стойка, руки на поясе. Поднимаясь на носки, руки вверх - в стороны, потянуться).
Сколько покажу кружков, столько выполним прыжков (и. п. - стоя, руки на поясе, прыжки на носках).
Включение нового знания в систему знаний.
Игра «Вдоль по отрезку».
Воспитатель: Ребята предлагаю вам еще раз показать Циркулю, куда надо двигаться по числовому отрезку при сложении и вычитании.
Пройдите за столы, посмотрите у вас на столах лежат листы с примерами, которые нужно решить с помощью числового отрезка. Сейчас вы будете работать в парах. Договоритесь, кто из вас будет выполнять задание, а кто проверять. Затем вы поменяетесь.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Скажите, теперь вы можете помочь Циркулю решить задачу с помощью числового отрезка?
Дети: Да.
Воспитатель: Кто желает решить задачу?
Желающий решает задачу с помощью числового отрезка.
Осмысление занятия.
Воспитатель:
С кем вы сегодня познакомились?
Чем вы помогли Циркулю?
Что вам помогло в этом?
Что получилось хорошо, а что не очень?