Тянгаева Елена
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРОММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
1. Активизация, уточнение, расширение словаря по теме, закрепление знаний детей о времени года «Зима»,
2. Совершенствование диалогической речи, умения отвечать на вопросы развёрнутой фразой
3. Развитие грамматического строя речи: навыков словообразования, согласования слов в предложении, употребления предложно – падежных конструкций.
4. Совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза, фонематических представлений.
5. Развитие длительного речевого выдоха, координация речи с движением, развитие общей и мелкой моторики
Публикация «Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
6. установление взаимосвязи между объектами живой и неживой природы.
7. Совершенствование умения создавать коллективную работу, используя разные техники:
- вырезывание животных по контуру
- аппликация ёлочек методом обрывания
- аппликация нарезанными шерстяными нитками
- вырезывание снежинок из бумажных квадратов
- изготовление снежинок из комочков бумажных салфеток
8. Развитие памяти, внимания, процессов анализа и синтеза, мышления.
9. Воспитание любви к природе, развитие эстетического восприятия, умения работать в коллективе.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
- Тематический циклы «Зима. Зимние забавы. Зимующие птицы, Дикие животные»
- Чтении произведений Е. Чарушина из серии «Дикие животные»
- Наблюдения за зимующими птицами
- Занятия по ИЗО – деятельности с использованием различных техник
(- вырезывание животных по контуру
- аппликация ёлочек методом обрывания
- аппликация нарезанными шерстяными нитками
- вырезывание снежинок из бумажных квадратов
- изготовление снежинок из комочков бумажных салфеток)
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент
Логопед:
Сядет тот, кто запомнит и повторит слова
– холодная, морозная, снежная. Что это? – Это зима
– белый, пушистый, искристый. Что это? – Это снег
– блестящие, крупные, узорные. Что это? – Это снежинки
- прозрачный, гладкий, крепкий. Что это? – Это лёд
- холодный, сильный, морозный. Что это? – Это ветер
- высокие, пушистые, белые. Что это? – Это сугробы
2. Активизация, расширение, уточнение словаря по теме.
Воспитатель:
- Молодцы, вы хорошо запомнили и повторили эти слова. К какому времени года они относятся?
Снег на реках, лёд на полях,
Вьюга гуляет, когда это бывает?
Дети:
- Зимой.
Воспитатель:
- Давайте составим этот слово из букв
Составление слова ЗИМА из букв разрезной азбуки на столах
Задачи: совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза
Воспитатель:
- Молодцы! А какие вы знаете зимние месяцы?
Дети:
- Декабрь, январь, февраль
Упражнение «Назови»
Задачи: образование существительных и прилагательных от глаголов и существительных
(Дети сидят на стульчиках полукругом перед картиной «Зима»)
Логопед:
Зимой часто бывает мороз, значит зима…
Дети:
- Морозная,
Логопед:
- Если зимой холод, зима…
Дети:
- Холодная.
Логопед:
- Если зимой много снега, то зима…
Дети:
- Снежная.
Логопед:
- А ещё говорят, что зимой бывает стужа. Что это такое?
- Дети:
- Это очень холодно, дует холодный сильный ветер.
Логопед:
- Молодцы, если зимой стужа, значит, зима…
Дети:
- Студёная.
Логопед:
- Если снег летит в разные стороны, дует, вьюжит сильный ветер, это…
Дети:
- Вьюга.
Логопед:
Если зимой вьюга, то зима…
Дети:
- Вьюжная
- Если снег кружится, взлетает, то высоко, то низко, как будто дворник подметает снег, это….
Дети:
- Метель.
Логопед:
- Если снег летит низко, стелется по земле, то это…
Дети:
- Позёмка.
Логопед:
- Молодцы, вы назвали очень много зимних слов. А сейчас давайте покажем, как снег падает на землю.
3. Физкультминутка «Снежинки»
Задачи: координация речи с движением, развитие общей моторики, координации
Описание:
На полянку, на лужок Дети стоят по кругу, приседают
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок – Руки вверх
Закружился наш снежок. Кружатся
Пляшут все снежинки «Плясовая»
Белые пушинки.
Логопед:
Молодцы, вы хорошо показали, как снег ложится на землю, но вдруг подул сильный ветер, и все снежинки разлетелись. Покажите, как они летают
4. Дыхательная гимнастика «Снежинки».
Задачи: развитие физиологического дыхания, выработка направленной воздушной струи.
У каждого ребёнка по бумажной снежинке на ниточке, расположенную на уровне рта на расстоянии не более 10 см.
Логопед:
- Сделайте вдох и подуйте на «снежок», не раздувая щёк, вытянув губы трубочкой».
(Упражнение выполнять 3-4 раза).
5. Разгадывание загадки «Снежинка»
Загадку загадывает один ребёнок
Что за звёздочка сквозная
На пальто и на платке7
Вся сквозная, вырезная,
А возьмёшь – вода в руке.
Логопед:
- Ребята, как вы думаете, почему снежинка растает, если её взять в руки?
Дети:
- Рука тёплая, а снег в тепле тает.
6. Разгадывание кроссворда по теме
Задачи: совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза, активизация, уточнение, расширение словаря по теме.
Логопед:
- Для того, чтобы узнать ещё одно зимнее слово, нам надо отправиться на прогулку в зимний лес.
(Воспитатель раскладывает следы зверей и птиц по группе)
1) Разгадывание слова ЗАЯЦ
Логопед:
- Как вы думаете, чьи это следы?
Дети:
- Это заячьи следы. Он путает свои следы зимой, сначала вперёд летят задние лапы, а потом передние.
Логопед:
- Молодцы, отгадали. А что ещё интересного происходит в жизни зайца?
Дети:
- Он меняет свою шубку, чтобы его не заметили враги.
Записывает слово ребёнок подготовительной группы
2) Игра «Да – нет – ка» Разгадывание слова СНЕГИРЬ
Логопед:
- Как вы думаете, это чьи следы?
Дети:
- Это птичьи следы.
Логопед:
- Но на дереве сидит очень много птиц. Как они все называются?
Дети:
- Зимующие.
Логопед:
- Правильно! Я загадала одну птицу. Вы можете мне задавать вопросы, я могу отвечать только «Да» или «Нет»
Дети:
- Эта птица маленькая, у неё красная грудка, она прилетает к нам зимой и т. д
Логопед:
- Молодцы, отгадали, это снегирь
Записывает слово ребёнок подготовительной группы
3) Разгадывание слова МЕДВЕДЬ
Логопед:
- Ребята, посмотрите, что это? Большой сугроб, а из небольшой дырочки идёт пар
Дети:
- Это берлога. Там спит медведь.
Логопед:
- Молодцы, отгадали третье слово. А вы помните, почему медведь ответил, что для него зима короткая.
Дети:
- Он спит целую зиму. Лёг спать он осенью, а проснулся весной, ему и показалось, что он проспал всего одну ночь.
Записывает слово ребёнок подготовительной группы
4) Разгадывание слова ГОЛУБЬ
Логопед:
- Снегирь маленький, а эта птица большая, у снегиря грудка красная, а эта птица вся серая, снегирь любит рябину, а эта птица любит хлебные крошки, снегирь боится людей, а эта птица людей совсем не боится.
Дети:
- Это голубь.
Записывает слово ребёнок подготовительной группы
Воспитатель:
- ребята, а как называются эти птицы, которых мы можем увидеть зимой?
Дети:
- Зимующие. Они так называются, потому что не улетают от нас, не боятся мороза, для них есть еда.
7. Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
Сколь птиц к кормушке нашей «Насыпают» корм в кормушку щепоткой пальцев
Прилетело, мы расскажем
Две синицы, воробей, Загибают мизинцы на обеих руках
Пять щеглов и голубей, загибают безымянные пальцы, средние пальцы
Дятел в пёстрых пёрышках, загибают указательные пальцы
Всем хватило зёрнышек выставляют большие пальцы вверх
5) Разгадывание слова ШУБКА
Логопед:
- Однажды летом подружились белочка и зайчик. Они весело играли на полянке. Наступила зима. Однажды белочка выглянула из своего дупла и не узнала зайчика. А зайчик посмотрел наверх, и тоже не узнал белочку. В чём дело?
Дети:
- Они поменяли свои шубки. Зайчик стал беленький, а белка серая.
Логопед:
- Молодцы, отгадали это слово. А почему они так сделали?
Дети:
- Чтобы их не заметили враги: лиса и куница.
Записывает слово ребёнок подготовительной группы
6) Разгадывание слова ВОЛК
Логопед:
- А это чьи следы? Они очень похожи на собачьи, только больше по размеру.
Кто зимой холодной ходит злой, голодный?
Дети:
- Это волчьи следы.
Записывает слово ребёнок подготовительной группы
7) Разгадывание слова ЛИСА
Логопед:
А это чьи следы? Кто ходит по лесу и заметает свои следы хвостом?
Дети:
- Это лисьи следы. Она зимой мышкует – мышей ловит. Она становится на пенёк, и слушает, и смотрит, когда мышка под снегом зашевелится, лиса сразу на неё бросится и съест.
Записывает слово ребёнок подготовительной группы
Логопед:
Если вы прочитаете слово сверху вниз в красном столбике, то узнаете, ещё одно зимнее слово.
Дети:
- Зимушка.
Логопед:
- Молодцы, вы верно разгадали кроссворд. А сейчас пора возвращаться домой.
8. Физкультминутка «Снежок»
Задачи: координация речи с движением, развитие общей моторики, координации.
Описание:
Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой
Кати по снегу свой снежок. снежный ком.
Он превратится в снежный ком, «Рисуют» руками большой круг
И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трёх комков.
Его улыбка так светла! Широко улыбаются
Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой,
дотрагиваются до носа, встают прямо,
как будто держат воображаемую метлу.
Но солнце припечёт слегка – Медленно приседают
Увы! – и нет снеговика. Разводят руками, пожимают плечами.
9. Продуктивная деятельность. Создание коллективной работы «Зимний лес»
Воспитатель:
- Ребята, вам понравилось в зимнем лесу?
Скоро наступит весна и на память о том, как прекрасен зимой лес, давайте сделаем картину. Девочки уже начали работу, сейчас мы закончим её.
(Детям предлагается лист голубого цвета с нарисованными деревьями, индивидуальные подносы с необходимым материалом)
Воспитатель:
- Что ты будешь делать? Как ты это будешь делать?
Дети:
- Я буду делать ёлку, обрывая зелёную бумагу, а потом наклею на картину.
- Я буду вырезывать диких животных по контуру, а потом наклеивать их на картину.
- Я буду делать снегирей из красных ниток, наклеивать нитки на грудку снегирей.
- Я буду вырезывать снежинки из белой бумаги
- Я буду делать снег из бумажных салфеток.
(Работа детей)
10. Итог занятия.
Воспитатель:
- Вот он, вот он, дивный лес,
Полный сказок и чудес.
Мы старались, мы трудились
И у нас всё получилось!