наталья волкова
Конспект НОД с детьми старшей группы «Беседа с детьми по рассказу Л. Н. Толстого «Косточка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с детьми старшей группы
«Беседа с детьми по рассказу Л. Н. Толстого «Косточка»
Программное содержание: Объяснение понимания детьми о том, что нельзя брать без спроса, через слушание рассказа Л. Н. Толстого «Косточка», беседы по содержанию и дидактической игры с использованием ИКТ.
Публикация «Конспект НОД с детьми старшей группы „Беседа с детьми по рассказу Л, Н, Толстого „Косточка“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Толстой Л.Н.
- «Косточка», Толстой Л.Н.
- Темочки
Задачи:
- Описать поступок мальчика Вани. Учить давать полные ответы.
- Объяснить поступок главного героя, в ходе беседы с детьми.
Вспомнить о том, как отец узнал, что сливу съел Ваня.
- Внимательно слушать педагога, отвечать на вопросы.
Слушать друг друга не перебивая во время беседы.
- В процессе беседы дети рассказывают о своих поступках из собственного опыта
Планируемый результат: Дети объясняют и дают оценку поступка главного героя; дают полные чёткие ответы на вопросы при обсуждении произведения.
Словарная работа: Обогатить словарь новыми словами: побледнел, сочла, выражение «покраснел, как рак»
Подготовительная работа: Игры: «Определи на вкус», «Отгадай по описанию», беседы на темы : «Добрые поступки», «Что такое честность?», «Ложь человека не красит». Чтение произведений: Л. Н Толстой «Котёнок», «Прыжок», «Слон», «Пожар».
Материалы и оборудование: иллюстрация главного героя грустного и весёлого, портрет писателя в презентации, иллюстрации к произведению, смайлики (грустный - весёлый, дидактическая игра «Угостим Ваню», оборудование ИКТ, текст рассказа Л. Н. Толстого «Косточка»
Вхождение в день:
Ты – мой друг, и я – твой друг, (Ладонь направляется на друга, потом к себе)
Как прекрасен мир вокруг! (Развели руки в стороны)
Мы друг другу улыбнёмся, (Улыбаемся друг другу)
Дружно за руки возьмёмся!
Ход НОД:
Ребята послушайте загадку.
Машинки катают,
Играют в танчики,
Все по полу разбросают
Озорные (мальчики)
Ребята а какое у него настроение, как вы думаете?
Интересно, из какого произведения к нам пришёл гость?
Пришёл наш гость из рассказа «Косточка»
А написал это произведение Лев Николаевич Толстой
Лев Николаевич Толстой – великий писатель. Он писал большие книги для взрослых и маленькие рассказы для детей. У него была своя школа для сельских ребят, вот для них он и писал свои рассказы.
Мне очень нравится этот рассказ, потому что он учит нас тому, что брать без спроса это плохо. Оно учит прислушиваться к мнению старших и напоминает ребятам, что любой обман всегда откроется, и после этого бывает очень стыдно.
В рассказе рассказана история о том, как мать приобрела немного слив, чтобы дети смогли полакомиться плодами после обеда. Сливы в тарелке стояли на столе. А маленькому Ване, который никогда не пробовал слив, нравился их душистый аромат. И когда в комнате никого не осталось, он съел тайком одну из слив. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец спросил не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Проблемный вопрос: Как вы думаете, признается Ваня в том, что он съел сливу или нет? Давайте проголосуем.
Если вы считаете что признается то нажмите веселый смайл, если вы считаете что не признается грустный.
А поможет узнать верный ответ нам книга
В рассказе встретится такое выражение «покраснел как рак», как вы думаете, что оно может обозначать? (от стыда стал красного цвета)
- Правильно, в природе раки серого цвета, но когда их варят они краснеют, поэтому в народе и появилось такое выражение «покраснел как рак», когда человеку становится стыдно, он тоже краснеет и говорят: «Покраснел от стыда».
- А что такое побледнел? (стал белым, бледным от испуга)
- как вы понимаете слово сочла - (посчитала)
Дети садятся на стульчики, воспитатель напоминает про осанку.
Чтение отрывка произведения.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
— Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Беседа с детьми по прочитанному
Ну что ребята, как вы считаете Ваня признался в том, что он съел сливу?
Если признался, то нажмите веселый смайлик, если не признался, то нажимаем грустный смайлик.
Воспитатель: - Почему Ваня не отходил от стола?
А Ваня признался, когда папа спросил: «Кто съел сливу»? (Нет, Ваня не признался)
-А как он себя повёл? (Покраснел, как рак, сказал что не ел)
- Почему Ваня покраснел как рак?
- Почему Ваня заплакал?
- Как вы думаете ребята сознался бы Ваня в своем поступке, если мама перед обедом бы не сочла сливы?
- Как бы вы поступили на месте Вани? Может у вас было такое, что вы брали что-то без разрешения? (попросить прощения, а лучше спросить разрешение у взрослого)
- Как вы относитесь к поступку Вани?
- Чему хотел научить нас автор рассказа? (Быть терпеливыми, честными, иметь силу воли).
Во время беседы воспитатель демонстрирует иллюстрации из произведения.
Ребята, есть такая пословица «Тайное всегда становится явным», как вы думаете, она подходит к нашему рассказу (да)
- Почему? (Потому что Ваня съел сливу, думал никто не узнает об этом, но все узнали, и ему стало стыдно.)
-Думаю, если с вами случиться такая ситуация, вы обязательно поступите правильно.
ФИЗМИНУТКА
Овощи (наклон) и фрукты (руки вверх)
Вкусные продукты (гладим живот)
В огороде (наклон) и в саду (руки вверх)
Для еды я их найду (гладят живот)
Дидактическая игра на интерактивной доске «Угостим Ваню фруктами»
Ребята мы с вами поработали на доске, наши глаза устали, давайте сделаем для них зарядку. Зарядка делается с предметом (слива на палочке)
Зарядка для глаз
«Глазкам нужно отдохнуть» (Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят наши глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
Рефлексия
Ребята, а вы запомнили как называется рассказ?
- А кто автор произведения?
Ребята, чему же научил вас этот рассказ? - учит нас не брать без разрешения
-учит нас признаваться, если сделал что-нибудь плохое.
- Про что вы, вечером расскажите родителям?