Папки-передвижки

«Перелётные птицы». Конспект НОД с детьми старшей логопедической группы по образовательной области «Познавательное развитие» (1 фото)

Татьяна Пономаренко
«Перелётные птицы». Конспект НОД с детьми старшей логопедической группы по образовательной области «Познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСПЕКТ НООД

с детьми старшей логопедической группы

Образовательная область «Познавательное развитие»

ТЕМА: «Перелётные птицы» с использованием ИКТ

Программные задачи:

Публикация «„Перелётные птицы“, Конспект НОД с детьми старшей логопедической группы по образовательной области „Познавательное развитие“» размещена в разделах

Развивать у детей предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания окружающего мира природы, познавательной мотивации :

- уточнить, систематизировать знания детей о перелётных птицах (внешний вид, части тела, среда обитания, питание, повадки);

Продолжать формировать предпосылки универсальных учебных действий: закрепить умение дифференцировать перелётных и зимующих птиц;

Стимулировать проявление в ходе работы самостоятельную творческую активность, аналитико – синтетическое мышление детей, понимать образный смысл загадок; умение отвечать на вопросы поискового характера полными предложениями;

Активизировать связную диалогическую и монологическую речь детей, ввести в активный словарь следующие слова: птенцы, стайка, клин, перелётные, каркает, чирикает; слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (-онок, -ёнок) : кукушонок, грачонок, аистёнок, журавлёнок, скворчонок, лебедёнок;

Воспитывать эстетическое, бережное отношение к окружающему миру, «соседям по планете», умение быть им добрым другом и заботливым хозяином.

Предварительная работа:

наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение стихов: А. Барто «Скворцы прилетели»; А. Н. Плещеев «Сельская песня; рассказов: Г. Я. Снегирёв «Про птиц»; М. И. Молюков, В. Г. Григорьев «Домик для горихвостки»; Г. А. Скребицкий «Здравствуй, солнце красное!»; и сказок о птицах : В. В. Бианки «Теремок».

Оборудование:

картинки с изображением перелётных, зимующих птиц и птенцов, игрушка «сорока», мяч, материал для игрового упражнения «Сложи птицу из частей», мультимедийная установка.

Методы и приё мы: - словесные: вводная беседа, чтение стихотворения, загадки о птицах;

- наглядные: слайд-презентация «Пернатые друзья», иллюстрации перелётных и зимующих птиц;

- игровые:

Введение детей в игровую ситуацию: игровой персонаж – «Сорока»;

дидактические игры и упражнения:

1. «Лови – бросай, на вопросы отвечай»;

2. «Четвёртый лишний»;

3. Поможем птицам разобраться»;

4. Д/и «Назови птенца»;

5. Д/и «Сложи птицу из частей»;

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, сегодня по дороге в детский сад ко мне подлетала сорока и попросила взять её к вам в гости. Каркуша, ты что-то хотела рассказать ребятам?

Каркуша:

Журавли летят, курлычут,

Шлют последнее «прощай».

За собою лето кличут,

Забирают в тёплый край.

Жалко мне цветных полянок

И журавликов моих!

Только я тужить не стану,

А весною встречу их.

Воспитатель. Ребята, как по - вашему, о каком времени года рассказала нам Каркуша? А как вы догадались, о том, что это осень? Как, вы думаете, как одним словом можно назвать всех птиц, осенью улетающих на юг, а весной, возвращающихся на Родину? Каркуша, а каких перелётных птиц ты знаешь? /Каркуша отвечает, допуская ошибки/.

Ребята, как вы считаете, Каркуша права? Мы можем ей помочь? /Активизация всей группы и отдельных детей/ (Ласточки, стрижи, грачи, скворцы, соловьи, кукушки, дрозды.) Как вы считаете, почему эти птицы осенью улетают от нас?

(ответы детей).

Воспитатель. Правильно, все эти птицы питаются насекомыми : грач добывает червяков из свежевскопанной земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету, кукушки охотятся за гусеницами, дрозды - великолепные охотники за саранчой и кузнечиками. Но осенью насекомые исчезают и птицы улетают в тёплые края, где круглый год много насекомых.

- Ребята, кто из вас помнит, как выстраиваются в полёте журавли? /«клином»/;

- какие птицы улетают «стайками»? (скворцы)

- кто выстраивается «цепочкой», в одну линию? (лебеди)

Дидактическая игра «Лови – бросай, на вопросы отвечай»

/ Отвечает тот, кому воспитатель бросил мяч. Активизация всей группы и отдельных детей. Цель: уточнить и расширить знания детей о весне и её признаках /

Каждый перелёт для птиц труден и опасен. Некоторые не выдерживают столь долгого и трудного пути и погибают. Как вы считаете, что же заставляет их вернуться обратно весной? (ответы детей)

Воспитатель. Каждый из вас сказал правильно, у каждого на этот счёт есть своё мнение. Даже учёные, как и вы, до сих пор не могут точно ответить на этот вопрос. А может птицы просто хотят вернуться на свою Родину? Ведь они здесь родились, вылупились из яиц, научились летать, добывать пищу. Наверное, обратно их зовёт любовь к родному краю, родному дому.

Физкультминутка «Ласточки»

Ласточки летели, Дети бегут по кругу, машут руками.

Все люди глядели,

Ласточки садились, Приседают, руки опускают за спину.

Все люди дивились,

Сели – посидели,

Взвились, полетели, Бегут по кругу, взмахивают руками.

Песенки запели.

- Ребята, наша Каркуша устала сидеть, молча - трещит и трещит. Слышите? Она приготовила для вас загадки:

Загадки

1. Это старый наш знакомый :

Он живёт на крыше дома-

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист) Слайд 2

-Знаете ли вы, где аисты строят гнёзда?

Аисты строят гнёзда на крыше дома Слайд 3

2. Угадайте, что за птичка-

Тёмненькая невеличка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка) Слайд 4

Ласточки

Свои гнёзда они строят под карнизами крыш и навесами (из комочков глины, склеивая их очень липкой слюной). Ласточки ходят по земле с большим трудом, зато в воздухе проделывают фигуры высшего пилотажа. Они могут кувыркаться в воздухе, на лету пить. Отдыхать ласточки садятся на тонкие ветки и провода, оттуда легче взлететь. Слайд 5

3. Всех прилётных черней,

Чистит пашню от червей.

Прыг да скок по полю вскачь,

А зовётся птица … (Грач) Слайд 6

-Знаете ли вы, где грачи строят гнёзда?

Грачи строят гнёзда на деревьях из толстых прутьев. Вы слышали, как кричат грачи? Гра-а, арра-а. Вот отсюда и происходит название грач. Слайд 7

4. На шесте дворец,

Во дворце – певец.

А зовут его … (Скворец) Слайд 8

-Кто из птиц умеет подражать пению жаворонка? Конечно же, скворец! Он может подражать пению других птиц, лаю собак, кваканью лягушек. В неволе скворец может подражать человеку - говорить отдельные слова и фразы. Его голос похож на треск, бормотание, верещание. Скворцы селятся в дуплах, под крышами домов, в скворечниках. Слайд 9

5. Не ворона, не синица,-

Как зовётся эта птица?

Примостилась на суку –

Раздалось в лесу «Ку–ку». (Кукушка) Слайд 10

-Знаете ли вы, какую пользу приносят людям птицы? Они уничтожают много разных насекомых, но только одна птица любит клевать мохнатых гусениц, покрытых ядовитой шерстью. Кто же это? (Кукушка) Слайд 11

Жаворонок - певчая птица

Народная примета говорит: «Если утром рано не слышно жаворонка - это к дождю или к плохой погоде». А вы знаете, где жаворонок вьёт гнездо? (В ямках на земле) Слайд 12

-Какая птица поёт лучше всех?

На всём свете нет певчей птички, которая пела бы лучше соловья! Большие тёмные глаза придают соловушке особую прелесть. Гнёзда они вьют около земли - в кустах смородины, крыжовника. Слайд 13

Д/и «Четвёртый лишний»

Слайд 14, 15

Д/и «Поможем птицам разобраться»

Сорока: Беда! Беда! Ребята, в Царстве Птиц случилась беда : птенцы не могут найти своих мам. Они ещё не знают, кто из них перелётные, кто - зимующие. В царстве полный беспорядок и неразбериха. Они нуждаются в вашей помощи. (Дети помогают птенцам, а затем называют их.)

Д/и «Назови птенца»

Кукушка - кукушонок; грач - грачонок;

Аист - аистёнок; журавль - журавлёнок;

Скворец - скворчонок; лебедь-лебедёнок. /Сорока благодарит детей за оказанную помощь/

Воспитатель. Ребята, а можете ли вы назвать части тела птиц? /Активизирую малоактивных детей. Туловище, голова, крылья, лапы, ноги, глаза, хвост, клюв. /

У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному. Как вы считаете, как же их различают? (По оперению, внешнему виду, величине.)

Д/и «Сложи птицу из частей»

Воспитатель показывает детям части тела птицы, предлагает догадаться по ним, какая это птица, сложить её. (Дети складывают птицу, работая по двум подгруппам за столами, Каркуша оценивает их работу, воспитатель предлагает занять свои места, дает установку на правильную осанку)

Каркуша: Ребята, сегодня у вас в гостях я узнала много интересного о зимующих и перелётных птицах. А что нового узнали вы? Смогли ли мы помочь птенцам? Птицам? Как вы думаете, почему у нас всё так замечательно получилось?

Мне пора улетать, дорогие ребята, не забывайте о птицах, помогайте им, они отблагодарят вас, своим чудесным, незабываемым пением!

Воспитатель. Ребята, Каркуша права, мне тоже очень понравилось, как вы работали. Молодцы ребята!

Вручение медалей «Юные защитники птиц

«Перелётные птицы». Конспект НОД с детьми старшей логопедической группы по образовательной области «Познавательное развитие»
Публикации по теме:

Конспект занятия с обучающимися 1-го класса «Учимся быть внимательными» Занятие для учащихся 1-х классов на тему: «Учимся быть внимательными» Цель: формирование представления о психических процессах внимания.

«Мы и лето». Фотоотчет о летней оздоровительной работе Задачи: 1. Задачи оздоровительной работы: Укреплять здоровье детей в летний период, осуществляя комплексный и дифференцированный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Перелётные птицы». Конспект НОД с детьми старшей логопедической группы по образовательной области «Познавательное развитие»
Опубликовано: 26 мая 2014 в 10:26
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Перелётные птицы». Конспект НОД с детьми старшей логопедической группы по образовательной области «Познавательное развитие»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Пономаренко (УИ 178829) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД