Получи документы

Конспект НОД «Традиции и быт донских казаков» в средней группе

Екатерина Корж
Конспект НОД «Традиции и быт донских казаков» в средней группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27

Конспект

непосредственной образовательной деятельности.

Тема: «Традиции и быт донских казаков»

Образовательная область - познавательное развитие.

Возрастная группа – средняя группа

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей –

социально – коммуникативное развитие,

речевое развитие

Публикация «Конспект НОД „Традиции и быт донских казаков“ в средней группе» размещена в разделах

художественно-эстетическое развитие

Предполагаемая продолжительность: 20-25 минут

Место проведения: музыкальный зал детского сада

Подготовила: Корж Екатерина Владимировна

Педагоги первой квалификационной категории.

г. Батайск, Ростовской область

2020 г.

Цель: формировать представления о жизни донских казаков у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

Закреплять представление детей о быте и укладе жизни семьи донских казаков;

совершенствовать умение использовать диалектизмы в речи точно по смыслу. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков;

воспитывать уважение к обычаям, традициям и нравственным ценностям донских казаков;

на основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине.

Материал: Казачья горница с утварью, казачьи костюмы, рушник, бубен.

Ход ЗАНЯТИЯ

Дети играют в подвижную игру «Ручеек».

Воспитатель: Здорово ночевали!

Дети: Слава Богу!

Воспитатель: Смотрю, нарядные вы какие, в игру играете, праздник у вас какой?

Дети: Да, у нас сегодня ярмарка, мы будем петь, плясать, стихи читать.

Воспитатель: На вас казачьи наряды, и как вас нужно называть?

Дети: Мы – казачата!

Воспитатель: Да, казачата, и живете на земле ваших предков – донских казаков. На земле этой жили казаки – вольные люди. В их речи были особенные слова, которые в наше время забылись. Давайте мы их вспомним. А сейчас, детвора, игра «Забытые слова».

Дети под звуки бубна идут по кругу, противоходом им идет ведущий с рушником на шее. При замолкании бубна, дети и ведущий останавливаются. Ведущий набрасывает рушник на плечи ребенку, который оказался напротив него.

Ребенок: - Слово ты говори.

Воспитатель: - По казачьи повтори. Шелковица.

Ребенок: - Тютина.

При правильном ответе, все дети хором кричат: «Любо!»

Игра продолжается со словами: калоши – чуни, командир – атаман, обрыв – яр, очень – дюже, кастрюля – чугунок, полотенце – рушник, часы – ходики, дом – курень, говорят – гуторят, отец – батя, хозяйственный двор – баз, компот – узвар, город - станица, плетка – нагайка, зал – горница…

Воспитатель: - Замечательно, ребята, вспомнили мы забытые слова, а не вспомнить ли нам забытые обычаи и уклад казачьей семьи.

Дети: Любо.

Просмотр презентации.

Аппликация: «Одень Аксинью и Григория»

Воспитатель: Ребята, заглянем в казачий курень.

Дети проходят в горницу.

Воспитатель: Мы находимся в горнице казачьего куреня. У хозяйки дома на поясе были ключи. Та, которая владела ключами от погребов, была полновластной хозяйкой в доме.

Именно ее звали «Сама». Как правило, «Сама» была свекровь – мать сыновей. «Сама» держала в кулаке и сыновей, и дочерей, и зятьев, и снох.

Сама: У казаков не принято было лениться, каждый имеет свои обязанности по дому, по хозяйству. Приглашаю вас в свою семью посмотреть, кто, чем занят. Вот мой старший сын Тимофей, - он уже женат.

Иван сидит, ремонтирует коромысло

Сама: Тимофей, сходи-ка, принеси с база дров для растопки печи. Возьму чугунок, налью колодезной водицы. Поставлю на печь закипать. Буду овощи сбирать для борща: (достает из корзины овощи) картошку, морковь, свеклу, капусту, лук, чеснок. Возьму шмат старого сала, (берет с полки) затолку с чесноком, чтобы борщ получился наваристым да ароматным.

Воспитатель: А рядом невестка Марья что-то собирается готовить.

Марья: Сбираю сушку для узвара. (Берет с полки мешочки с сухофруктами). Возьму чугунок, налью колодезной водицы. Поставлю на печь закипать. Положу в миску грушу-дичку, яблоки, тютину, вишню, жердел. Промою в воде. (Кладет в чугунок сухофрукты. Завязывает и убирает на место мешочки. Помешивает узвар).

Воспитатель: В казачьих семьях девочки начинали работать с раннего возраста. С пяти лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком – это умела каждая казачка. Вот и сейчас около прялки старшая дочь нашей хозяйки – Юля занимается рукоделием.

Юля: Напряла я пряжи на прялке.

Вот теперь карпетки вяжу и приговариваю:

Але, але, аленьки

Свяжу карпетки маленьки.

Будет ноженькам теплее,

А Гришатке веселее.

Воспитатель: А это – средняя дочь – Ксения, она уже достигла возраста девушки и в семье ее все называют «хваленкой».

Дарья: Когда я стала девушкой – дед подарил мне серебряное колечко.

Воспитатель: Это значит, что Ксения стала девушкой на выданье.

Дарья: Я готовлю себе приданое. (Гладит утюгом вещи и складывает их в сундук). Все вещи у меня с кружевами. Я их сама вязала.

Воспитатель: А вот и младшая дочь хозяйки. Как кличут тебя, чадунюшка?

Полина: Полиной, а это мой братик Гришатка.

Воспитатель: Была у девочек и особенная работа – нянчить младших. Трехлетнего брата могла нянчить пятилетняя сестра, а трехлетняя – годовалого. Пятилеток уже в няньки, "в люди" отдавали.

Полина: Я братика баюкаю в колыбели, да песенку пою:

Люли-люли-люленьки,

Где вы, где вы, гуленьки?

Прилетайте на кровать,

Начинайте ворковать.

Люли-люли-люленьки,

Прилетели гуленьки!

Сели в изголовьице…

Спи-ка на здоровьице!

Воспитатель: В казачьей горнице есть особо почитаемое место. Это святой угол, где размещались иконы (образа). Казаки были людьми глубоко верующими. Перед приемом пищи, сезонными работами, в других важных жизненных ситуациях творили молитву.

Казак : В каждой семье как реликвии хранились и вывешивались на видное место семейные фотографии. Чаще всего на них были казаки в военной форме, с оружием. Ведь воинская служба для казака – главное дело его жизни.

Воспитатель: Вот так, незаметно, в делах и заботах проходил день казачьей семьи. А у нас пироги поспели и чай готов теперь можно приглашать гостей к чаю

Милости просим, гости дорогие!

И хорошо, что б в наши дни

Традиции с тобой мы берегли

В чудном крае, где живем мы у реки

Где жили здесь когда-то

Наши предки казаки.

Публикации по теме:

Конспект ОД «Лодка для казаков» в старшей группеКонспект ОД «Лодка для казаков» в старшей группе Цель: формировать представление о быте донского казачества. Задачи: - учить создавать объёмные фигуры; - развивать мелкую моторику пальцев.

Дидактическая игра «Продолжи пословицу донских казаков»Дидактическая игра «Продолжи пословицу донских казаков» Культурные традиции донских казаков – это неиссякаемый источник народной мудрости, который передаётся от поколения к поколению. Пословицы.

Конспект НОД «Боевая доблесть донских казаков» (старший дошкольный возраст)Конспект НОД «Боевая доблесть донских казаков» (старший дошкольный возраст) Цель: создание условий для духовно – ценностного развития подрастающего поколения посредством знакомства с боевой доблестью донских казаков.

Конспект НОД для старшей группы «Основное занятие казаков-рыболовство»Конспект НОД для старшей группы «Основное занятие казаков-рыболовство» Цели:формировать представление о том, как жили наши предки;закрепление рыб,которые водятся в реке Дон. Задачи:развивать познавательный.

Конспект НОД с использованием ИКТ «Христианские традиции. Рождественская ёлочка» в подготовительной к школе группеКонспект НОД с использованием ИКТ «Христианские традиции. Рождественская ёлочка» в подготовительной к школе группе Цель: формирование представлений о христианских праздничных традициях Задачи: образовательные: - расширять представления о праздничной.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Семейные традиции в казачьей семье»Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Семейные традиции в казачьей семье» Цель: расширять представление о самобытности культуры, традициях казачества, о специфике воспитания детей в казачьей семье. Задачи: Закреплять.

Консультация «Традиции и обычаи казаков» Традиции – это что-то общепринятое, привычное, достойное. Традиции тогда воспринимаются законом, когда становятся образом жизни и передаются.

Проект «Семья и семейные традиции» в средней группеПроект «Семья и семейные традиции» в средней группе Проект ко Дню Матери «Семья и семейные традиции». Тип проекта: краткосрочный, групповой. Цель проекта: создание условий для всестороннего.

Сценарий праздника в средней группе «Русской гжели синева» в рамках проекта «Русские народные промыслы и традиции»Сценарий праздника в средней группе «Русской гжели синева» в рамках проекта «Русские народные промыслы и традиции» Сценарий праздника в средней группе «Русской гжели синева» Педагог : Сазонова Любовь Владимировна Цель : приобщение детей и родителей.

Конспект занятия «Жизнь и труд казаков» Цель: -познакомить детей с орудиями труда казаков; -расширить знания детей о жизни и быте первых поселенцев-казаков; Задачи: -продолжить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Традиции и быт донских казаков» в средней группе
Опубликовано: 18 июля 2020 в 17:22
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД