Наталья Саченко
Конспект НОД «В гостях у Самовара Самоварыча» для детей подготовительной группы с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи. Познакомить детей с новой посудой – самоваром. Уточнить и расширить представления о посуде, её назначении, материалах из которых она сделана. Формировать понятие чайная, столовая, кухонная посуда. Развивать связную речь, зрительное восприятие и внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением, конструктивный праксис, тактильные ощущения. Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности. Воспитывать бережное отношение к посуде.
Публикация «Конспект НОД „В гостях у Самовара Самоварыча“ для детей подготовительной группы с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Самовар
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Активизация словаря. Существительные – посуда, чайник, супница, хлебница, самовар, дуршлаг, ковш; прилагательные – фарфоровая, металлическая, кухонная, чайная, столовая.
Методы и приемы. Наглядный (наблюдение, рассматривание, словесный (чтение, беседа, практический (игры, упражнения, педагогическая оценка, пояснение, объяснение, повторение, указания, поощрение, обобщение.
Предшествующая работа. Экскурсия с родителями в хозяйственный магазин, рассматривание посуды и беседа о её назначении, материалах из которых она сделана. Разучивание упражнения «Пьем чай». Чтение «Федорино горе» К Чуковского.
Оборудование. Магнитная доска, наборное полотно, набор плоскостных изображений посуды, чудесный мешочек с набором кукольной посуды, плоскостная витрина, самовар, конверты с частями плоскостного изображения чашек, карточки для игры «Четвертый лишний», мультимедийная установка, музыкальный центр, диск «Русские народные песни», диск со сказкой «Федорино горе» К. Чуковского, большой поднос с набором детской посуды, 3 маленьких подноса разного цвета.
Интеграция образовательных областей. Познание, коммуникация, здоровье, социализация, музыка, чтение художественной литературы.
Ход деятельности.
Организационный момент. (Воспитатель вносит в группу самовар).
Воспитатель. Ребята, посмотрите, - это самовар. Скажите, пожалуйста, почему этот предмет так называется – самовар.
Дети. Сам варит.
Воспитатель. Слово самовар состоит из двух слов: сам и варит. Этот предмет сам кипятит воду для чая, поэтому так называется.
Воспитатель просит повторить детей хором и индивидуально название новой посуды – самовар.
Воспитатель. Ребята, Самовар Самоварыч пригласил нас в свою страну. А кто там живет, мы узнаем, если выполним задание.
Игра «Чудесный мешочек». Нужно опустить руку в мешочек, нащупать один предмет, сказать, что это и описать этот предмет. (Дети по очереди опускают руку в мешочек, нащупывают предмет и рассказывают о том, как они его узнали, а затем достают его из мешочка и кладут на стол. Предположительные ответы детей. «Я нащупал чайник. Он круглый, у него есть носик и ручка».)
Аналогичная работа проводится с остальными детьми, они достают другие предметы (кастрюля, сковорода, дуршлаг, чашка).
Воспитатель. Молодцы. Все предметы угадали и назвали правильно. А теперь подумайте, как назвать эти предметы одним словом.
Дети. Посуда.
Воспитатель. Правильно, посуда. Теперь мы знаем, что Самовар Самоварыч пригласил нас в страну, в которой живет посуда. Для чего нужна посуда, вы знаете?
Предположительные ответы детей. В посуде готовят и хранят еду, из посуды едят.
Воспитатель. Самовар Самоварыч приглашает нас в магазин.
Игра «Магазин». (Воспитатель убирает мешочек с посудой, помещает на наборное полотно плоскостное изображение витрины. На верхней полке витрины закреплены плоскостные изображения чайной посуды, на средней – столовой, на нижней – кухонной).
Воспитатель. Перечислите, какая посуда стоит на верхней полке.
Ребенок. Чайник, чашка, блюдца, сахарница.
Воспитатель. Верно. Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Как её называют?
Дети. Чайная посуда.
Воспитатель. Теперь перечислите названия посуды, которая стоит на второй полке.
Дети. Тарелка, супница, хлебница, солонка.
Воспитатель. Правильно. Этой посудой пользуются за столом во время обеда. Как её называют?
Дети. Столовая посуда.
Воспитатель. Верно. И наконец, назовите посуду, которая стоит на нижней полке.
Ребенок. Кастрюля, сковорода, дуршлаг, ковш.
Воспитатель. Правильно. Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Как она называется?
Дети. Кухонная посуда.
Воспитатель. Давайте обратим внимание на материалы, из которых сделана посуда. Если чайная и столовая посуда сделаны из фарфора, значит какая она по материалу?
Ребенок. Из фарфора – фарфоровая.
Воспитатель. Правильно. Из фарфора – фарфоровая посуда. Если кухонная посуда сделана из металла, значит какая она по материалу?
Ребенок. Из металла – металлическая.
Воспитатель. Верно. Из металла – металлическая. Если посуда из дерева, значит какая она по материалу? А посуда из стекла, какая?
Ответы детей.
Воспитатель. А теперь Самовар Самоварыч приглашает нас поиграть. Приготовьте свои руки.
Пальчиковая игра «Посуда».
Вилки, ложки и ножи ты к обеду положи.
Не забудь еще тарелки – и глубоких дай, и мелких.
И стаканы - под компот, и салфетки на расход.
Хлеб и соль поставь на стол –
Скажут люди: «Хлебосол!»
(Произносить слова, загибая пальцы сначала на правой, а потом на левой руке. На последнюю строчку развести руки в стороны ладонями вверх).
Воспитатель. Молодцы. Ребята помогите Самовару Самоварычу склеить чашки. Они выглядят вот так, как эти чашки на картинках.
Игра «Разбитые чашки». (Воспитатель раздает детям конверты с частями плоскостных изображений чашек, убирает витрину магазина и ставит на наборное полотно предметные картинки с изображением чашек, разных по форме и цвету. Дети выполняют задание. Воспитатель оказывает помощь, если это необходимо, затем дети складывают плоскостные изображения в конверты).
Воспитатель. Ребята, выходите на ковер, становитесь в круг. (Включает музыкальный центр с записью русской народной песни «Ах, вы, сени, мои сени»).
Физкультурная минутка «Пьем чай».
К самовару гости прибежали
(Дети стоят в кругу, один ребенок посредине)
Дружно чашки наполняли.
(Идут к середине круга, здороваются)
Вкусный чай у самовара.
(Расходятся)
Он с ромашковым отваром.
(Идут по кругу друг за другом).
Воспитатель. Молодцы, ребята! А самоварчик наш все кипит и кипит.
Дыхательная гимнастика «Самовар кипит».
И. п. : основная стойка – правая рука лежит на груди, левая на животе. Вдох через нос, длительный выдох через рот на звуках пш – пш – пш – пш – пш.
Воспитатель. Молодцы. Садись на свои места. Самовар Самоварыч приглашает вас угадать, какой из четырех предметов не подходит к остальным. (Выставляет на наборное полотно карточки).
Игра «Четвертый лишний».
• Чашка, заварочный чайник, кастрюля, сахарница. (Кастрюля).
• Стакан, сковорода, банка, бутылка. (Сковорода).
• Сахарница, кофейник, чайник, чашка. (Кофейник).
• Кастрюля, чайник, банка, сковорода. (Банка).
(Дети выделяют «лишний» предмет и объясняют свой выбор. Например: «Лишняя» кастрюля, потому что это кухонная посуда, а все остальные предметы, это чайная посуда).
Воспитатель. Молодцы. Послушайте отрывок из стихотворения и назовите автора и название стихотворения.
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам…
И помчались по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи!»
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу…
Воспитатель. Отрывок из какого стихотворения я прочитала?
Дети. «Федорино горе».
Воспитатель. Кто написал это стихотворение?
Дети. Корней Чуковский.
Воспитатель. Верно. Самовар Самоварыч приглашает вас посмотреть фрагмент сказки «Федорино горе». (Включает мультимедийную установку, дети смотрят фрагмент сказки).
Воспитатель. Почему от Федоры сбежала посуда?
Предположительные ответы детей. Федора не мыла посуду, не чистила.
Воспитатель. Назовите посуду, которая сбежала от Федоры?
Дети. Сито, блюдца, чайник, кастрюля, кофейник.
Воспитатель. Как нужно обращаться с посудой, чтобы она не сбежала, как от Федоры?
Предположительные ответы детей. Мыть горячей водой, ополаскивать, вытирать, хранить в шкафу.
Воспитатель. Верно. В подарок Самовар Самоварыч нам принес наборы посуды для кукол: кухонный, столовый и чайный. Но пока нес, все наборы перепутал. Помогите Самовару Самоварычу правильно расставить посуду
Игра «Расставь посуду». (Воспитатель ставит на стол большой поднос с посудой и три маленьких подноса разного цвета).
Воспитатель. На красный поднос нужно собрать всю чайную посуду, на синий – кухонную, на зеленый – столовую. (Дети делятся на группы и расставляют посуду).
Воспитатель. Какую посуду вы собрали на красный поднос?
Дети. Чайную.
Воспитатель. Молодцы! Какую посуду вы собрали на зеленый поднос?
Дети. Столовую.
Воспитатель. Верно. Какую посуду вы собрали на синий поднос?
Дети. Кухонную посуду.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Всю посуду расставили правильно. Вам понравилось в стране посуды?
Дети. Да!
Воспитатель. Скажем спасибо Самовару Самоварычу за интересную экскурсию в страну посуды.
Дети. Спасибо!