Оксана Таипова
«Лед и снег». Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Познание»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в области познание «Лед и снег».
Цель: Наглядно познакомить детей со свойствами воды.
Задачи:
1. Познакомить детей с качествами и свойствами льда и снега
(лед – холодный, прозрачный, твердый, скользкий, тает;
снег – холодный, белый, рыхлый тает).
2. Способствовать появлению самостоятельной познавательной активности детей.
Публикация «„Лед и снег“, Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области „Познание“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
3. На основе полученных представлений сформировать правила безопасности:
• Лед и снег нельзя брать в рот;
• Льдом нельзя бросаться;
• Аккуратно ходи по улицам, смотри под ноги. Если видишь лед – ступай осторожно, а лучше обойди!
• Нельзя ходить по льду на реках.
4. Воспитывать у детей интерес и любовь к неживой природе, ее явлениям.
Ввести в активный словарь детей понятия: холодный, прозрачный, твердый, рыхлый, скользкий.
Индивидуальная работа:
Приобщать к ответам на вопросы, загадки.
Предшествующая работа:
Наблюдение за явлениями неживой природы – морозы, метели, снегопады, вьюги, замерзание воды.
Планируемый результат: дети знают о свойствах льда и снега, различают их и умеют описывать, знают правила безопасного поведения со льдом и снегом.
Пространственно-временной ресурс: группа, 30 мин.
Методическое обеспечение:
• Кукла – Матушка – Водица;
• Кубики льда (по количеству детей);
• Мисочки со снегом (по количеству детей);
• Формы для льда (по количеству детей);
• Небольшая емкость с водой;
• Поднос;
• Карточки с изображением дождя, снега, льда, росы, снежинки;
• Карточки с изображением опытов :
- лед попадает в тепло – вода;
- снег попадает в тепло – вода;
- вода замерзает – лед.
Мотивационная часть
В: - Ребята, вы слышите, к нам кто-то постучал. Соберите игрушки, а я посмотрю, кто к нам пришел в гости.
Д: Заинтересовываются, собирают игрушки.
В: - Это Матушка – Водица пришла к нам и принесла фотоальбом с изображением своей семьи. Давайте посмотрим с вами, садитесь удобно.
Д: Садятся на стульчики.
Основная часть
В: - У Матушки – Водицы большая семья: сыновья Дождь, Снег и Лед, дочери Роса и Снежинка. У всех детей разные характеры, все они любили разные времена года. Кто весну, кто лето, кто осень, кто зиму. А какое время года сейчас?
Д: Отвечают. (Предполагается зима).
В: - Правильно, зима. Это холодное, суровое время года. Чтобы выстоять в зимнюю пору, нужно быть сильным и крепким. Дети Матушки Водицы, любящие зиму, тоже стойкие и крепкие. Как вы думаете, кого из сыновей Матушка – Водица привела к нам в гости? Послушайте загадку и отгадайте:
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой,
Как положишь на ладонь.
Д: Отвечают.
Воспитатель выносит мисочки со снегом, достаточно по одной широкой миске на каждый стол.
Д: Следят за таянием.
В: - Ребята, какой снег?
- Он твердый или рыхлый?
- Какого он цвета?
Показывает карточку с изображением опыта
Д: Рассматривают карточку, отвечают.
- Что происходит со снегом в тепле?
В: - Молодцы, ребята. Вы все правильно поняли. А сейчас Матушка – Водица познакомит нас со вторым своим сыном. Как вы думаете, кто это?
Д: Отвечают.
В: Вносит кубики льда и раздает детям
В: - Ребята, какой лед?
Д: Отвечают, называют прилагательные.
В: - Правильно, лед холодный и прозрачный, а если его толкнуть, что произойдет?
Д: Пробуют толкнуть лед по столу, он катится. Отвечают.
В: - Правильно, лед скользит по столу и в руках, значит, мы можем сказать, что лед скользкий. А можем ли мы сказать, что лед рыхлый, как снег?
Д: Отвечают.
В: - Правильно, лед твердый. Ребята, а что происходит со льдом, когда мы держим его в теплых руках? (Показывает карточку с опытом).
Д: Держат лед в руках, он тает. Отвечают.
В: - Правильно, лед тает и превращается в воду, значит лед тоже сын Матушки – Водицы. Ребята, а если мы можем получить воду изо льда, значит можно получить лед из воды. Кто знает, как это сделать? (Показывает карточку с опытом).
Д: Думают, отвечают.
В: - Конечно, можно заморозить лед в холодильнике, или на улице. Если бы поверхность рек не покрывалась слоем льда, то все живое в реках замерзло бы и погибло. Лед – это своеобразное одеяло, под таким толстым и прочным покровом подводным жителям не страшен никакой мороз. Сейчас мы представим себя рыбками и погреемся.
Физкультминутка «Рыбки».
Рыбки весело плескались
В чистой свеженькой воде.
То согнутся, разогнутся,
То зароются в песке.
Приседаем столько раз,
Сколько рыбок здесь у нас.
Сколько чаек здесь у нас,
Столько мы подпрыгнем раз.
Д: Изображают названные действия.
В: - Молодцы, ребята. Какие веселые рыбки и чайки у нас получились. Садитесь.
Д: Садятся.
В: - Рыбкам очень хорошо подо льдом, а вот людям надо осторожно обходиться со льдом. Давайте подумаем, почему?
(Показывает иллюстрации с изображением безопасного поведения людей на льду).
- Лед и снег нельзя брать в рот, почему?
- Льдом нельзя бросаться, почему?
- Нужно аккуратно ходить по улицам, смотреть под ноги. Если видишь лед – ступай осторожно, а лучше обойди. Почему?
- Нельзя ходить по льду на реках, почему?
- Правильно, лед может таять и тогда он теряет свою прочность, можно провалиться под лед.
Д: Рассматривают иллюстрации, отвечают.
Отвечают (холодный, твердый, скользкий, хрупкий)
Заключительная часть
В: - Ребята, а вы бы хотели сами сделать лед? А как можно это сделать?
Д: Предполагают.
В: - Вот вам задание на дом. Налейте воду в формочку и поставьте ее в холодильник, в эту же формочку положите петельку из нитки и завтра принесите то, что у вас получится.
Д: Запоминают задание.
В: - Вот и Матушке – Водице пора с нами проститься. Ее ждет большая семья, но она к нам обязательно вернется с другими сыновьями и дочерьми. До свидания, Матушка – Водица!
(Уносит куклу).
Д: Прощаются.
В: - А мы с вами хорошо потрудились, пора и нам отдохнуть.
На следующий день украшаем участок льдинками.