МААМ-картинки

Конспект НОД о свойствах камней в подготовительной группе «Царство камней»

Татьяна Камынина
Конспект НОД о свойствах камней в подготовительной группе «Царство камней»

Конспект НОД о свойствах камней в подготовительной группе

Интеграция образовательных областей:

Познание

Художественно-эстетическая

Речевая

Социально-коммуникативная

Здоровье

Цель: расширять и закреплять знания детей о свойствах камней.

Задачи:

Формировать у детей элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства

Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня.

Публикация «Конспект НОД о свойствах камней в подготовительной группе „Царство камней“» размещена в разделах

Продолжать учить вести рассуждение, обосновывать свою точку зрения. Формировать умение формулировать выводы.

Развивать познавательную активность детей в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.

Воспитывать навыки сотрудничества, умение работать в парах.

Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Материалы и оборудование:

Мультимедийная презентация; Посылочный ящик; коллекция камней; лупа, стакан с водой, ложечка, салфетка, цветные карандаши (на каждого ребенка).

Организационный момент

Дети сидят полукругом перед столом и экраном.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку:

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким – в ладошке лежать.

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Дети: камень.

Воспитатель: Правильно. Сегодня я вам предлагаю поговорить о камнях. Основная часть

Воспитатель: Где мы можем увидеть камни?

Дети: на улице, в горах, в море, на даче…

Воспитатель: Камни бывают очень разные. Они различны по размеру, цвету, форме. В старину люди считали, что камни различаются еще и магическими свойствами : влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни. Считалось что у каждого человека есть свой камень, который защищает его. Такие камни называют амулетом.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

2 слайд –

Здравствуйте, ребята! Я гном Изумрудик. Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию: «В мир камня». Будьте очень внимательны и вы узнаете много нового и интересного!

3 слайд – Если посмотреть по сторонам, то всюду можно увидеть горные породы, или, как их называют, камни.

Ребята, а вы знаете что же такое минерал?

Если внимательно рассмотреть найденный у моря или в горах камешек, то можно заметить, что часто он бывает разноцветным — или в полоску из-за пронизывающих жилок, или пятнистый, или с разводами неправильной формы. Это происходит потому, что найденный камешек состоит из разных минералов, на которых оставили свои следы естественные природные процессы.

Что такое горная порода?

В природе минералы встречаются и в чистом виде, но гораздо чаще они образуют соединения с другими минералами. Такие природные соединения минералов называют горными породами.

Некоторые камни всегда казались людям настолько прекрасными, что казалось нереальным, чтоб такие великолепные произведения искусства были созданы природой. Поэтому существует в мире множество сказок и легенд, где камни – это капельки слез прекрасной богини, следы Бога на земле, упавшие звезды, застывшая в чашечке цветка роса… Однако правда состоит в том, что как бы ни были красивы драгоценные камни, появились они в нашей жизни вполне земным путем.

4 слайд – При извержении из недр Земли раскаленная масса – лава поднимается по природным трещинам, постепенно остывает и затвердевает, образуются магматические породы.

5 слайд – Это — гранит, базальт, перидотит и другие.

6 слайд – Из обломков древних пород, разрушаемых ветром и резкими перепадами температур, возникают осадочные породы. Такие обломки и песчинки часто вместе с остатками растений и животных накапливаются на дне океанов и морей.

7 слайд – Образуются известняк, кварц, уголь, нефть. Мелкие обломки кварца превращаются в песок.

8 слайд – Если осадочные или магматические породы попадают на большую глубину, то под действием высоких температур и давления они сильно изменяются и превращаются в новые горные породы — метаморфические.

Таким способом из мягкого и рыхлого известняка образуется твердый мрамор, железная руда, сланцы.

9 слайд – Если посмотреть по сторонам, то всюду можно увидеть горные породы, или, как их называют, камни. Уже первобытные люди использовали их.

10 слайд – Ребята, а вы знаете как человек использует камни?

11 слайд – Распространение камней и минералов по земному шару велико – в каждой стране можно отыскать значимые и интересные месторождения того или иного минерала.

В нашей стране Уральские горы славятся своими «самоцветами» — драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями (изумруд, аметист, аквамарин, яшма, родонит, малахит и др.).

12 слайд – самоцветы обладают:

– высокой твердостью;

– прозрачностью;

– красивым цветом или рисунком ;

– блеском;

– способностью принимать огранку;

– хорошо шлифуются и полируются.

А сейчас мы узнаем о некоторых из камней самоцветов.

13 слайд – Янтарь – застывший кусочек солнца. Янтарь действительно образовался из смоляных слёз хвойных деревьев, произраставших на нашей планете сорок миллионов лет назад и видевших еще динозавров. Шли столетия, деревья росли и умирали, покрывались слоями трухи и листьев, а потом и ила, когда море начало наступление на былую сушу. Кусочки смолы постепенно отвердевали под воздействием холодных вод морских глубин, вода шлифовала камень, придавая ему естественные мягкие изгибы, а потом выносила его на берег.

14 слайд – Аквамарин – рождённый из пены морской. Цвет этого минерала напоминает о южных морях, где вода прозрачна и светла.

Сегодня аквамарин – один из самых популярных поделочных камней, использующийся в основном в виде вставок в ювелирные украшения – серьги, подвески, ожерелья, кольца, браслеты, запонки и т. п., а также для создания эксклюзивной скульптуры.

Аквамарин – истинный камень любви.

Некоторые свойства аквамарина просто не поддаются логическому объяснению – этот камень меняет цвет при изменении погоды или в зависимости от настроения хозяина, подобно морским водам.

15 слайд – Горный хрусталь – «ледяная симфония». Это один из самых известных и распространенных на Земле самоцветов. В Средневековье из хрусталя изготавливали посуду и сосуды для духов, а также ювелирные украшения. Само слово «хрустальный» издавна приравнивается к значению слов чистота: «хрустальная слезинка», «хрустальный звук», «кристально чисто».

Сегодня хрусталь не менее популярен, чем раньше – из него делают и украшения, и парадную посуду, и скульптуру

16 слайд – Как ни странно, малахит появился вовсе не в России – в древние времена он считался не декоративным материалом, а ремесленным инструментом: из растертого в порошок малахита прежде всего изготавливали яркую зеленую и голубую краску. Ей древние египтяне окрашивали стекло, расписывали ритуальные предметы и стены зданий. В настоящее время на Урале наряду с другими самоцветами источники богатейших залежей «медной зелени». Из малахита начали изготавливать целую гамму великолепных крупномасштабных изделий – торшеров и ваз, чаш и ламп, каминов и колонн, столешниц и мозаик.

17 слайд – Много в мире разных камней и минералов, о них мы с вами узнаем в следующий раз. А сегодня наша экскурсия подходит к завершению. Ребята, желаю вам дальнейших успехов в познании окружающего мира!

ПОВТОРЯЕМ

Горы - это огромные глыбы камня. Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй, и под водой. Морские камни очень гладкие. Как вы думаете, почему? обследуем

(Предположения детей)

Правильно, вода сглаживает волнами все неровности. Под водой камни трутся друг о друга, постепенно становясь гладкими. Камни, которые не бывали в море имеют более острые края. В горах и под землей люди находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения. Для чего ещё служит камень человеку?

Из камня строят дома, башни, мосты и дороги, станции метро. Даже памятники великим людям делают из камня. Как вы думаете, почему?

Дети: камень очень прочный.

Воспитатель: геология – это наука, которая изучает строение Земли и полезные ископаемые. В том числе и различные камни.

Смотрите, ребята, какие красивые камни. И все разные. Я приглашаю вас я приглашаю вас в нашу лабораторию. (Дети проходят к столам с оборудованием. Воспитатель раздает камни и листы исследования). Мы будем как настоящие ученые исследовать свойства камней.

- Для начала рассмотрим камень через лупу. Что вы видите? (трещинки, кристаллики, цветные узоры). Начнем записывать результаты наших наблюдений. Все камни отличаются по цвету. В первой строчке (воспитатель показывает на увеличенном варианте исследовательского листа) закрасьте кляксу карандашом такого же цвета как ваш камень.

- Блестит камень или нет?

-Какой ваш камень на ощупь? Гладкий он или шероховатый? Ровный или с острыми уголками? Погладьте свои камни пальчиками.

- А сейчас мы посмотрим, прозрачный наш камень или нет. Посмотрите на свет сквозь свой камень. Что вы видите? Пропускает камень свет или нет?

- Посмотрите на наш лист исследования. Как вы думаете, какой эксперимент мы проведем теперь? Правильно, мы будем определять, тонет камень в воде или нет.

- Наши камни в воде. Растворяются они или нет? Попробуйте аккуратно помешать камень ложечкой в воде. Отметьте нужную клеточку.

Итог занятия

Воспитатель: Ребята, мы узнали, что разные камни обладают различными свойствами. Давайте их повторим.

Воспитатель и несколько детей рассказывают о свойствах своего камня с помощью отметок на листе исследования.

Дети убирают рабочие места.

Публикации по теме:

«Мини-сад камней» для уголка природы«Мини-сад камней» для уголка природы Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами опытом созания "Мини-сада камней". Создание таких садов, является традицией японского искусства.

Фотоотчёт «Картины из камней и ракушек»Фотоотчёт «Картины из камней и ракушек» Пожалуй, все дети очень любят играть с красивыми, приятными на ощупь камушками, стёклышками и ракушками. Это интересный и доступный природный.

Пасхальные композиции из камнейПасхальные композиции из камней Шагая вдоль морского берега и наслаждаясь солоноватым бризом, мы часто невольно начинаем собирать камушки замысловатых форм и цветов..

Конспект беседы «Удивительный мир морских камней» для детей дошкольного возрастаКонспект беседы «Удивительный мир морских камней» для детей дошкольного возраста .

Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Сравнение камней, песка и глины»Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Сравнение камней, песка и глины» Воспитатель: Ряполова П. С. 2019г. Цель. Расширять и закреплять знания детей о свойствах камней песка и глины. Задачи: Формировать у детей.

Конспект познавательной прогулки «Секреты камней»Конспект познавательной прогулки «Секреты камней» Конспект познавательной прогулки "Секреты камней" Цель: познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями. Задачи:.

Портреты из камней. Мастер-классПортреты из камней. Мастер-класс Природа дарит нам богатый материал для творчества. Нужно только немного пофантазировать и можно создать из камней забавные портреты с разной.

Проект в подготовительной группе «Волшебный мир камней»Проект в подготовительной группе «Волшебный мир камней» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» с. Ростовановского Курского муниципального района.

Роспись камней. Мое творчество.Роспись камней. Мое творчество. Моё недавнее увлечение - роспись на камнях. Расписываю камешки летом, во время отпуска, это очень интересное и захватывающее занятие. Использую.

Экспериментальная деятельность в старшей группе «Путешествие в мир камней»Экспериментальная деятельность в старшей группе «Путешествие в мир камней» Экспериментальная деятельность в старшей группе на тему «Путешествие в мир камней». Задачи: формирование у дошкольников элементарные представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД о свойствах камней в подготовительной группе «Царство камней»
Опубликовано: 5 апреля 2021 в 19:42
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД