Хапаева Лариса Борисовна
Конспект НОД в подготовительной группе детского сада «Твёрдые и мягкие согласные»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• формирование представлений о твёрдых согласных звуках;
• развитие навыка правильного произношения и обозначения твёрдых согласных;
• формирование представлений о мягких согласных звуках;
• развитие навыка правильного произношения и обозначения мягких согласных;
• формирование навыка дифференциации звонких и глухих согласных звуков;
• развитие фонематического восприятия.
Ход НОД
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе детского сада „Твёрдые и мягкие согласные“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Согласные звуки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Воспитатель приглашает детей в уже знакомую им страну весёлых звуков, чтобы познакомиться с новыми её жителями. Воспитатель предлагает вспомнить, каких жителей этой страны дети уже знают.
Воспитатель спрашивает, какие бывают звуки (гласные и согласные).
Какие звуки называют гласными?
Какие звуки называют согласными?
Воспитатель называет согласные звуки, просит детей их повторить и вспомнить, какие это звуки.
Согласные звуки — это звуки, которые состоят из шума и при произнесении которых воздушная струя встречает на своём пути преграду (губы, зубы или язык).
Воспитатель демонстрирует картинку и говорит о том, что сегодня дети познакомятся с роботом-собакой Дружком и кошечкой Диной.
Воспитатель спрашивает, какой Дружок (железный, твёрдый, какая Дина (мягкая, пушистая).
Воспитатель спрашивает, на какой звук начинаются имена у Дружка и Дины. Просит произнести эти звуки, спрашивает, похожи ли они. Подводит детей к мысли о том, что они разные.
Воспитатель просит произнести звук [д] и посмотреть, как ведёт себя язык (язык делает «горку»).
Воспитатель просит произнести звук [д’] и посмотреть, как ведёт себя язык (он не образует «горку», напрягается).
Воспитатель предлагает познакомиться с друзьями Дружка — строгими твёрдыми звуками.
Знакомство с твёрдыми согласными звуками осуществляется через выполнение следующего задания. Детям предлагается нажимать на «строгих» синих человечков (обратить внимание на обозначение твёрдости синим цветом, слушать звук и правильно повторять его.
После произнесения звонких согласных звуков нужно сделать вывод.
Твёрдые согласные — согласные звуки, которые произносятся твёрдо, строго и обозначаются синим цветом.
Воспитатель предлагает познакомиться с друзьями Дины — весёлыми мягкими звуками.
Знакомство с мягкими согласными звуками осуществляется через выполнение следующего задания. Детям предлагается нажимать на «добрых» зелёных человечков (обратить внимание на обозначение мягкости зелёным цветом, слушать звук и правильно повторять его.
После произнесения глухих согласных звуков нужно сделать вывод.
Мягкие согласные — согласные звуки, которые произносятся мягко и обозначаются зелёным цветом.
В середине занятия воспитатель проводит физкультминутку.
Физкультминутка
Во дворе стоит сосна
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх; потом — то же, стоя на другой ноге. )
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания. )
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)
Различать твёрдые и мягкие согласные можно с помощью игры «Посади смайлики в нужный вагон». Детям предлагается послушать согласный звук, нажав на кнопку «Звук» под смайликом, определить, твёрдый он или мягкий, а затем поместить смайлик в соответствующий вагон с изображением синего человечка (для твёрдых согласных) или с изображением зелёного человечка (для мягких согласных).
Детям можно предложить игры на дифференциацию твёрдых и мягких согласных звуков.
Воспитатель предлагает поиграть с Дружком и Диной. Дружок будет произносить твёрдый звук, а дети должны ответить мягким звуком, Дина — наоборот — произносит мягкий звук, а дети должны ответить твёрдым звуком.
Молодцы ребята! Я уверена, что вы хорошо закрепили свои знания о твердых и мягких согласных звуках. Давайте подведём итог нашего занятия. Твёрдые согласные — согласные звуки, которые произносятся твёрдо, строго и обозначаются синим цветом. Мягкие согласные — согласные звуки, которые произносятся мягко и обозначаются зелёным цветом.