Светлана Соседкина
Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию по теме «Путешествие по временам года»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию.
Тема НОД: Путешествие по временам года.
Цель: Обобщить представления детей о временах года.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию по теме „Путешествие по временам года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Познавательное развитие :
1. Расширять и уточнять знания детей о свойствах воды, её твердом и жидком состояниях.
2. Формировать у детей умение анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.
3. Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
4. Развивать высшие психические функции: внимание, восприятие, память.
Речевое развитие :
1. Активизировать и расширить словарный запас детей посредством ознакомления со свойствами объектов.
2. Развивать связную речь.
3. Развивать инициативность и самостоятельность детей в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
4. Воспитывать культуру речевого общения и интерес к учебной деятельности.
Социально – коммуникативное развитие :
1. Побуждать детей включаться в совместную со взрослым игровую ситуацию.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, желание помочь другому.
Художественно – эстетическое развитие :
1. Развивать музыкально – художественное восприятие.
Предварительная работа:
Чтение сказки «12 месяцев», беседа о временах года и их признаках.
Материалы и оборудование: световой планшет, сюжетные игрушки, искусственный снег, сюжетные картинки по сказке «12 месяцев»; игра «Собери бусы», видео обращение падчерицы с просьбой о помощи, подборка музыкальных и шумовых композиций, ноутбук.
Опыт № 1: стеклянная емкость с замороженными «бутонами», стаканы с горячей водой, тарелка пластмассовая, ложки.
Опыт № 2: прозрачный контейнер с водой, цветы, вырезанные по шаблону и сложенные определенным образом.
Опыт № 3: пронумерованные прозрачные стаканы с водой разной плотности (с добавлением разного количества сахара, гуашь разных цветов, кисти, одноразовые шприцы на каждого ребенка, большой прозрачный стакан, одноразовые тарелки, влажные салфетки.
Методы и приё мы: беседа, постановка вопросов, решение проблемных ситуаций, игровая ситуация, демонстрация опыта, использование ИКТ - показ видеописьма.
Участники НОД: воспитанники подготовительной к школе группы, воспитатель.
Ход занятия.
В группе расставлены световой планшет, 4 стола с оборудованием для опытов: стол№1 – опыт №1 «таянье льда»; стол№2 - опыт №2 «распускание цветов»; стол №3- опыт№3 «цвета лета»; стол №4- игра- шнуровка «Собери бусы», мольберт с сюжетными картинками.
I. Организационный момент.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Здравствуйте, ребята! Скажите, Вы любите сказки?
-Да!
- А приключения?
- Очень!
- Сегодня я предлагаю вам отправиться вместе в интересное путешествие. Вы знаете сказку «12 месяцев»?
- Знаем.
- Утром я получила необычное письмо. Послушайте его, пожалуйста!
Звучит «видеописьмо» от падчерицы с просьбой о помощи
- Поможем падчерице?
- Поможем.
- Отлично!
II. Практическая часть
ВОСПИТАТЕЛЬ:
– Для того чтоб помочь падчерице, нам нужно, чтобы наступила весна и распустились цветы. Какое сейчас время года?
- Сейчас на улице зима.
- Какие зимние месяцы вы знаете?
- Декабрь, январь, февраль.
- За окном сейчас январь, самая середина зимы. Все покрыто снегом и льдом. Посмотрите, и наши цветочки тоже под толстым слоем льда. Что же нам сделать, чтоб скорее их достать?
- Нужно, чтобы растаял лед.
- А как сделать, чтобы он растаял?
- Полить теплой водой.
- Верно, лед тает от солнца, а если на него полить теплой водой – это случится ещё быстрее. Возьмите стаканчики и полейте на бутончики. Что происходит?
- Лед тает.
- Мы сможем теперь достать их из-подо льда?
-Да.
- Смотрите ребята, нам удалось растопить лед и достать бутоны, но вот цветочки не распустились. В какое время года они распускаются?
- Весной.
- Какие изменения происходят в природе весной?
- Снег тает, земля становится влажной и припекает солнышко.
- Слышите, по – моему капель звенит! (звучит музыка «Капель») Значит, наступила весна, и мы отправимся к ней в гости. (Проводим опыт с распускающимися цветами – контуры цветов из цветной бумаги, сложенные определенным образом, бросаем в воду – «цветы распускаются»)
- Ребята, падчерице мы помогли, цветы достали, но нельзя же нам порядок нарушать, возвращать зиму нужно. Какое время года должно прийти после весны?
- После весны наступит лето.
- А какое оно, лето? Какими словами можно его описать?
- Жаркое, красное, разноцветное, душное, цветущее.
- Какие летние месяцы вы знаете?
- Июнь, июль, август.
- Я бы еще назвала лето «радужным», ведь летом в природе все красочное и яркое. А давайте сами сделаем «цветное лето»?
- Посмотрите, что налито в стаканчиках?
- Вода.
- Какого она цвета?
- Прозрачного.
- Возьмите стаканчики в руки и понюхайте воду. У нее есть запах?
- Нет.
- А попробуйте на вкус, какая она?
- Сладкая.
- А почему?
- Потому что туда добавили сахар.
- А почему его не видно?
- Он растворился в стакане.
- Значит, вода может менять свой вкус. А если мы добавим в воду краску, что произойдет?
- Она поменяет цвет.
- Давайте мы сейчас раскрасим нашу воду. (Проводим опыт с подкрашенной водой разной плотности)
- Ой, слышите, какой звук! Прямо как порывы ветра и дождь забарабанил по крыше… Лето закончилось! (звук осеннего ветра)
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Прошло лето красное и какое время года наступило?
- Осень.
- Осень приглашает нас в гости. Какие осенние месяцы вы знаете?
- Сентябрь, октябрь, ноябрь.
- А чем же осень славится? Какие изменения происходят в природе?
- Становится холодно, чаще идет дождь, меньше светит солнце, люди стали теплее одеваться, птицы улетают на юг.
- Послушайте загадку о еще одном «осеннем» явлении:
Лист, оторванный от ветки,
Весь во власти силы ветра.
Листья вверх и вниз летят,
Это время…
(Листопад)
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Правильно, листопад! Попробуем собрать бусы из осенних листочков? (Дети собирают бусы - шнуровку)
- Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились отлично. Вы слышите? (звучит «снежная» мелодия») Осень пролетела и наступила опять.
- Зима.
- Да! Мы вернули время на место и в воздухе опять закружились снежинки!
III. Заключительная часть.
Воспитатель вместе с детьми подходит к световому планшету, на котором насыпан искусственный снег, посередине стоит домик, елочка и снежные деревья. Рядом фигурки людей, животных, снеговик.
- У нас здесь настоящая зимняя картинка! А давайте придумаем интересную историю про зиму. И в этом нам помогут игрушки. Будем по очереди составлять предложения про них, чтобы получился интересный рассказ. Можно я начну первая? Наступила зима и выпал первый пушистый снег. (Дети по очереди берут фигурки, выставляют на планшет и придумывают предложения.) (Зимой выпадает много снега. Снег покрывает всю землю, дома, деревья. Люди надевают шубы и шапки, чтобы не замерзнуть. Животные прячутся от холода в своих домах. Зимой мы отмечаем два главных праздника – Новый год и Рождество.)
- Какие интересный рассказ у нас получился! Вам понравилось наше путешествие?) Что интересного вы узнали сегодня? Что вызвало трудности? Целью нашего приключения было помочь падчерице, достать цветы среди зимы и вспомнить все времена года. Как вы думаете, мы справились с этим заданием?
- Мне тоже очень понравилось играть с вами! Опыты, которые мы проводили сегодня, вы можете повторить дома с родителями. На этом наша игра подходит к концу. До свидания!