Получи документы

Конспект НОД в подготовительной группе «Виртуальное путешествие в Древнюю Русь с использованием ИКТ»

Ольга Козлова
Конспект НОД в подготовительной группе «Виртуальное путешествие в Древнюю Русь с использованием ИКТ»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Виртуальное путешествие в Древнюю Русь с использованием ИКТ»

С интеграцией образовательных областей:

Социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: систематизировать, обобщить, расширить знания детей о жизни и традиционно-бытовой культуре русского народа. Прививать интерес к культуре русского народа.

Задачи:

Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Виртуальное путешествие в Древнюю Русь с использованием ИКТ“» размещена в разделах

Образовательные - Расширить и уточнить знания о Руси. Формировать уважение и любовь к родине, чтить традиции русского народа. Познакомить детей с крестьянским бытом, утварью. Дать понятие о том, как вели хозяйство на Руси, как проводили досуг. Вспомнить народные промыслы. Воспитывать желание узнавать что – то новое о жизни людей.

Развивающие - Дать представление о культурных ценностях нашего народа. Формирование основ безопасности в быту на примере древней традиции. Формирование социально – коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его). Развивать навыки коллективного общения, умения вести диалог и слышать собеседника. Пополнить словарь детей такими словами как: изба, крыльцо, деревянная посуда, чугунок, кувшин, русская печь, ухват, похлебка, сусеки, сундук, туесок, лучина, кочерга, лапти, прялка, веретено и др.

Воспитательные- Воспитывать умение увидеть, услышать, прочувствовать и переживать различные эмоциональные состояния посредством художественного слова. Воспитывать любовь и уважение к труду, народным традициям, бережное отношение к хлебу; уважение и любовь к нашим предкам, к дому, к семье, труду, народным традициям; душевную отзывчивость, желание прийти на помощь, действовать смело, сообща, дружно.

Методы и приемы:

Наглядные: показ предметов, иллюстраций, картин, показ способа действий при игре. Использование ИКТ.

Словесные: объяснение, рассказ воспитателя, рассказ детей.

Практические: игра.

Материалы и оборудование:

Экспонаты музея «Горница» (ухват, горшок, чугунок, кочерга, деревянная и глиняная посуда, короб, сундук, лапти) иллюстрации с изображением лучины, зимних и летних русских народных праздников, ноутбук, видеопроектор.

Ход занятия:

Дети за воспитателем заходят в группу, становятся полукругом

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с гостями. А теперь поприветствуем друг друга. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу. - Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. (приветствие детей) Я думаю, после таких приятных слов у всех поднялось настроение, а с хорошим настроением можно и путешествовать. Согласны? Но прежде, чем мы с вами отправимся в путешествие, надо вспомнить в какой стране мы живем, а ведь у неё удивительное красивое имя… Россия. - Дети, а вы хотите узнать, как жили люди в старину на Руси. Путешествовать любите? На чем?

Дети. На машине, пароходе, самолете и т. д.

Воспитатель. Да, путешествовать можно по - разному. А я вас приглашаю в необычное путешествие : путешествие во времени.

Ребята, а что такое «время»? Как вы думаете? (Это необратимое течение жизни, протекающее лишь в одном направлении: из прошлого через настоящее в будущее.) Как вы понимаете, что такое «прошлое время»?

Дети. Время, которое было давно, много лет и даже веков назад, до нашего рождения.

Воспитатель. Как вы понимаете «настоящее время»?

Дети. Время, в котором мы живем сейчас.

Воспитатель. «Будущее время»?

Дети. Время, которое наступит позже.

Воспитатель. Сейчас мы живем в каком времени?

Дети. В «настоящем».

Давайте вспомним, на чём раньше люди передвигались, какой транспорт был в старину на Руси?

Дети:

Они ездили на лошадях в каретах, на телегах. А также плавали по рекам на лодках, ладьях, парусниках.

Воспитатель:

Какой основной был транспорт на Руси?

Дети:

Основной транспорт был гужевой, речной.

Воспитатель:

- А могли бы мы на нём быстро добраться в прошлое?. А на чём бы вы хотели отправиться в прошлое? Наверное, нам придётся отправиться туда на необычной машине. Угадаете, на какой? Чтобы попасть в прошлое, соедините цифры по порядку и прочтите подсказку.

М Ш Н А И А Е В Я Р М И Н

1 3 5 2 4 6 3 1 5 2 4 7 6

Воспитатель: Какие у вас получились слова?

Дети. Машина времени.

Воспитатель. Ребята, мы отправляемся в путешествие на «Машине времени». Приготовились.

Дыхательная гимнастика. Обратный счет от 10 до 1 на одном выдохе. Старт. (1 слайд + музыка нажать на треугольник на экране) Вот мы и в прошлом

Давным-давно на высоких холмах поднялся Киев-град. (2 слайд) Опоясал его земляной вал, окружили рвы водой. С зеленых холмов киевских далеко было видно и пригороды и многолюдные села, сосновые леса, а за ними степи. Налетали с этих степей кочевники - жгли дома и посевы, грабили и убивали. Чтобы беречь от них землю русскую, на границе степи были созданы заставы богатырские. Без устали разъезжали богатыри на могучих конях, много ратных подвигов на счету богатырском. (3слайд)

Воспитатель. Дети, скажите каких богатырей земли русской вы знаете? Откуда вы про них узнали?

(Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.) (Слайд с картиной Васнецова)

Воспитатель. Молодцы! А как вы думаете, что богатыри делают в чистом поле? (Осматривают русскую землю, охраняют)

Воспитатель. Правильно. Богатыри осматривают землю русскую. Стоят на страже родной земли в дозоре, на посту. Оберегают Русь от врагов.

Ребята, внимательно посмотрите на картину художника В. Васнецова и скажите, где он нарисовал Илью Муромца? (В середине)

Воспитатель. Скажите, мне пожалуйста, как вы думаете, какой был Илья Муромец?

А вы знаете, что наши предки –славяне тоже горячо любили Русь Великую, потому и защищали её всей своей богатырской силой.

Воспитатель. Сила, отвага, мужество- эти качества присущи русским богатырям, воинам, ратникам. Если воин имеет силу, то он какой?

Дети. Сильный.

Воспитатель. Если богатырь проявляет мужество в бою, значит он какой?

Дети. Мужественный.

Воспитатель. Правильно, молодцы! Мужество – это храбрость, присутствие духа в опасности. Если воин проявил отвагу, значит он какой?

Дети. Отважный.

Воспитатель. Отвага - это смелость, бесстрашие, храбрость.

Дети, посмотрите на картину, подумайте и скажите, какие кони у богатырей?

Дети. Богатырские, могучие, сильные, выносливые, преданные

Воспитатель. Молодцы! Ребята, а вы знаете, чтобы оружие в руках богатырей было сильным, богатыри обращались к Богу с молитвой. Уходя в поход, они подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Дуб- могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям. (4 слайд + музыка)

Давайте и мы, как наши предки совершим этот обряд.

Физминутка «Дубок»

Дети встают в круг.

У нас рос дубок – (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх).

Вот таков!

Корень да его –

Вот так глубок! (наклоняются вниз, показывая корень)

Листья да его –

Вот так широки, (развести руки в стороны)

Ветки да его –

Вот так высоки! (руки вверх)

Ах ты, дуб–дубок, ты могуч (медленно поднимают сцепленные руки вверх)

На ветру ты, дубок, скрипуч. (покачивание руками)

Дай мне силы, отваги, добра, (правая рука на сердце)

Чтобы землю родную

Защищать от врага(5 слайд)

Воспитатель: какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

Воспитатель. И так, ребята, мы с вами побывали на заставе у трех богатырей. Продолжаем наше путешествие по древней Руси, а впереди у нас берег речки и лес (6слайд + музыка)

Когда-то наши предки селились по рекам, строили вдоль рек свои города и сёла. Одна из таких рек называлась Рось, а тех кто жил по берегам этой реки, называли росами или русами. Согласно легендам, дошедшим до нас из тех далёких времён, название своё река получила за обильные росы, которые выпадали на прибрежных лугах, а жителей этой местности называли руссами за их светлые, русые волосы. Как бы то ни было, начиная с тех времён, тех, кто жил по течению реки Рось, стали называть сначала руссами, а позже русскими.

А как вы думаете, что могло привлечь сюда людей? Почему именно здесь они поставили свои первые дома? (предположения детей.)

Люди селились там, где была вода, которая нужна для питья и приготовления пищи.

-А где можно было найти воду? (Предположения детей.)

Да, в реке. В те времена в речках водилось много рыбы. Люди селились там, где можно было найти еду, - недалеко от леса. В лесу много дичи, ягод, грибов. Около реки и земля была хорошая: можно было выращивать пшеницу. Лес давал людям дрова, пищу, из леса строили жилища, в нём прятались при нападении врагов, а река давала рыбу, воду для питья, хозяйственных нужд. Она служила преградой для врагов, помощью в обороне. А чем хороши были маленькие речки (по ним враги не могли бы доплыть до поселений)

Вот и получается, что каждое маленькое поселение располагалось по берегам какой-нибудь речки. А кто знает, как называется речка, на берегах которой раскинулась наша Балашиха (Пехорка)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем ещё занимались люди на Руси? (ответы детей) -Как вы думаете, что нужно человеку для жизни в первую очередь? (Ответы детей.)

Хотите узнать про те стародавние времена далёкие? Ну, тогда слушайте. Расскажу я вам про жизнь деревенскую, не лёгкую. Не было тогда таких машин-помощников. Многие переносили трудности, чтобы в достатке жить. Люди трудились с утра до ночи. Но это не мешало им быть добрыми, честными, трудолюбивыми, гостеприимными, отчаянно храбрыми, терпеливыми и заботливыми. У каждого было своё занятие - кто занимался земледельческим трудом, кто землю пахал, кто хлеб сеял. Но были среди них мастера, обладающие особыми умениями. В основном это были мужчины.

К таким мастерам относились: плотники - они ставили избы(7слайд, кузнецы ковали железную утварь(8 слайд, гончары изготавливали глиняную посуду(9 слайд, мельники мололи зерно в муку(10 слайд, печники клали тёплые печи (11слайд).

Их труд был постоянно востребован в деревнях и по мере необходимости к ним обращались за помощью. Относились к мастерам с особым уважением. Хозяева, нанимавшие работников, привечали мастеров, то есть старались во всём угодить и не ссориться, чтобы те, в свою очередь, хорошо и в срок выполнили работу. Так появились первые ремёсла и мастера, которые научились делать свое дело лучше других. (Всё сопровождается показом слайдов)

Но Русь-матушка в то время процветала, потому что люди были трудолюбивыми, а ленивых не любили. И когда все дела были переделаны, люди веселились, устраивали гулянья, ходили друг к другу в гости. А гостей на Руси всегда встречали хлебом и солью. Ни одно застолье не обходилось без хлеба, он всегда и везде пользовался почётом и уважением.

Ребята, а когда люди на Руси могли отдохнуть, устроить гулянья? (Зимой) (подвести детей вопросами к этому выводу) (12, 13 слайды)

Воспитатель. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете?

Дети. Тепло.

Воспитатель. Это тепло добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладошки друзьям. Название «Ладоши» произошло тоже от имени древних богов. Говорят жили на земле Лад и Лада. Вместе они несли в мир любовь, гармонию, понимание. Лад называл свою подругу ласково – Ладушка.

Физминутка

Следуя примеру Лада назовем друг друга ласково.

В старину во время гуляний девушки и парни прыгали через костер, подзадоривая друг друга. Мы тоже будем прыгать через костер, называя друг друга ласково: «Прыгай, прыгай Димочка. Прыгай, прыгай, Катенька и т. д.»(14 слайд + музыка)

Дети прыгают через импровизированный костер – обруч(15 -выключить)

Воспитатель: Так люди раньше жили, дома из дерева строили, назывались они избами. А из чего же строили избы на Руси? (из брёвен, дерева, потому и назывались поселения деревнями) (16 слайд)Ну что, давайте теперь заглянем в избу. (17 слайд)Раньше на Руси избы не запирали, оставляли дверь открытой, на столе хозяева оставляли еду, чтобы случайный путник мог зайти в любую избу, подкрепиться, отдохнуть и продолжить свой путь. В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом.

В избе были сени и горница, еду в печи готовили, а хранили еду в погребах, в туесках, в ларях, да берестяных коробах.

Воспитатель:

(18 слайд)- Ребята, в чем сегодня мы храним продукты? А чем хорош, а чем плох холодильник? (погреб)

- Из чего построены дома у нас в городе? Чем они отличаются от деревенской избы?

Воспитатель:

- Ребята, а что такое «сени», «горница», туесок?

(туесок - цилиндрический берестяной короб с плотно прилегающей крышкой, в котором в старину хранили мед или сметану. Сени – это первая маленькая комнатка в избе, горница – это большая комната в избе, где люди ели, играли дети, песни пели.)

- Ребята, а посмотрите, что на столе стоит? Это та посуда, которой раньше пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины. Это туеса. Сделаны они из коры деревьев. В них хранили продукты. А вот различные кувшины для жидкого: для молока, для меда. Все это называется кухонная утварь. (19 слайд)А вот и ведра, и коромысло. Ведь неудобно тяжелые ведра в руках нести, вот и придумали коромысло. Вот ухват, для чего он, как вы думаете (доставать котелки из печи, чтобы не обжечься)

Воспитатель. Что - то мы задержались с вами в прошлом, пора бы и домой возвращаться. Да вот беда,не заводится она что-то. Чтобы вернуться домой нам надо ответить правильно на вопросы.

Действительно, наши предки прославили страну своими ремеслами, своим искусством. Всему миру известны изделия народных умельцев. На этом слайде изображены предметы народного искусства. Как они расположены(20 слайд)

Дети описывают расположение предметов: «В центре матрешка, в правом нижнем углу - Дымковская барышня, в правом верхнем углу – самовар, в левом нижнем –хохлома, в левом верхнем -гжель»

Воспитатель Молодцы, справились с заданием, вот мы и на месте, понравилось вам наше путешествие? Что нового вы сегодня узнали? Сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями, а в следующий раз я расскажу вам, на каких таких семи холмах стоит наша Москва

Рефлексия : Целью своего занятия я поставила не столько обобщить и систематизировать, сколько расширить знания детей о жизни и традиционно-бытовой культуре русского народа, привить интерес к культуре Руси. Предварительной работы как таковой перед занятием не проводилось, вся работа идё т в системе на протяжении уже несколько лет: мы читаем художественную литературу, знакомимся с художественными промыслами Руси (хохлома, гжель, дымковская игрушка, постоянно совершаем небольшие экскурсии в наш музей «Горница», на протяжении года знакомимся с народными праздниками, проведение праздника Масленицы – это уже легенда детского сада, так что дети имеют представление о быте и самобытной культуре Руси. Сегодня мне хотелось намного больше расширить знания детей. И вот что из этого получилось…

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием ИКТ в подготовительной группе «Путешествие в зимний парк» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в зимний парк» Цели: Формировать экологическую.

Конспект НОД по ФЭМП с использованием ИКТ в подготовительной группе «Путешествие в Цветочный город. Счет в пределах 20» КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности в форме игровых ситуаций ПО ПОЗНАНИЮ (ФЭМП) ТЕМА: «Путешествие в Цветочный город».

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в зимний лес» с использованием ИКТ в старшей группе Цель: обогащение и расширение знаний детей о жизни леса зимой. Задачи: -закреплять умение называть диких животных, особенности внешнего.

Конспект НОД «Путешествие в древнюю Русь» в старшей и подготовительной группеКонспект НОД «Путешествие в древнюю Русь» в старшей и подготовительной группе Конспект НОД «Путешествие в древнюю Русь» в старшей, подг. группе МБОУ Сосновская НОШ-ДС Воспитатель: Октябрь 2014 г. Тархина А. В. Программное.

Конспект НОД в средней группе с использованием ИКТ «Путешествие по Крыму» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №101 «ЛАДУШКИ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Конспект открытого мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Древнюю Русь» ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНЮЮ РУСЬ Цель: Приобщение детей к духовным и нравственно- патриотическим ценностям общества. Программное содержание:.

Конспект открытого НОД по ФЭМП в подготовительной группе с использованием ИКТ «Математическое путешествие» Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе Тема: «Математическое путешествие» Цели: закреплять умение пользоваться.

Конспект открытого музыкального занятия с использованием ИКТ в подготовительной группе «Путешествие в Страну весенних красок» Конспект открытого музыкального занятия с использованием ИКТ в подготовительной группы «Путешествие в Страну весенних красок и мелодий».

Конспект занятия «Виртуальное путешествие «Подводный мир» с использование ИКТ Конспект занятия виртуальное путешествие «Подводный мир» (с использование ИКТ). Задачи: Образовательные: Уточнять и закреплять знания.

«Путешествие в фиксилабораторию». Конспект НОД с использованием ИКТ в подготовительной группе Тема: Путешествие в фиксилабораторию Образовательная область «Познавательное развитие» Виды детской деятельности: - опытно-экспериментальная,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе «Виртуальное путешествие в Древнюю Русь с использованием ИКТ»
Опубликовано: 4 февраля 2018 в 00:27
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в подготовительной группе «Виртуальное путешествие в Древнюю Русь с использованием ИКТ»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Козлова (УИ 41670) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД