Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие на поляну жизни»

Вера Москалёва
Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие на поляну жизни»

Цель:

1. Закрепить знания детей о многообразии лекарственных трав и их пользе.

2. Обобщить знания детей о лекарственных растениях; различать их по внешнему виду, форме листа и цветка

3. Воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к природе.

4. Воспитывать самостоятельность суждений.

Материал: презентация «Путешествие на поляну жизни»

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня ребята у нас необычное занятие. Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

-Ребята улыбнитесь друг другу и с таким хорошим настроением начнём наше занятие.

Воспитатель: Дети вы слышите, здесь кто-плачет.

(Слышится плач маленького котёнка. Ребята находят котенка с забинтованной лапкой и с письмом.)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете от кого письмо? Давайте прочитаем.

Дети читают: От Доктора Айболита

Воспитатель читает письмо «Дорогие мои друзья группы «Улыбка» детского сада «Сведлячок»! Я узнал, что вы уже ознакомились со многими лекарственными растениями. Изучили их внешний вид, строение, как используют их для лечения болезней, познакомились с правилами сбора. Мне позвонили звери из вашего леса и сказали, что маленькому котенку срочно нужна моя помощь. Он сильно ослаб, у него появился кашель, пропал аппетит, поранил лапку. А я сейчас не могу к нему попасть в лес, потому что лечу зверей в Африке. Помогите малышу. Ведь в вашем лесу, есть поляна жизни, где растут много лекарственных растений»

Воспитатель: Ребята, мы не можем оставить котенка здесь, не оказав ему медицинской помощи. Вы согласны со мной?

Дети: Да

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам вместе с котенком отправиться в лес, чтобы познакомить его с лекарственными травами, которые смогут ему помочь. Вы готовы отправится в путь?

Дети: Да

(Воспитатель подводит детей к тропинке ведущей в лес)

Воспитатель: Ребята, посмотрите какая трудная извилистая проложена тропинка в лес. Нам необходимо осторожно по ней пройти, чтобы не упасть в канаву или болото.

(Воспитатель вместе с детьми идут по ребристой дорожке, прыгают через болота на кочки.

Звучит музыка для ходьбы.

Отправляемся в лесок.

Чудеса увидим в нем.

Мы шагаем друг за другом

Полем и зеленым лугом

(обычная ходьба)

Мостик в стороны качался,

А под ним ручей смеялся.

На носочках мы пройдем,

На тот берег перейдем.

(ходьба на носках)

Друг за другом мы идем,

И к болоту подойдем.

Перейдем преграду в миг,

И по кочкам прыг, прыг, прыг.

(прыжки на 2 ногах)

Лес виднеется вдали,

Руки вверх поднимем мы.

Дышим ровно глубоко,

Вместе нам идти легко.

(поднимаем руки через стороны вверх, опускаем вниз)

(В конце тропинки попадают в лес на поляну лекарственных растений. На полянеразложены лекарственные травы: мать-и мачеха, одуванчик, крапива, подорожник, ромашка, зверобой, клевер, ландыш)

Звучит музыка леса

Воспитатель:- Ой, где это мы?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Да, ребята, мы находимся в лесу

Вы слышите звуки леса?

- Какой воздух в лесу?

Дети: Чистый, свежий, запашистый

Воспитатель:- Вдохнем чистый воздух.

Дыхательная гимнастика.

Воспитатель: - Что растет в лесу?

Дети: Цветы, грибы, деревья, ягоды, лекарственные растения.

Воспитатель приводит детей на поляну жизни.

Воспитатель: Вот мы и пришли на поляну жизни.

Лес как сказочное царство

Там кругом растут лекарства

В каждой травке, в каждой ветке

И микстура, и таблетки

Ну а чем и как лечить

Котенка сможем научить.

Воспитатель: Посмотрите сколько много здесь лекарственных растений. Как вы думаете, почему они называются лекарственными?

Дети: Лечат разные болезни

Воспитатель: Правильно, их используют для лечения заболеваний.

- Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.

Вспомните пожалуйста, как назывались книги, в которые записывали сведения о растениях

Дети: Эти книги назывались «Травники», «Цветники», «Зельники».

Воспитатель: А как называли людей, которые занимались изучением лекарственных растений и помогали в лечении болезней.

Дети: Врачеватели, знахари.

Воспитатель: Совершенно верно. Люди- врачеватели, знахари составляли целые тома книг — «Травники», «Цветники», «Зельники», по названиям этих книг можно догадаться, чем можно лечиться — травами, цветами, ягодами и т. д.

Воспитатель: Ой, ребята, тут что то кусается.

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву?

Дети: Крапива

Воспитатель: Правильно. Вспомните и расскажите, что это за растение, и зачем оно человеку нужно?

Ответы детей: (Он растет у заборов домов, по обочине дорог. Стебель и листья покрыты жгучими волосиками. Из стеблей крапивы получали волокно для выработки тканей. Огородники считают её жгучим сорняком, но ведь от неё и польза людям большая. Крапива – лекарственное растение. Лекарство спрятано в листьях и стеблях. Крапива прекрасно останавливает кровотечение, лечит простуженное горло, насыщает организм витаминами. Вот почему ранней весной, когда витаминов мало, из крапивы можно приготовить не только вкусные, но и полезные блюда. Например, крапивный салат.)

Воспитатель: Ну что идём дальше?

Посмотрите ребята, что же это за растение.

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит?

Дети: Подорожник

Воспитатель: Как вы думаете подорожник – лекарственное растение?

Дети: Да

Воспитатель: Правильно! Подорожник – лекарственное растение А почему он так называется?

Детей: Он растет около дороги

Воспитатель Как называли его в народе и почему?

Детей: В народе его называли “порезник, ранник” Если его листок приложить к ранке, то он остановит кровь, убьет микробы и ранка быстро заживет.

Воспитатель: А что это за растение?

Золотой и молодой

За неделю стал седой,

А денёчка через два, Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший.

Дети: Одуванчик.

Воспитатель: Правильно. Вы уже знаете, что одуванчик это лекарственное растение, только расскажите котенку для чего человек использует его и как?

Дети: Млечным соком одуванчика смазывают мозоли и бородавки.

Он съедобен: из него варят варенье, из молодых листьев готовят, салаты, из корней делают напиток для вызывания аппетита. Лекарство из одуванчика используют от бессонницы, от зубной боли и глазных болезней.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какое интересное растение.

Я знаменита не цветами,

А необычными листами:

То твердыми, холодными,

То мягкими и теплыми.

Дети: Мать-и мачеха

Воспитатель: Ребята, а какая польза от мать-и мачехи? Где её применяют?

Дети: Мать-и мачеха-старое лекарственное растение. Прекрасно помогает при лечении сильного кашля. Сок свежих листьев применяют при насморке, а кашицей из листьев лечат мозоли и раны. При головных болях свежие листья прикладывают к голове гладкой стороной. Применяют это растения для приготовления кремов и лосьонов, в шампунях и бальзамах для волос (при выпадении волос).

Воспитатель: А сейчас устроим привал.

Физминутка «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (Наклоны.)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

Воспитатель: Пока отдыхаем на поляне, я предлагаю поиграть. Игра называется «Собери растение». Каждый из вас должен собрать лекарственное растение, назвать его и рассказать, при каких недугах (болезнях) его применяют? (разрезанные картинки растений: ромашка, ландыш, клевер, зверобой)

(Дети собирают картинки, называют растения и рассказывают о применениях)

Воспитатель: -Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. Теперь котенок будет знать о роли лекарственных растений в природе и сам ими лечиться. Но только наш гость не знает, как правильно собирать и хранить лекарственные травы. Какой нужный и важный совет вы дадите котенку?

Ответы детей.

–Лекарственные растения собирают в солнечную,сухую погоду: листья и стебли- во время цветения, цветы- в начале цветения, плоды- в период полного созревания, корни-осенью.

- Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.

-Не собирать растения около дорог и промышленных предприятий.

- Нельзя брать лекарственные растения в рот, тк многие из них ядовиты.

- Нельзя растения выдёргивать, их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать.

- Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте

Воспитатель: Ребята, погода меняется. Нам пора возвращаться домой.

(возвращаются т по тропинке)

Воспитатель: Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу. Сегодня вы вспомнили о известных лекарственных растениях нашего леса. Рассказали много интересного и полезного нашему гостью-котенку.

Подведение итога:

- Что такое лекарственные растения?

- Для чего используют лекарственные растения?

-Что посоветуем котенку?Какие ему нужны травы: от кашля, для повышения аппетита, заживления лапки?

Воспитатель: Чтобы восстановить свои силы, я приглашаю всех, отведать ароматный, травяной чай.

- Чтобы гости не скучали, угостим-ка мы их чаем.

Всех гостей мы угощаем

Ароматным чаем!

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Фитодоктор»Дидактическая игра «Фитодоктор» Цель: - Дать понятие о пользе лекарственных растений; - Дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений.

Перспективное планирование занятий по Кубановедению в подготовительной группе № Месяц: Тема: Задачи: 1 Сентябрь Беседа: «Белореченск – моя Родина» • Формировать представление о Белореченске, как о своей малой Родине.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие на поляну жизни»
Опубликовано: 13 марта 2015 в 10:55
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. День хвойных деревьев на МААМ

«Зимой и летом одним цветом» — отгадке на эту загадку посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы расширить представления детей о хвойных деревьях...

20 октября. Международный день повара

Повар – это специалист, способный из набора даже самых простых продуктов приготовить вкусное блюдо. И может делать это изо дня в день. Людям этой важной профессии посвящён международный праздник 20...

Мастер-класс по конструированию из бумаги «Жираф для зарядки» У жирафа пятна, пятна
У жирафа пятна пятнышки - песня, которую Екатерина Железнова придумала не просто для развлечения самых маленьких слушателей. Эту песенку с множеством...
Мастер класс по объемной аппликации «Веточка ели с шишкой» ко Дню хвойных деревьев на...
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию объемную аппликацию «Веточка ели с шишкой». Такую работу можно выполнить совместно с детьми младшего дошкольного...
Мастер-класс поделки из природного материала «Колючая семейка»
Осень каждый год нас одаривает изобилием природного материала, поэтому не случайно именно осенью проводятся выставки поделок из природного материала. В нашей...