Конспект НОД в подготовительной группе «Украшение салфетки мордовским орнаментом»

Алина Николаевна
Конспект НОД в подготовительной группе «Украшение салфетки мордовским орнаментом»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 42»

Конспект НОД в подготовительной группе

«Украшение салфетки мордовским орнаментом»

Подготовила:

Воспитатель

Паленова А. Н.

Саранск

2018 г.

Образовательная область: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».

Вид НОД: Аппликация.

Задачи:

Образовательные:

- формировать у детей интерес к мордовскому языку;

- учить детей понимать обращение к ним на эрзянском языке;

- обогащать и активизировать словарь детей;

- учить соотносить слова на эрзянском языке с объектами русской речи;

- знакомить детей с частями национальной одежды мокшан и эрзян;

- учить детей вырезать элементы мордовского орнамента по готовой разметке: восьмиконечная звезда, галочки, ступеньки, квадрат с продленными сторонами;

- учить ритмичному расположению элементов узора на листе бумаги.

Развивающие:

- развивать у детей устойчивый интерес к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства;

- развивать мыслительные операции: внимание, речь, память;

- развивать умение понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.

Воспитательные:

- воспитывать желание слышать эрзянскую речь и говорить на этом языке;

- воспитывать чувство патриотизма, любови к родному краю, к своей республике, родному городу;

- воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, организованного поведения.

Интеграция образовательных областей:

ОО «Познавательное развитие»: расширить представления детей о мрдовском национальном костюме мокшан и эрзян; формировать интерес и любовь детей к малой родине, мордовскому языку;

ОО «Речевое развитие»: обогащать и активизировать словарь детей; учить соотносить слова на эрзянском языке с объектами русской речи;

ОО «Художественно-эстетическое развитие»: воспитывать интерес к аппликации, развивать творческие восприятие и способности детей.

Словарная работа: закрепление слов: шумбрат, шумбратадо, вастомазанок, панар, пулай, эрьгеть, ингорьк, панго.

Предварительная работа:

ОО «Речевое развитие» заучивание стихотворений о Мордовии,беседа о Мордовии;

ОО «Познавательное развитие» экскурсия в мордовский музей им Д. С. Эрзи, рассматривание альбома «Мордовские орнаменты».

Материал и оборудование: кукла Алдуня, конверт с заданием, салфетки, клей, кисточки, бумага в виде салфетки, клеенка, заготовки, мяч, магнитофон.

Методические приемы:

Словесные: организационный момент, вводная беседа, вопросно-ответная беседа, постановка проблемных вопросов, задания, пояснение, чтение стихотворений, словечная игра «Наоборот», мордовская народная игра «Платки».

Наглядные: атрибуты, демонстрационный материал.

Практические: самостоятельно выполненные детьми задания, слушание музыки в мордовском исполнение.

Сюрпризный момент: кукла Алдуня в национальном костюме.

Мотив детской деятельности: познавательно-игровой.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: -Шумбратадо эйкакшт! (Здравствуйте дети)

Дети: Шумбратадо.

Воспитатель читает стихотворение о Мордовии.

Милый край! Мордовия родная!

Здесь раздолье рек, лесов, полей.

Для меня нет лучше в мире края.

Он мне всех дороже и милей.

Восспитатель: - О чем это стихотворение

Дети: - это стихотворение о Мордовии

Воспитатель: - Ребята, Мордовия что это такое?

Дети: - Мордовия это республика.

Воспитатель: - Как называется столица Мордовии?

Дети: - Столица Мордовии называется Саранск.

Восаитатель: -Ребята, а кто ни будь из вас знает стихотворение о Мордовии?

Дети: - Да знаем.

Воспитатель: - Расскажите. Дети читают стихи о Мордовии.

Воспитатель: - Наша республика дружелюбная, многонациональная. Почему мы ее называем так – дружелюбная, многонациональная?

Дети: - потому, что мы дружим с разными народами.

Воспитатель: - Ребята, а какие народы живут в Мордовии?

Дети: - в Мордовии живут русские, мордва, татары, узбеки, украинцы, таджики.

Воспитатель: - А больше всего?

Дети: - больше всего живут в Мордовии русские, мордва и татары.

Восптитатель: - Раньше ничего не было, все изделия делали своими руками. Это прялка, матрешки, скалка, кадушка и. т. д (показываю).

Воспитатель: - Ребята, из чего сделаны эти предметы?

Дети: - Эти предметы сделаны из дерева

Воспитатель: - Молодцы правильно.

Воспитатель: - Ребята, а салфетки из чего?

Дети: – Из ткани,

Воспитатель: - а кувшины?

Дети: – Из глины.

Сюрпризный момент. Стук в дверь.

В гости приходит мордовская кукла Алдуня.

Воспитатель: - Ребята посмотрите, к нам в гости пришла Алдуня. Давайте посмотрим, во что она одета?

Воспитатель: - На ней рубаха – по мордовски панар.

Воспитатель: - Пояс – пулай (это шерстяной пояс, которым обвязывают рубаху).

Воспитатеель: - Фартук-ингорьк.

Воспитатель: -Гол убор-панго

Воспитатель: - Что это такое?

Дети - Это предметы национальной одежды мордовского народа.

Воспитатель: - Молодцы! Предметы национальной одежды украшены разными узорами обратите внимание, этот узор называется мордовский орнамент - рисунок, который составил мордовский народ.

Воспитатель: -Ребята, какие элементы мордовского орнамента вы знаете?

Дети: - крестики, квадраты, треугольники, уголки, восьмиконечная звезда.

Воспитатель: - Молодцы правильно! Какие цвета, более других, присутствует в мордовском орнаменте?

Дети: - Больше всего присутствуют цвета - красный, черный, белый.

Воспитатель: - Давайте назовем цвета на мордовском языке (Якстере, ашо, раужо). Дети повторяют. Молодцы ребята. А сейчас давайте с вами немного отдохнем.

Физкультминутка:

Алдуня потянулась,

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развела

Видно подарок не нашла

Чтобы подарок нам достать

Нужно на носочки встать

Воспитатель: -Алдуня пришла поиграть с нами и принесла конверт с заданием. (воспитатель вместе с детьми вынемает содержимое).

Воспитатель: -Что это? Нужно собрать узор и отгадать, как он называется?

Дети коллективно составляют узор.

Воспитатель: - Что у вас получилось?

Дети: -Восьмиконечная звезда.

Воспитатель: - Молодцы ребята правильно. А сейчас мы с вами пригласим Алдуню поиграть с нами в игру «Наоборот», мы будем называть слова противоположные по смыслу на мордовском языке (покш-вишкине, ашо-раожо, кувака-нюрькине,игра играется на мордовском и на русском языке.

Дети играют.

Воспитатель: - Ребята Алдуня идет на день рождение к Матрешке и незнает что ей подарить.

Но как же она пойдет без подарка? Давайте мы ей поможем, каждый индивидуально сделает салфетку с мордовским орнаментом. Орнамент мы будем составлять по замыслу.

Я предлагаю вам пройти за столы.

Дети проходят каждый встает у своих мест.

Пальчиковая гимнастика. Те атине, те бабине.

Те церине, те тейтерне.

Те чеернесь, кие, кие чеернесь.

Воспитатель: - В тарелках заготовки, в основе которых геометрическая фигура-квадрат. Вы будете отрезать ту часть разметки, которая заштрихована.

Если большой квадрат сложить пополам, что у вас получится (прямоугольник). А теперь сложите пополам прямоугольники, что получится –маленькие квадраты.

Ребята, какую пословицу о труде вы знаете:

Дети: - Поспешишь-людей насмешишь.

Воспитатель: -А мордовскую пословицу, какую знаете?

Дети: - Не болтай языком, а работай делом.

Воспитатель: - Вспомните как нужно работать с ножницами «Не поднимать на уровне глаз»

Звучит мордовская музыка. Дети выполняют работу.

Итог занятия.

Работы выставляются на стенд.

Воспитатель: - Дети чему мы сегодня научились?

Дети: - Составлять мордовский орнамент.

Воспитатель: - Из каких геометрических фигур?

Дети: - Крестики, квадраты, треугольники, уголки, восьмиконечная звезда.

Воспитатель: - Какие чудесные салфетки у вас получились, очень красивые, яркие, оригинальные. Я надеюсь, гостям понравятся наши салфетки. Молодцы ребята! А теперь давайте поиграем в нашу любимую подвижную мордовскую игру «В платки».

Список используемой литературы:

1. Ануфриева, Н. А. Родиноведение / Н. А. Ануфриева – Саранск, 2000

2. Данилина, Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России / Г. Н. Данилина- М., 2003

3. С чего начинается Родина? / пособие под ред. Кондрыкинской, Л. А. –М. 2003

4. Сборник стихов о Мордовии –М., 2004

5. Программа «Валдоня» -2003

Публикации по теме:

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Украшение платочка» Цель: выявить творческий потенциал детей и развивать их способности. Задачи: 1. Образовательные: -формировать умение создавать узор на квадрате.

Конспект НОД «Орнамент — узор, украшение» в старшей логопедической группеКонспект НОД «Орнамент — узор, украшение» в старшей логопедической группе Цель: Расширить знания детей о народном декоративно - прикладном искусстве. Задачи: Коррекционно – образовательные: 1. Учить отвечать на.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Масмак» с чувашским орнаментом в подготовительной группеКонспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Масмак» с чувашским орнаментом в подготовительной группе Подготовила и провела воспитатель Михайлова Ольга Анатольевна Тренькасы 2018 год. Задачи:Продолжать подводить детей к пониманию того,.

Конспект НОД в старшей группе по художественно-эстетическому развитию «Украшение поясков русским народным орнаментом» Тема: «Украшение поясков русским народным орнаментом» Цель: познакомить детей с русским народным орнаментом. Обучающие задачи Продолжать.

Конспект ОД в подготовительной группе «Украшение пасхального яйца» Задачи: «Познавательное развитие» Продолжать формировать знания детей к видам русского декоративно-прикладного искусства. Развивать интерес.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе «Украшение салфетки мордовским орнаментом»
Опубликовано: 24 сентября 2018 в 11:34
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Аппликация из вязаных мотивов»
Ирина Баринова Мастер - класс "Аппликация из вязаных мотивов" Аппликация - от лат. applicatio - прикладывание. Она появилась очень давно. Сначала это был...
«Мультик в гости к нам пришёл» «Мультик в гости к нам пришёл» «Мультик в гости к нам...
Предлагаю Вашему вниманию занятие на тему мультипликации для детей 1 младшей группы. «Мультик в гости к нам пришел» составлен для детей 1 младшей группы,...
«Звёздная встреча»
Здравствуйте гости дорогие. Я рада приветствовать вас на нашей встрече, и сегодня она у нас сказочная. Я приглашаю Вас в очень добрую, волшебную сказку....
Картотека игр по речевому развитию детей на прогулке
МБДОУ детский сад № 2 «Журавушка» г. Шарья Костромская область КАРТОТЕКА ИГР ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРОГУЛКЕ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию в старшей...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию в старшей группе №2 ДОУ. Модель собачки. Выполнила: Токарева Дарья Николаевна....