Сербина Инна Михайловна
Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по познавательному развитию «Русская каша — матушка наша»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей представления о каше, как о традиционном и полезном русском блюде.
Задачи:
Обучающие:
- Обобщать представления детей о крупах;
- Систематизировать знания дошкольников о сельскохозяйственном труде;
- Закреплять умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
Развивающие :
- Развивать связную речь, обогащать словарь детей по теме занятия;
- Развивать память, внимание, мышление, творческие способности детей,
любознательность, познавательную мотивацию;
Публикация «Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по познавательному развитию „Русская каша — матушка наша“» размещена в разделах
- Каша, крупы. Все о кашах для детей
- Каша. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
-Развивать органы чувств дошкольников, сенсомоторные способности в практической деятельности.
Воспитательные
- Воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию;
- Воспитывать любовь и уважение к традициям своего народа, к труду взрослых;
- Формировать позитивные установки к творчеству;
- Воспитывать умение выполнять работу аккуратно.
Словарь: комбайнёр, тракторист, элеватор, названия круп (пшеница, манка, овсянка, гречка, рис, названия каш).
Предварительная работа: беседы с детьми о злаковых культурах, крупах, видах каш; рассматривание иллюстраций по теме; чтение художественных произведений («Горшочек каши», «Мишкина каша», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Всё тайное становится явным»). Проведение экспериментально – исследовательской деятельности, дидактические игры «Узнай крупу на ощупь», «Как Маша варила кашу», «Угадай и назови»; заучивание пословиц. Вместе с родителями найти справочный материал для беседы "Чем полезны каши", прочитать пословицы и поговорки о каше.
Оборудование: ТСО, ёмкости для круп, крупы (рисовая, гречневая, манная, пшенная, овсяная, кукурузная). Чудесный мешочек, одноразовая посуда, клей, бумажные тарелочки.
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель приветствует детей, обращает внимание на то, что в группе они не одни.
-Давайте поздороваемся.
-Доброе утро вам, доброе утро нам, доброе утро всем.
Ход занятия:
Утренний круг
Воспитатель: ребята, а что вы рассматривали перед занятием? Ответы детей (книги со сказками, дымковские игрушки, деревянные ложки и т. д.) Подводит детей к выводу о том, что из поколения в поколение передаются сказки и пословицы, традиции, о том, что у нас много мастеров, которые создают полезные и нужные предметы. Надо знать и помнить историю России. Что президент объявил 2022, годом культуры и культурного наследия.
Воспитатель: ребята, а вы хотели бы сегодня узнать ещё об одной русской кулинарной традиции? (Ответы детей).
Воспитатель предлагает угадать, что находится в "Мешочке с секретом" (дети передают тканевый мешочек с крупой по кругу и высказывают свои предположения).
Воспитатель: Молодцы, среди ваших ответов прозвучали правильные, но для того, чтобы мы с вами точно узнали, что лежит в мешочке, я загадаю вам загадку
Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают.
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться? (каша)
Воспитатель: правильно, а из чего варят каши?
Дети: каши варят из круп.
Воспитатель: Вот как раз о крупе и каше пойдет наш разговор.
II. Основная часть
Воспитатель: - Ребята, какой завтрак считается самым сытным и полезным? (каша). Правильно, варить и подавать кашу - это и есть русская традиция.
Детям предлагается посмотреть на экран. Воспитатель проводит с детьми беседу по слайдам презентации "Каша"
Слайд №1
Кашу на Руси стали есть очень давно - это исконно русское блюдо. На столе оно считалось самым главным.
Слайд № 2
Раньше кашу варили в горшочке в русской печи. Без каши не обходился ни один праздник.
Слайд № 3
Любили, уважали кашу и в русской армии. Основной горячей пищей для солдат являлась каша. Отсюда стали называть солдатских поваров кашеварами. Вам знакомо такое слово. Давайте его повторим.
-Как вы думаете, почему солдаты любили кашу? (от каши солдаты становятся сильными, крепкими, ловкими, быстрыми, здоровыми).
-Как вы думаете, какая здесь подходит пословица?
- «Каша – сила наша».
А про каких людей говорят: «Он мало каши ел».
Воспитатель: - Ребята, есть много интересных сказок и мультфильмов про кашу. Предлагаю просмотреть детям, веду беседу о полезных и ценных для здоровья свойствах каши.
Слайд № 4-
Р. Н. С "Каша из топора", "Маша и каша", «Мишкина каша» Носова Н, "Горшочек каши", по сказке немецких писателей Братьев Гримм.
Воспитатель (после просмотра картинок) : - Как вы думаете, какую кашу варил горшочек? (манную)
-Из какой крупы? (из манной крупы)
Педагог подводит детей к столу, на котором лежат прозрачные пакетики с крупами.
- Ребята, посмотрите, как много здесь разных круп. Рассмотрите их и назовите крупу в каждом пакетике. (На подносе - крупы в мешочках).
- Ребята, посмотрите на экран. Поваренок хотел сварить для вас кашу, да вот беда - все крупы перепутал. У меня вот здесь крупа, да не знаю какова (показывает на мешочки).
Воспитатель: - Ребята, давайте поможем поварёнку!
Воспитатель ставит поднос на стол, дети ощупывают мешочки, называют крупу. Затем по очереди прикрепляют прозрачные пакетики с крупами к макетам кастрюль.
Дети проговаривают, какую кашу поварёнок сварит из гречки, из пшена, из риса и так далее.
Воспитатель: очень много затрачено сил прежде, чем каша попадет к нам на стол.
Давайте вспомним, кто же потрудился над этим? (а поможет нам Ваня. Он приготовил домашнее задание и сейчас расскажет от начала и до конца как же каша к нам приходит на стол). Высказывания детей с дополнениями педагога и показом слайдов.
1. Путь каши начинается с поля. Тракторист вспахивает землю, а затем сеет семена (зёрна).
2. Когда колосья созревают, начинается уборка урожая. На помощь приходят комбайнеры. Комбайны собирают колоски, обмолачивают (очищают) их. Из комбайна зерно насыпают в грузовые машины.
3. Грузовые машины везут зерно на элеваторы. (Элеватор – это большое хранилище. Чтобы зерно долго хранилось, на элеваторе его просушивают и ещё раз очищают. Затем зерно отправляют на заводы, где его раскладывают по пакетам – фасуют и отправляют в магазины).
4. Из магазина крупа попадает к нам домой и в детские сады. Наши повара готовят вкусные, ароматные, полезные каши.
Ну что же, предлагаю немного размяться и закрепить знания.
Физминутка.
-По весне поле вспахали (дети поднимают поочерёдно левую и правую руку)
-Зерном поле засевали (пальчиками сеют)
-Зёрнышко в земле сидело (дети присаживаются).
-Под солнышком зазеленело (медленно встают).
-Колосья пшеницы качаются (дети покачиваются
-Зерном золотым наливаются (в разные стороны).
-Много, много зёрен в этом колоске (кружатся).
-Будет очень вкусная каша на столе.
Педагог предлагает детям пройти в импровизированную лабораторию.
-каши варят из разной крупы.
-Какие вы, знаете крупы? (пшено, гречка, манка, рис, геркулес).
- У вас на столах стоят подносы с разными крупами. Рассмотрите внимательно каждую крупу через лупу, потрогайте её.
Расскажите, как называется крупа, какого цвета, какой формы, какая на ощупь,
-Найдите самую мелкую крупу. Что вы можете рассказать про неё? (Это манка. Она белая с желтоватым оттенком. Манка состоит из мелких крупинок, она рассыпчатая, мелкая. Манка похожа на сахарный песок, на соль).
-Найдите крупу чуть больше (или чуть крупнее) манки, как она называется? (пшено). Расскажите про эту крупу? (Это пшено, оно жёлтого цвета, круглое, гладкое, твёрдое). Почему, вы решили, что пшено круглое? (оно катается).
-Найдите крупу коричневого цвета (дети аналогично обследуют гречку, рассказывают про неё).
-А эту крупу вы найдете, когда отгадаете загадку.
Ребё нок загадывает загадку:
Поле в воде всё, вот так сюрприз
В поле для плова вырастет… (рис).
Аналогично дети рассказывают про геркулесовую крупу.
Аппликация: «Наклей свою любимую кашу».
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам стать поварятами и сварить свою любимую кашу. Посмотрите, на столах тарелочки. Подойдите к столам, на которых лежит крупа для ваших любимых каш. Дети приклеивают крупы на тарелочки.
Молодцы! Как красиво и великолепно у вас получилось.
Словесная игра "Передай словечко"
- Какая у нас получилась каша?
(Каша - рассыпчатая, вкусная, густая, жидкая, сладкая, аппетитная, манная, рисовая, гречневая.)
Ребята, обратите внимание, что повара нашего детского сада и ваши родители, готовя вам кашу, вкладывают в приготовление много труда, заботы и любви к вам. Поэтому надо доедать кашу всегда до последней ложки и обязательно благодарить - говорить "Большое спасибо".
Давайте наше занятие закончим пословицами и поговорками о каше. Я начну фразу, а вы заканчивайте.
• "Кашу маслом. (не испортишь)"
• «Каша – сила (наша)»
• "Он мало. (каши ел)".
• «Щи да каша - (пища наша)».
• «Хороша кашка, ….(да мала чашка)».
• Без каши семью не… накормишь.
• Воспитатель: Вам понравилось сегодня наше занятие? А что нового вы узнали?
Мне тоже было приятно с вами работать, и я думаю, что кто не любит кашу, обязательно её полюбит и расскажет своим сестричкам и братикам о пользе каши. Ешьте больше каши - будете здоровы!