МААМ-картинки

Конспект НОД в разновозрастной группе для детей 5–7 лет «Животные Севера»

Семенова Алина Владимировна
Конспект НОД в разновозрастной группе для детей 5–7 лет «Животные Севера»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД в разновозрастной группе (для детей 5-7 лет)

Тема: «Животные Севера»

Образовательная область – познавательное, речевое развитие.

Цель: Обобщение и закрепление знаний детей о жизни животных Севера.

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Конспект НОД в разновозрастной группе для детей 5–7 лет „Животные Севера“» размещена в разделах

• Обобщить и закрепить знания детей об особенностях природы крайнего Севера, его обитателями;

• Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме "Животные Севера России";

• Систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, определять место обитания животного по внешнему миру;

• Формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.

Развивающие:

• Обогащать и развивать связную речь детей;

• Развивать внимание и мышление;

• Развивать коммуникативные навыки, умение устанавливать партнёрские отношения;

• Развивать любознательность, память, общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

• Воспитывать у детей потребность заботиться о своём здоровье;

• Воспитывать желание любоваться красотой окружающего мира и бережного отношения к природе.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Путешествие на Север России», разрезные карточки с изображением животных Севера, цветик-семицветик, музыкальное сопровождение «Волшебное путешествие», клей, кисточки, ватман с изображением льдины.

Форма проведения НОД: групповая.

Ход занятия

I. Вступительная часть. Организационный момент (укрепление эмоционального контакта).

Воспитатель: Ребята, наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть морозного утра, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды, злобу и огорчение. (Дети делают вдох и выдох).

Воспитатель: А сейчас давайте пожелаем, друг другу доброго утра, а помогут нам в этом наши ладошки, повернитесь друг к другу, и скажите «Доброе утро (имя ребенка)».

(Дети присаживаются за столы). (Слайд 1)

Воспитатель: Сегодня мы продолжим говорить о нашей Родине, о нашей стране. А как называется наша страна? (Россия). Мы с вами уже говорили, что наша страна очень большая и необъятная. Она тянется с востока на запад и с севера на юг. В ней много рек, озер, морей, лесов и гор; разнообразен растительный и животный мир. Ребята, о какой части нашей страны мы с вами говорили эту неделю? (Крайний Север России). (Слайд 2)

Воспитатель: Покажите на карте, где находится Север России? (Дети показывают). Каким океаном омывается Север? (Север омывается Северным Ледовитым океаном и множеством северных морей).

II. Основная часть. Беседа о тундре. (Слайд 3)

Воспитатель: Ребята, а как называется суша, которая тянется вдоль северных морей? (Эта суша называется тундрой). Давайте вспомним, как погода в тундре? (Слова признаки: морозная, холодная, суровая, лютая). Сколько длятся зима и лето в тундре? (Зима в тундре очень долгая, до 6-8 месяцев. Лето очень короткое.)

Что растет в тундре? (В тундре растут мхи, лишайники, карликовые деревья, черника, морошка, брусника, кустарники и многолетние травы.) (Слайд 4)

Какие народы живут на территории тундры? (Ханты, манси, ненцы, эскимосы, якуты, чукчи и др.) (Слайд 5)

Воспитатель: Вы очень много знаете о тундре, и я вам предлагаю отправиться в путешествие по Северу. Вы готовы? (Ответы детей.) Посмотрите, что у меня есть. Это цветик-семицветик. Вы помните, какого цвета лепесток оторвала Женя, чтобы отправиться на Северный полюс? (Синего). Вы готовы оторвать синий лепесток и сказать заветные слова? (Ответы детей).

Воспитатель вместе с детьми: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснёшься ты земли, будь по-моему вели… Вели, чтобы мы оказались на Севере.»

Дети считают от 10 до 1, закрыв глаза ладошками. Звучит волшебная музыка, на экране появляется картинка Севера. (Слайд 6)

Воспитатель: Ребята, открывайте глаза. Посмотрите, где мы оказались? (Мы оказались на Севере.)

Беседа о Северном сиянии.

Воспитатель:

Что за чудо – чудеса,

Загорелись небеса!

И горит, пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Это – свет, холодный свет

«Северного неба!»

Воспитатель: О чем я прочитала вам стихотворение? (О Северном сиянии). Что вы можете рассказать о Северном сиянии? (Северное сияние – это свечение верхних слоев атмосферы. Столкновение газов, которые выходят из земли, с солнечной энергией вызывают эффект свечения, т. е. северное сияние. Солнечный свет вместе с солнечными лучами пробирается сквозь полярную темноту, создавая сияние.)

Беседа о животных Севера.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте поговорим о животных Севера. И посмотри, кто же спрятался за льдиной? Послушайте загадку. (Слайд 8)

Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на Севере живу.

А таежный бурый брат

Меду и малине рад. (Белый медведь)

Воспитатель: Правильно, это белый медведь. Что вы можете рассказать про белых медведей? Зачем белому медведю белый мех? (Чтобы быть незаметным.) Как называют детёнышей медведя? (Медвежата.) На кого охотится белый медведь? (На рыбу, тюленей, моржей.) Зачем белому медведю внизу на лапах мех? (Чтобы не скользить на льду.) Почему не холодно белому медведю? (У него толстый слой жира.) Почему мех у белого медведя не намокает и не покрывается льдом? (Мех покрыт жиром.) Где живут белые медведи? (В заснеженных берлогах, там они переживают самые холодные месяцы.) Чем питаются белые медведи летом? (Травой, лишайниками, леммингами.)

Воспитатель: Молодцы. А вот еще льдина. Посмотрите, кто спрятался за льдиной? (Слайд 9)

Он коричневого цвета

И не знает, что есть лето,

Потому что круглый год

Он на Севере живёт.

Он весь в складках, очень сильный,

У него еще есть бивни.

Бивни острые, как нож

Ну конечно, это … (Морж)

Воспитатель: Что вы знаете о морже? Какое тело у моржа? (Большое, неуклюжее). Что есть у моржа на мордочке? (Клыки). Для чего они нужны моржу? (При помощи клыков он взбирается на льдину.) Что помогает моржу во время плавания? (Ласты). А кто из вас знает, чем питается морж? (Ракушками и рыбой). Чем покрыто тело моржа? (У моржа шерсти нет, у него очень толстая кожа и есть подкожный жир, который согревает моржа, и никакой мороз ему не страшен.) Морж предлагает поиграть с ним в игру. Вы готовы? (Ответы детей)

Игра «Подскажи словечко»

• Пасть моржа – моржовая пасть;

• Голова моржа – моржовая голова;

• Нос медведя – медвежий нос;

• Клыки моржа – моржовые клыки;

• Ласты тюленя – тюленьи ласты;

• Тело моржа – моржовое тело;

• Лапа медведя – медвежья лапа;

• Нос оленя – олений нос;

• Рога оленя – оленьи рога;

• Хвост волка – волчий хвост;

• Хвост песца – песцовый хвост.

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием. Давайте немного отдохнем. Я приглашаю вас на ковёр.

Физкультминутка «Кто на севере живет»

По ледяной пустыне

Медведица идёт.

(идут по кругу вперевалочку, медленно)

За нею медвежата

Торопятся вперёд.

(убыстряют шаг)

Трещит мороз жестокий

(обнимают себя руками)

Повсюду снег и лёд.

(повороты с вытянутой рукой вправо – влево)

По полынье холодной

За нерпой морж плывёт.

(идут, делают гребки руками)

Бегут, спешат олени.

Им виден путь едва

(руки с крестно над головой – «рога», бегут, высоко поднимая колени)

Над ними тихо кружит

Полярная сова.

(бегут маленькими шажками, руки в стороны)

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, вот и следующая льдинка. Давайте попробуем догадаться, посмотрите, кого видно из-за льдинки? (Видна часть животного, дети называют песца. Если не отгадывают, то слушают загадку.) (Слайд 10)

В тундре есть отважный лис.

Он гроза для птиц и крыс.

Лис умеет строить город:

Лабиринт из многих норок,

Невидимка в белой шубке-

Хищник остренькие зубки.

Лис охотник и хитрец

Называется … (песец.)

Воспитатель: Правильно. Расскажите, что о них знаете. (Ответы детей). Кто такие песцы? (Это полярные лисицы). Какого они размера? (По размерам они немного меньше настоящих лисиц.) Какая окраска у песцов? (Песцы бывают двух окрасок: белые и голубые (точнее, темные). Чем питаются песцы? (Летом песцы питаются в основном леммингами и полевками, а также поедают яйца, птенцов и даже взрослых птиц.) Песец предлагает поиграть с ним в игру «Четвёртый лишний». (Слайд 11-16)

Игра на интерактивной доске «Четвёртый лишний»

• Белый медведь, пингвин, тюлень, морж. (Пингвин)

• Нарвал, морж, тюлень, лемминги. (Лемминги)

• Полярные волки, северный олень, нарвал, песец. (Нарвал)

• Белый медведь, полярная сова, песец, крокодил. (Крокодил)

• Белый медведь, полярная сова, полярный заяц, лемминги. (Полярная сова)

• Белый медведь, нарвал, слон, морж. (Слон)

Воспитатель: Молодцы, ребята, очень хорошо знаете животных Севера. Но приплыла еще одна льдинка. Давайте узнаем, кто прячется за ней. (Слад 17)

Рыбу ловит под водой

И ныряет с головой.

Сильный он и очень ловкий

И к морозам очень стойкий.

А на льдине он лежит,

Никуда он не спешит.

Хорошо ему на льдине,

Как на мягонькой перине.

На мороз целый день

Плещется в воде … (Тюлень)

Воспитатель: Правильно. А что вам известно о тюленях? (Ответы детей) Чем покрыто тело тюленя? (Тело тюленя покрыто шерстью состоящей из коротких жестких волос и толстым слоем жира.) Чем питаются тюлени? (Тюлени питаются водными организмами, рыбами.) Для чего тюленям ласты? (Передние ласты у них действуют, как весла, а задние - как руль.) Тюлень предлагает немного отдохнуть вашим пальчикам.

Пальчиковая игра «Три пингвина»

Жили-были три пингвина. (Хлопки)

Пик, Пак, Пок. (Делают «вспышки» пальчиками)

Хорошо и дружно жили (Ладошка «моет» ладошку)

Пик, Пак, Пок. (Делают «вспышки» пальчиками)

Как-то утром на рыбалку. (Хлопки)

Пик, Пак, Пок. (Делают «вспышки» пальчиками)

Зашагали вперевалку. (Ладошки «шагают» - «шлепают» по столу)

Пик, Пак, Пок. (Делают «вспышки» пальчиками)

Наловили много рыбы (Вращение кистей рук к себе)

Пик, Пак, Пок. (Делают «вспышки» пальчиками)

И еще поймать могли бы. (Вращение кистей рук от себя)

Пик, Пак, Пок. (Делают «вспышки» пальчиками)

Съели дружно все до крошки. (Хлопки)

Пик, Пак, Пок. (Делают «вспышки» пальчиками)

Кроме маленькой рыбешки. (Хлопки)

Пик, Пак, Пок. (Делают «вспышки» пальчиками)

Дружно бросилися в драку. (Удары кулачками друг о друга)

Пик, Пак, Пок. (Делают «вспышки» пальчиками)

Учинив большую свалку. (Удары кулачками друг о друга)

Пик, Пак, Пок. (Делают «вспышки» пальчиками)

Чтобы жить все время дружно. (Ладошка «моет» ладошку)

Пик, Пак, Пок. (Делают «вспышки» пальчиками)

Уступать друг другу нужно. (Ладошка «моет» ладошку)

Пик, Пак, Пок. (Делают «вспышки» пальчиками)

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, появилась следующая льдина. Давайте узнаем, кто же за ней прячется. (Слайд 18)

Эта птица, тоже хищник,

В тундре северной живёт.

Любит зайцем подкрепиться,

Не шумлив её полёт.

Чисто – белым опереньем

Сплошь покрыта, с головой.

А в учебниках зовётся

Она. (полярною совой).

Воспитатель: Что мы знаем о полярных совах? (Ответы детей). Для чего совам острые когти? (Острые когти помогают охотиться). Какое оперение у полярных сов? (У полярных сов белое оперение. Оно служит для маскировки.) Какое оперение у них летом? (Оно остается таким же.) Когда охотятся совы? (Охотятся рано утром и вечером.) Чем питаются полярные совы? (В основном грызунами, леммингами, могут ловить рыбу, зайцев, птиц.) Полярная сова предлагает вам найти детенышей северных животных и назвать их. (Слайд 19)

Игра на интерактивной доске «Назови детенышей»

Медведь – медвежонок; олень – олененок; тюлень – тюлененок (белёк); морж – моржонок; сова – совенок; полярный волк – волчонок;

Воспитатель: Ребята, на этой неделе мы с вами выучили стихотворение о Севере. Давайте вместе вспомним его.

(На доске появляется изображение стихотворения (мнемотаблица). Дети рассказывают стихотворение, опираясь на схему.) (Слайд 20)

Стихотворение «Кто на Севере живёт?»

Кто на Севере живет? Кто там ест и кто там пьет?

Звери необычные, к холоду привычные.

Вот песец из норки смотрит.

Белый мишка важно ходит.

Ну, а морж, как капитан, покоряет океан.

Гордый северный олень грузы возит целый день.

Воспитатель: Давайте посмотрим, кто спрятался за последней льдиной. (Слайд 21)

Мчится он по снежной тундре.

Весь в снегу, как будто в пудре.

И копытцем снег гребет.

Для еды там мох найдет.

Посмотрите, что за тень?

Да это … (северный олень!

Воспитатель: Что знаете о северных оленях? Какого цвета шерсть у северных оленей? (Коричневая, серая.) Что мы можем сказать о рогах? (Они большие, ветвистые.) Для чего нужны широкие копыта? (Чтобы он не проваливался в снег. И еще он добывает себе корм, копытцами разрывает снег до земли и достает сухую траву.) Чем питаются северные олени? (Мхом, травой, грибами.) Какую пользу приносят олени жителям Севера? (Олень перевозят людей, грузы; из шкур изготавливают одежду, чум; служат едой.)

Северный олень предлагает вам составить картинки из частей. У меня есть три картинки: «Северный олень», «Морж», «Белые медведи». Я предлагаю вам разделиться на три команды. Вы должны вытянуть перевернутые картинки, и посмотреть, у кого они совпадут, с тем вы и будете в паре.

(Дети узнают, кто с кем будет в паре, и собирают разрезные картинки).

Аппликация «Животные Севера».

Воспитатель: А теперь давайте склеим наши картинки, приклеим животных на льдинки. (Дети приклеивают разрезные картинки с изображением животных на небольшие льдинки.) А теперь возьмите свои льдинки с животными и давайте приклеим их набольшую льдину. (Дети приклеивают льдинки с животными на большую льдину.)

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы! Вы так много всего знаете о животных Севера. Но пора нам возвращаться. Давайте оторвём лепесток и произнесем волшебные слова.

Дети вместе с воспитателем: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснёшься ты земли, будь по-моему вели… Вели, чтобы мы оказались в детском саду.»

(Дети закрывают глаза, считают от 10 до 1. Звучит волшебная музыка. Дети открывают глаза.)

III. Заключительная часть.

Воспитатель: Все животные севера очень довольны вашими ответами, и они дарят вам северные призы. (Воспитатель показывает корзину с призами). Наше занятие подошло к концу, давайте вспомним, кого из животных мы с вами встретили? (Ответы детей) Почти все эти животные – белый медведь, северный олень, тюлень занесены в Красную книгу, на них запрещено охотиться. К сожалению, из-за ценного меха и беззащитности они часто уничтожаются браконьерами. Сейчас специальные службы выслеживают преступников и предотвращают опасность. Задача людей – сохранить жизнь этим удивительным животным и птицам.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Животные Севера» в средней группе Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Б» «Пчёлки» по теме «Животные Севера» Подготовил воспитатель 1.

Интегрированная НОД «Животные жарких стран и Севера» в старшей группеИнтегрированная НОД «Животные жарких стран и Севера» в старшей группе Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познание, художественное-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Животные Севера» Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных Севера. Задачи: Познакомить детей с белым медведем;уточнять и расширять знания.

Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет «Домашние животные» Конспект непосредственно – образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет «Домашние животные».

Конспект НОД «Домашние животные» для детей 5–6 лет Тип занятия: совершенствование и закрепление знаний. Возрастная группа: старшая группа 5-6 лет. Цель: закрепление и уточнение знаний детей.

Конспект НОД «Дикие животные» в разновозрастной группе. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 40 - Центр развития ребенка" Конспект НОД по образовательным.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Животные Севера»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Животные Севера» Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе, на тему «Животные Севера». Аппликация.

Конспект НОД по познавательному развитию для разновозрастной группы детей 5–7 лет «Волшебный снег» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Улыбка» города Лесосибирска Конспект непосредственной.

НОД по развитию речи в старшей группе «Животные севера» Занятие по развитию речи для детей старшей группы «Животные Севера»Программное содержание:[/h4] - расширить представления детей о внешнем.

Конспект НОД «Домашние животные» для детей 5–7 лет Образовательная область: художественно-эстетическое развитие Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-7 лет) Тема: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в разновозрастной группе для детей 5–7 лет «Животные Севера»
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 16:33
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в разновозрастной группе для детей 5–7 лет «Животные Севера»» (включая файлы) размещена пользователем Семенова Алина Владимировна (УИ 838121) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД