Конспект НОД в средней группе «Горница моего детства»

Ольга Банных
Конспект НОД в средней группе «Горница моего детства»

Цель: знакомить детей с народным искусством, активизируя интерес к художественным образам.

Художественное творчество:

• Учить детей создавать узоры по мотивам урало-сибирской росписи;

• Учить особым приёмам техники мазка-разживки;

• Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму;

• Вызвать желание детей передавать свои впечатления от восприятия предметов в изобразительной деятельности, подводить их к созданию выразительного образа на основе повтора, вариации.

Познание:

• Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность;

• Развивать внимание, память, мышление.

Коммуникация:

• Совершенствовать речь, как средство общения;

• Совершенствовать умения точно характеризовать объект, высказывать предположения и делать простейшие выводы.

Эпиграф к занятию:

Я сердцем всё это выбираю,

Свой край полюбив навсегда,

Но главная сила Урала –

В чудесном искусстве труда.

Неисчерпаем и бесценен

Народной мудрости запас

Традиции народов продолжая

Мы у народа учимся сейчас.

Предварительная работа: объяснения слов красильщики, разживка; беседа о Урало-Сибирской росписи.

Зрительный ряд:

Каслинское литье

Расписные изделия

Вышивка

Вязанные крючком вещи

Столики для цветов

Валенки

Ручка, ножи

Половики

Чеканка

Образцы расписных досок.

Материалы к занятию:

Шаблоны досок, гуашь зелёного, светло-зелёного цвета, красного, жёлтого, чёрного, белого цветов, кисточки, тряпочки, вода.

Музыкальный ряд: русская народная музыка.

Воспитатель:

- Ой, вы гости господа!

Вы откуда и куда?

Иль живётся дома худо?

Но одеты – просто чудо!

А ответ совсем простой –

Все узнали, что у нас –

Дети – просто высший класс!

Приветствие.

Волшебная ладошка «Дни недели».

Поиграем с пальчиками «Тук-тук», «Замок», а там…. (сюрпризный момент – путешествие в старинную уральскую горницу).

Конспект НОД в средней группе «Горница моего детства»

Перед детьми:

Каслинское литье, столики накрытые вязанными скатертями, цветы, расписные изделия, половички на полу, на лавках вышитые изделия, валенки, образцы расписных досок

- Посмотрите, сколько здесь красивых вещей! Все они созданы народными мастерами, руками человека.

Давайте поиграем в игру «Найди и назови»

Вас сегодня я приглашаю в горницу моего детства.

«Когда я была маленькой, такой же как вы или ещё младше, я постоянно гостила у бабушки и дедушки в деревне.

Всё лето они работали в поле, лесу, на огороде, а долгими зимними вечерами трудились дома – бабушка ткала половики. Дед катал валенки всей многочисленной родне – большим и маленьким.

Мой дядя был большим мастером по дереву – вытачивал скалки, разделочные доски, ложки. Ещё один дядя работал литейщиком, изготавливал Каслинское чугунное литьё, участвовал в восстановление чугунного павильона.

Мама вышивала цветными нитками шторы, салфетки, скатерти.

Отец вытачивал красивые ручки для письма, узорные ручки для ножей.

Сейчас я уже выросла и у меня есть свои дети.

Когда сын пошёл в школу, он на уроках труда научился делать вот такие поделки из металла.

Старшая дочь вяжет красивые шали, кофточки для своего сына.

А её сын, мой внук любит работать с бумагой – резать, клеить (картина, сделанная путём торцевания)

И если рассматривать каждую семью, с точки зрения мастерства, то все они талантливые.

- А вы помните, как называли мастеров, которые расписывали избы у нас на Урале? (красильщики)

- Они также украшали росписью посуду, мебель, шкафы, полочки, лавки и другие предметы.

- Найдите среди этих предметов те, которые расписаны уральской росписью.

- Давайте повнимательней рассмотрим росписи на этих предметах. Каждый листик или цветок необычны, они как будто светятся изнутри и кажутся волшебными.

- А знаете, как это получается у мастеров? Хотите узнать? (Рассматривание)

- Вот эта роспись сделана на тёмном фоне, а края у лепестков светлые или тёмные?

- Они светлые, будто светятся.

- А какой фон здесь – светлый или тёмный? Вы правы, светлый.

- А края у лепестков какие? Темные. Поэтому все эти цветы светятся из середины. Вот, оказывается какой секрет знали мастера – красильщики! Если фон тёмный, то цвет краски по краям листьев, цветов светлый, и наоборот, если фон светлый, то цвет краски по краям росписи тёмный.

Запомните этот секрет!

- Посмотрим ещё раз на листья и цветы в уральской росписи. Какие краски использованы? Обратите внимание, как краска одного цвета плавно переходит в другую.

Я сердцем всё это вбираю

Свой край полюбив навсегда

Но главная сила Урала

В великом искусстве труда.

Неисчерпаем и бесценен

Народной мудрости запас

Традиции народов продолжая

Мы у народа учимся сейчас.

- А хотите сами стать мастерами? Смогли бы мы с вами сделать что-то похожее на эти предметы? Что именно?

Красочной росписью народные мастера украшали дома, домашнюю утварь из дерева и бересты, сундуки, шкатулки, прялки.

В те древние времена считалось, что роспись не только украшала дом, но и охраняла его от злых духов.

Уральская роспись на первый взгляд проста и незатейлива. На самом деле росписи свойственна особая техника мазка-разживка. Используется несколько необычный способ держания кисти – в вертикальном положении. Способ набора краски на кисть тоже необычен, как и сама роспись – ворс кисти располагается вертикально.

На один край ворса набирается краска основного цвета, на другой край краска другого цвета.

Техника росписи требует смешения одновременно двух используемых красок.

Для этого кисть располагается горизонтально на листе («лопаткой») и делается несколько мазков на одном месте.

- Попробуем показать гостям приём росписи?

- Как он называется?

- Перед тем, как работать мастерами-красильщиками, давайте отдохнём.

Игра «Мы на пальчиках играли и ужасно хохотали»

- Посмотрите внимательно на образцы. Может быть, кто-то нарисует такие же или придумает свои.

- В старину, в мастерской молча не работали, шутки шутили, песни пели, пословицы да поговорки говорили.

Дети говорят пословицы:

• Не будет скуки, когда заняты руки.

• Делаешь наспех, сделаешь на смех.

• Недаром говорится, что дело мастера боится.

• Землю красит солнце – а человека – труд!

• Была б охота – будет ладиться работа!

• В доме красиво, опрятно и самому, весело приятно.

Дети выполняют работу под русскую народную мелодию.

Воспитатель проводит индивидуальную работу, напоминает технику выполнения уральской росписи.

Мы славно потрудились! Сделал дело - гуляй смело!

А теперь полюбуемся на свою работу.

Итог: Все предметы, созданные руками человека, дарят тепло, уют, вызывают желание делать добро.

Спасибо вам за ваши золотые руки и за ту радость, что вы доставили нам, создавая эти работы.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование по рисованию в старшей группе  (весна) 44 25.02.14 Рисование по замыслу Развивать творчество, образные представления, воображение детей. Учить задумывать содержание своей работы,.

Перспективное планирование ИЗО кружка в старшей группе. Октябрь ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗО КРУЖКА (старшая группа) ОКТЯБРЬ I неделя. Тема: «Деревья без листьев». Цель: 1. Учить детей рисовать.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Конспект НОД в средней группе «Горница моего детства»
Опубликовано: 2 мая 2014 в 15:47
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 33.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 июня. День наблюдения за облаками

Белые, пушистые, легкие, мягкие, воздушные, кудрявые, нежные – вот сколько можно найти в нашем русском языке точных слов для описания облаков. Все они пригодятся нам с вами, если мы решим устроить для...

18 июня. День мыльных пузырей на МААМ

Яркому летнему развлечению, которое любят дети и взрослые, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы вместе с детьми интересно провести день и...


Горячие темочки