МААМ-картинки

Конспект НОД в средней группе «На пути к шахматному турниру» для детей средней группы

Елена Боровик
Конспект НОД в средней группе «На пути к шахматному турниру» для детей средней группы

Программа дошкольного образования: «Мир открытий».

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Тип: интегрированное.

Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа)

Формы непосредственно образовательной деятельности: игровая совместная деятельность.

Формы организации: подгруппа 10 человек.

Программное содержание:

Публикация «Конспект НОД в средней группе „На пути к шахматному турниру“ для детей средней группы» размещена в разделах

Образовательные задачи: продолжать формировать представления о малой Родине, о геометрических фигурах и объемных телах, числовом ряде, порядковом счёте, знакомить детей с шахматной доской, фигурами, расположением фигур на шахматной доске, учить ориентироваться по элементарному плану.

Развивающие задачи: развивать речь, мелкую моторику; внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие, умение координировать слова с движениями, активный словарный запас (турнир, горизонт, вертикаль, горизонталь, названия шахматных фигур).

Воспитательные задачи: воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, действовать по словесной инструкции взрослого, доброжелательно относиться к товарищам, пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, презентация, деревянная шахматная доска и фигуры, самодельная шахматная доска с недостающими элементами, видеозапись сообщения, поднос, конверты с заданиями, сундучок с белыми шахматными фигурами, карточки с цифрами на липучках, подарок от Короля белых.

Раздаточный материал (на каждого ребенка): разрезные картинки, тарелочки раздаточные – 10 шт., карточки с цифрами от 1 до 5 (2 набора).

Ход НОД

I. Вводная часть

Организационный момент (эмоциональный настрой на совместную деятельность). Воспитатель предлагает детям встать в дружный круг.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Меня зовут Елена Валентиновна. Я очень рада Вас видеть в хорошем настроении. Давайте возьмемся за руки и встанем в дружный круг.

Мы за руки возьмемся и дружно улыбнемся,

Вот так, вот так.

Мы не будем ссориться, будем дружно жить.

Ручками своими всех друзей любить.

Мотивация (вхождение или погружение в тему): неожиданно раздается сигнал видеосообщения по Скайп.

Воспитатель: Что это за звук? (дети и воспитатель оглядываются по сторонам). Да это же кто-то прислал нам видеосообщение. Садитесь на места, посмотрим сообщение, в этом нам поможет волшебный экран.

Дети садятся на стульчики, которые выставлены полукругом перед экраном.

Воспитатель: Внимание!

На экране появляется изображение Короля белых, закадровый текст.

«Дети, я – Король из Шахматного королевства. Моя команда – белые. В Крыму, в «Лицее» села Мирное Симферопольского района должен состояться шахматный турнир. Мы вместе с командой Черных фигур ехали к вам из Москвы на поезде.

Воспитатель останавливает видеосообщение и проводит беседу, цель которой – выявить понимание детьми содержания сообщения.

Воспитатель: Кто автор сообщения? Какое мероприятие должно состояться? Дети, вы знаете, что такое турнир? Воспитатель в зависимости от ответа объясняет детям значение слова. Где будет проходить турнир? Какая команда еще будет принимать участие в турнире? Из какого города едут команды? На каком виде транспорта?

Продолжение просмотра видеосообщения:

«Перед Крымским мостом, при пересадке из одного поезда в другой, король команды черных указал неправильный маршрут движения, поэтому члены моей команды потерялись. Король черных хочет помешать проведению турнира, а времени до начала мероприятия остается очень мало. Помогите, пожалуйста, моим игрокам найти дорогу в село Мирное, выполнив задания короля черных».

Воспитатель задает детям вопросы: Кто указал неправильный маршрут движения команде белых? Где потерялись король и его команда? Что мы должны сделать для того, чтобы команда белых вовремя собралась на турнире?

Раздается звук волшебства.

Воспитатель: Откуда раздается этот звук. Давайте подойдем и посмотрим, что же это?

II. Основная часть

Воспитатель с детьми подходят к столику, на котором лежит накрытая покрывалом шахматная доска, на ней выставлены черные фигуры и цветные конверты с заданиями Короля черных.

Воспитатель: Дети, вы знаете, что это такое?

Дети: Шахматная доска.

Воспитатель: Правильно, именно на шахматной доске проходят шахматные партии, или сражения двух войск – черных и белых фигур. Шахматная доска состоит из квадратов черного и белого цвета. По краям доски сверху и снизу буквы, а слева и справа цифры. На шахматной доске есть ряды, идущие слева направо, они обозначаются цифрами и называются горизонталями. Вы когда-нибудь видели, как солнце заходит за край моря? Говорят, что солнце заходит за горизонт, поэтому появилось такое название – горизонталь. Давайте повторим это слово. (дети повторяют) Столбики клеток, идущие снизу вверх, называются вертикалями. Например, деревья растут снизу вверх. Давайте повторим слово «вертикаль» (дети повторяют. Обратите внимание, что на доске стоят только черные фигуры, а белых нет. Нужно помочь белым фигурам занять свои позиции на шахматной доске. Садитесь на места.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Посмотрим, какие задания приготовил нам Король черных.

Воспитатель берёт конверт с названием 1, открывает его и обращается к детям.

Воспитатель: Король черных передал нам геометрические фигуры, а какие именно вы сейчас угадаете. Внимание на экран!

На экране картинка с изображением геометрических фигур и объемных тел разных цветов. Воспитатель предлагает детям перечислить фигуры и тела на картинке, называя фигуру, ее цвет. Затем предлагает угадать фигуры, которая находятся в конверте.

Воспитатель: Правильно, дети. вынимает черный и белый квадраты.

Воспитатель: Король черных просит вас собрать шахматное поле, заполнив его недостающими квадратами. Давайте подойдем к столу и выполним задание.

Дидактическая игра «Восстанови шахматную доску». Цель: формировать представления детей о шахматной доске.

На столе шахматная доска с недостающими элементами, на подносе черные и белые квадраты по количеству детей.

Воспитатель: Посмотрите, в каком ряду не хватает квадратов? Обратите внимание на чередование квадратов. Возьмите каждый по квадрату – белый или черный. Сейчас по очереди будем заполнять пустые места.

Дети берут квадраты и выкладывают, чередуя их по цвету, в конце сверяют со схемой на экране.

Воспитатель: Молодцы, дети, справились с заданием. Возвращайтесь на места. Посмотрим, какое следующее задание приготовил нам Король черных.

Дети садятся на стульчики. Из конверта под номером 2 вынимает карточки с цифрами.

Воспитатель: Игровое поле вы восстановили, но посмотрите внимательно на ней отсутствуют некоторые цифры. Задание от Короля черных – восстановить исчезнувшие цифры.

Дидактическая игра «Восстанови числовой ряд». Цель: закрепить умение детей выкладывать числовой ряд до пяти.

Воспитатель: Возьмите по одной карточке и поочереди положите на нужное место в ряду.

Воспитатель проходит с подносом, на котором лежат карточки с цифрами (от 1 до 5) вниз. Дети берут по одной карточке, подходят к шахматному полю и вкладывают соответственно порядку.

Воспитатель: Проверим, правильно вы выполнили задание или нет. Назовите цифры по порядку (предусмотрены индивидуальные ответы детей). Внимательно слушайте, я продолжу счёт дальше.

Воспитатель: Молодцы, с заданием справились верно. А теперь немного разомнемся.

Физминутка (развитие двигательной активности)

Ну-ка, пешки, встаньте в ряд (поднимаются со своих мест)

Маршируйте как отряд (маршируют)

Как слоны раскиньте хобот (руки вперед)

Помотайте им немного (машут руками)

А сейчас как кони поскачите (прыгают)

И как ладьи затопочите (топают)

Ферзь сказал: «Давайте дружно хлопать» (хлопают в ладоши)

А за ним король пришел, посадил всех и сказал: (сели)

«Давайте дальше дружно все работать».

Воспитатель: Молодцы, дети! Садитесь за столы. Продолжим.

Дети занимают места за столами

Воспитатель берет конверт с номером 3.

Воспитатель: Король черных просит восстановить фигуры

У каждого из вас на столе стоит тарелочка, на ней лежат пронумерованные полоски. Вы сможете собрать фигуры, если выложите полоски строго по порядку от 1 до 5.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: молодцы дети, а теперь давайте познакомимся с шахматными фигурами.

На экране появляются по очереди шахматные фигуры, воспитатель называет и предлагает поднять руку у кого получилась такая фигура. дети повторяют и закрепляют названия фигур.

Воспитатель: Молодцы, дети, вы справились со всеми заданиями Короля черных. Мы помогли команде собраться вместе. А теперь поможем фигурам занять свои места на шахматной доске. Для этого вам нужно произнести волшебные слова».

Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем,

В детский сад сундук прибудет

Мы скорей его откроем.

Воспитатель достает из-за экрана сундучок с шахматными фигурами.

Воспитатель: Вот и прибыли на турнир белые фигуры. Давайте подойдем к шахматной доске и расставим фигуры на свои места.

Воспитатель вынимает из сундучка шахматные фигуры и выставляет в ряд.

Начинаем расставлять с нижнего ряда.

Белый отряд, черный отряд,

Друг против друга два войска стоят.

Строгий порядок в отряде одном.

Точно такой же порядок в другом.

В каждом отряде - сам погляди –

Оба угла занимают ладьи.

Рядом с ладьями … (кони) видны.

Рядом с конями встали. (слоны)

Кто ж в середине - … (ферзь и король)

Самые главные в войске своем.

Воспитатель берет фигуры поочереди и предлагает ребенку поставить фигуру на место в соответствии со словами стихотворения.

Все фигуры стоят на своем месте.

III. Подведение итогов НОД. Рефлексия.

Воспитатель: Молодцы, дети! Благодаря вам шахматный турнир начнется вовремя, для этого мы передадим шахматную доску с фигурами в «Шахматный клуб» Лицея.

Рефлексия (на стульчиках): Кому мы помогли? Что нового для себя сегодня узнали? Какие задания короля черных вам понравились? Какие задания вызвали затруднения?

Воспитатель: Спасибо, дети. Король белых благодарит за помощь и передал вам подарок (игра «Шахматы»).

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД для детей средней группы «Весняночка»Конспект интегрированной НОД для детей средней группы «Весняночка» Цель: Формирование представлений детей об изменениях, происходящих в природе весной. Возрастная группа: младший дошкольный возраст, 4-5.

Конспект наблюдения за березой детей средней группыКонспект наблюдения за березой детей средней группы Цель Продолжать знакомить детей с березой. Задачи: Образовательные: - Формировать у детей представление о березе. - Продолжать знакомить.

Конспект НОД для детей средней группы «Хороший поступок» Конспект НОД Ведущая образовательная область: «познавательное развитие» с интеграцией других областей. Тема: «Хороший поступок». Возраст.

Конспект НОД для детей средней группы «LEGO — зоопарк» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 11 "Березка" Конспект НОД для детей средней группы Разработчик:.

Конспект НОД по ФЦКМ «Зима» для детей средней группыКонспект НОД по ФЦКМ «Зима» для детей средней группы Цель: уточнить и расширить представления детей о зиме. Задачи: - закрепить знания о зиме; - учить понимать простейшие связи между природными.

Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Счастливого пути!» (ПДД) в подготовительной группе детей с ЗПР .

Конспект КВН  «Наш дом — природа» для детей средней группы Уважаемые коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию конспект открытого занятия по экологии для родителей и сотрудников ДОУ. К сожалению,.

Конспект прогулки «Пожар» для детей средней группыКонспект прогулки «Пожар» для детей средней группы Тематическая прогулка в старшей группе "Пожар" Цель: -Формировать у детей основы пожарной безопасности, навыки осознанного, безопасного.

Конспект «Знакомство с профессиями» для детей средней группы Конспект: «Знакомство с профессиями» для детей средней группы. Цель: Обобщать и активизировать знания детей о труде, профессиях. Задачи:.

Занятие по аппликации в средней группе «Мышка из геометрических фигур» для детей средней группыЗанятие по аппликации в средней группе «Мышка из геометрических фигур» для детей средней группы Наше занятие началось с загадки о мышке. Дети отгадали сразу о ком говорится в загадке. Затем я спросила деток, каким цветом шерстка у мышек.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в средней группе «На пути к шахматному турниру» для детей средней группы
Опубликовано: 20 марта 2023 в 13:33
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД