Елена Федоринова
Конспект НОД в средней группе «В гостях у бабушки Настасьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление детей с бытом и традициями русского народа, с элементами театральной деятельности.
нтегрированные образовательные области:
o «художественно – эстетическое развитие»;
o «познавательное развитие»;
o «речевое развитие»;
o «физическое развитие»;
o «социально – коммуникативное развитие»
Виды деятельности:
o Игровая;
o Коммуникативная;
o Познавательная;
o Продуктивная;
o Двигательная
Цель: Формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа.
задачи :
Публикация «Конспект НОД в средней группе „В гостях у бабушки Настасьи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
o Активизировать познавательную деятельность; Расширять творческое воображение и творческое мышление;
o Расширять представления детей о быте русского народа в старину, вызвать интерес к старинной русской традиции – встречать гостей с угощением;
o Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, сказкам. Привлечь внимание к живому русскому слову, обогащать словарь новыми словами;
o Вовлекать детей в инсценировку сказки, прибауток;
o Формировать умение устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе образовательной деятельности;
o Создать веселое настроение с помощью игры «Путешествие на Тройке к бабушке», словесной игры «Колечко», музыкальной игры «Бабка Ежка»;
o Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
o Формировать эмоционально-образное восприятие сказки;
o Расширять опыт слушания за счет сказки, разных жанров фольклора;
o Поддерживать творческое начало в собственной продуктивной деятельности;
o Обогатить творческий опыт ребенка техникой тестопластики;
o Способствовать освоению ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в игре;
o Использование интеллектуальной технологии РТВ (развитие творческого воображения);
Ожидаемые результаты:
o Дети проявляют интерес к быту русского народа, ценностям русских традиций;
o Дети понимают нравственную ценность пословиц, поговорок и русских народных сказок;
o Умеют понимать себя и других, входят в мир человеческих отношений;
o Дети умеют выражать свое отношение к ситуации с помощью мимики и жестов;
Словарная работа:
Обогащать и активизировать словарь детей словами. : горница, изба,
прялка, рушник, чугунок, ухват, сундук, очи, сарафан, кокошник.
Оборудование:
o Предметы русского быта для оформления «Русской горницы» (прялка, печь, чугунок, сундук, самовар, рушник, ухват, старинная посуда);
o Куклы ручной работы в русских национальных костюмах;
o Содержимое сундука: сарафан, кокошник, рубаха, корзинка;
o Корзинка с предметами–заместителями (голубая лента, желтый клубок, игрушка «гуси – лебеди», платочные куклы);
o Избушка на курьих ножках с театральной куклой Бабой Ягой;
o Материалы для работы с соленым тестом;
o Музыкальный ряд: русские народные песни, запись перезвона колокольчиков, аудио запись к игре «Бабка Ежка»;
o Атрибуты к играм «Путешествие на Тройке к бабушке», «Колечко»;
o Видео ряд: отрывок «Мчится Тройка расписная» из русской народной сказки «Морозко»;
Предварительная работа:
o Словесная дидактическая игра «Назови свое имя ласково», «Какой? Какая? Какое?», «Закончи пословицу»;
o Знакомство с предметами декоративно – прикладного искусства, с предметами народного быта, народной игрушкой, с традициями и обычаями русского народа;
o Беседа о старинных способах передвижения;
o Слушание русской народной музыки;
o Экскурсия в «Русскую избу» детского сада;
o Чтение сказки «Гуси – лебеди» с последующей беседой о прочитанном;
o Рассматривание альбома «Русская изба»;
o Словесная игра «Колечко»;
o Заучивание пословиц, поговорок;
Используемые методы, приемы и технологии
o Интерактивная игра;
o Словесный;
o Наглядный;
o Обсуждение;
o Использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности;
o Компьютерные технологии (ИКТ);
o Инновационная технология Развитие творческого мышления (РТМ) и Развитие творческого воображения (РТВ);
o Игровые технологии
o Здоровьесберегающие технологии
Ход образовательной деятельности:
Групповая комната оформлена старинными предметами быта в стиле «Русская горница».
Дети свободно играют. Звучит русская народная музыка.
1 часть. Мотивационная (вводная).
Воспитатель. (Вносит кукол, мальчика и девочку, в русских костюмах, говорит от их имени)
Куклы. Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон! (Дети приветствуют гостей.)
Воспитатель. Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты странно, и здороваются по – особенному. Как вы думаете, почему они так одеты? (Ответы детей.)
Ребята, гости наши одеты в старинные русские костюмы. Вам они нравятся?
Когда – то страна наша называлась Русь. И одевались на Руси как наши гости в красное. Красное – значит красивое! И говорили не «Здравствуйте», а «Низкий Вам поклон». Потому что приветствовали друг друга с поклоном, низко кланяясь в пояс.
Воспитатель. Дети, давайте и мы поздороваемся с гостями так, как здоровались на Руси.
Приветствие гостей.
Воспитатель. А теперь познакомимся с нашими гостями и обратимся к ним так, как раньше обращались на Руси: Как вас звать, красная девица (добрый молодец?
Обращение детей.
Куклы. Меня зовут Аленушка, а моего братца - Иванушка.
Воспитатель. Аленушка…Иванушка….Что можно сказать про имена наших гостей? Какие они? (Ответ детей.)
Воспитатель. Имена ласковые, чисто русские. Давайте и мы им представимся. Поиграем в игру. Кому колечко упадет – тот свое имя назовет ласково;
Словесная игра «Колечко»
Воспитатель. А меня моя бабушка называет Настенька. Живет она, как наши гости, в старинной русской деревне. Гостей встречает с угощеньем - пряниками печатными да чаем душистым. А начнет сказки сказывать – заслушаешься! Только заскучала моя любимая бабушка. Не с кем ей чай из самовара попить, да некому передать свое искусство пряники печатные готовить. Что же делать, дети? Чем помочь бабушке (Ответы детей.)
Да, ребята, давайте поедем в гости к бабушке – научимся пряники готовить, посмотрим как она живет, да сказочку послушаем.
2 часть. Основная.
Воспитатель. На чем же нам отправиться в старинную русскую деревню (Ответ детей.)
Воспитатель. Ребята, а в старину на Руси не было машин и самолетов! На чем же тогда передвигались люди? (Ответ детей.)
Звук колокольчика.
Воспитатель. Слышите? Что это?
Подходит к окошку, отодвигает занавески. Показ отрывка «Мчится Тройка удалая» из фильма «Морозко».
Воспитатель. Да, ребята. Раньше люди передвигались на лошадях – верхом, в повозках, на русской Тройке. Запрягали трех лошадей. Одевали им расписную дугу с колокольчиками, украшали цветными лентами, кистями. Скачет Тройка по дороге - нежный звон колокольчика далеко был слышен и радовал людей своим переливом.
Организация подвижной игры «Путешествие к бабушке на Тройке»
Звучит русская народная песня.
Воспитатель надевает цветную шаль.
Дети под музыку входят в Горницу.
Бабушка Настасья. Низкий вам поклон, гости дорогие! Проходите! Красному гостю – красное место!
Люди свойские, простые, заходите, посидите.
Как живем мы, посмотрите!
Вы пришли в избу, в самую красивую комнату – в Горницу! В Горнице принимают гостей. Что вы здесь видите? (Ответы детей.)
Бабушка Настасья. Печка занимает самое большое место в моем доме. Она самая главная! Печка не дает замерзнуть, да голодными не оставит. Печка – кормилица наша. На печке можно даже спать.
Ой, ты печка – сударушка, помоги нам, боярушка!
Ты свари, испеки, обогрей, освети!
В дом богатство принеси!
- Ребятушки, а давайте пройдем вот сюда. Посмотрите, какой богатый стол! За столом собирается вся семья. Главное место – дедушке. Называется оно – Большое место. Посмотрите какая посуда на столе: из глины – глиняная (Повтор детей, из дерева – деревянная (повтор детей). Наступит зима и чудо – мастера распишут посуду диковинными узорами и цветами! А вот и еще необходимая вещь в хозяйстве. Это чугунок. В нем готовили щи да кашу, печь горячая, огонь пышит….Как вы думаете, как поставить туда чугунок (Ответ детей.)
Бабушка Настасья. А ставили в печь горячую чугунок ухватом. Помогите мне поставить чугунок!
Бабушка Настасья. А вот и прялка моя любимая.
Золотая моя прялица! Я пряду, а нитка тянется!
Я пряду, а нитка тянется! Мне работа моя нравится!
Сверху кладется шерсть овечья. Крутится колесо и превращает шерсть в нитку. Наматывается тонкая нить на веретено. А из ниток я свяжу вам носочки да варежки для студеной зимы.
А вот рушник! Красивый, вышитый узорами. Сама вышивала на радость вам!
А я знаю одну игру про старинные слова. Поиграем (Ответ детей.)
Словесная игра «Старинное словечко» (Словарь: изба – дом, горница – комната, чугунок – кастрюля, рушник – полотенце, очи – глаза)
Бабушка Настасья. А вот и сундук. Еще моя пра – пра – бабушка хранила там свое добро. Только сундук не простой, а сказочный. Откроется он только тогда, когда мы произнесем пословицы!
Словесная игра «Доскажи пословицу»
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Кто живет трудом, то в почете большом!
Делу время – потехе – час!
Звучит сказочная музыка….
Бабушка Настасья.
Открываю сундук. Ах! А здесь: и сарафан красный, и кокошник прекрасный и лапти новые! Лыковые! Показ. А вот и моя корзиночка, где сказки живут! Устраивайтесь поудобнее… Сказка начинается!
Берет корзинку с атрибутами. Рассказывает сказку «Гуси – лебеди»
Бабушка Настасья.
Жили - были мужик да баба. И были у них дочка Аленушка и братец Иванушка. Вот поехали батюшка с матушкой в город и приказывают Машеньке – со двора не уходи, не бросай братца. А мы вам с ярмарки гостинцев привезем. Вот уехали отец с матерью, Машенька посадила братца на травку под окном и побежала к подружкам на улицу! Вдруг откуда ни возьмись налетели гуси – лебеди, подхватили Иванушку, посадили на крылья и унесли в дремучий лес, за темные леса, за высокие горы…. Вернулась Машенька…глядь…нет братца…кликала, кликала, никто не отозвался!
Знаете такую сказку, дети? (Ответ детей.)
Бабушка Настасья. Куда же понесли гуси – лебеди Иванушку?
Дети. К Бабе Яге!
Бабушка Настасья. А кто помог Машеньке найти братца?
Предполагаемый ответ детей. Яблонька, печка, речка. (Показ предметов – заменителей и сопровождение репликами Машеньки «Яблонька, яблонька, куда гуси – лебеди Иванушку понесли? И т. д.)
Бабушка Настасья (берет корзинку, скидывает платок на плечи, ставит корзинку в сторону. И подводит детей (тихо, на носочках) к избушке на курьих ножках. Отодвигает еловые ветви….)
Так вот кто украл братца Иванушку! Баба Яга! Давайте, детки поиграем с Бабой Ягой и развеселим ее!
Музыкальная подвижная игра «Бабка Ежка, выгляни в окошко!»
Бабушка Настасья. Пока мы с вами играли с Бабой Ягой, Машенька спасла своего братика Иванушку и они побежали домой.
3 часть. Продуктивная деятельность.
Бабушка Настасья.
Скоро сказка сказывается – да нескоро дело делается….
Вот уж и тесто подошло, прянички медовые для угощенья печь надо. Хотите, я вас научу пряники печь? (Дети садятся за столы.)
Бабушка Настасья
Замесила бабушка ни булку, ни оладушки.
Доставала из печи свеженькие прянички!
Птичке невеличке, зайчику, лисичке,
Кошке и матрешке! Всем дала понемножку!
Давайте тесто пальчиками разомнем, ладошками побьем, вот и готово тесто – мягкое, воздушное, живое! А теперь и пряники лепить начнем. Скатаем шарики и ладошкой прижмем. Пряники печатные – для этого у меня для каждого из вас приготовлены печатки резные. Вот какие пряники получились!
Воспитатель приговаривает во время работы детей.
Бабушка Настасья
Ой, пряники медовые, мягкие, фунтовые. Не жуй, не глотай – только брови поднимай. Да для малых рябятишек, для девчонок и мальчишек, шалунам, озорникам и беззубым старикам! Сами печем, отдаем нипочем, с пылу, с жару – алтын за пару!
Готовые работы выкладываются на поднос.
Бабушка Настасья
Готовые пряники выкладывайте на противень и в печку! В нем солнышко, да водичка, да медок, да ржаная мучичка. Да любви частичка, да доброе пожелание-слово – вот и готово! (ставит на печку)
А теперь мы предлагаем наши гостям вкусные пряники! Угощайтесь люди добрые! И мы чайку попьем!