Конспект НОД в средней группе «В гостях у бабушки Настасьи»

Елена Федоринова
Конспект НОД в средней группе «В гостях у бабушки Настасьи»

Ознакомление детей с бытом и традициями русского народа, с элементами театральной деятельности.

Конспект НОД в средней группе «В гостях у бабушки Настасьи»

нтегрированные образовательные области:

o «художественно – эстетическое развитие»;

o «познавательное развитие»;

o «речевое развитие»;

o «физическое развитие»;

o «социально – коммуникативное развитие»

Виды деятельности:

o Игровая;

o Коммуникативная;

o Познавательная;

o Продуктивная;

o Двигательная

Цель: Формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа.

задачи :

o Активизировать познавательную деятельность; Расширять творческое воображение и творческое мышление;

o Расширять представления детей о быте русского народа в старину, вызвать интерес к старинной русской традиции – встречать гостей с угощением;

o Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, сказкам. Привлечь внимание к живому русскому слову, обогащать словарь новыми словами;

o Вовлекать детей в инсценировку сказки, прибауток;

o Формировать умение устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе образовательной деятельности;

o Создать веселое настроение с помощью игры «Путешествие на Тройке к бабушке», словесной игры «Колечко», музыкальной игры «Бабка Ежка»;

o Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;

o Формировать эмоционально-образное восприятие сказки;

o Расширять опыт слушания за счет сказки, разных жанров фольклора;

o Поддерживать творческое начало в собственной продуктивной деятельности;

o Обогатить творческий опыт ребенка техникой тестопластики;

o Способствовать освоению ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в игре;

o Использование интеллектуальной технологии РТВ (развитие творческого воображения);

Ожидаемые результаты:

o Дети проявляют интерес к быту русского народа, ценностям русских традиций;

o Дети понимают нравственную ценность пословиц, поговорок и русских народных сказок;

o Умеют понимать себя и других, входят в мир человеческих отношений;

o Дети умеют выражать свое отношение к ситуации с помощью мимики и жестов;

Словарная работа:

Обогащать и активизировать словарь детей словами. : горница, изба,

прялка, рушник, чугунок, ухват, сундук, очи, сарафан, кокошник.

Оборудование:

o Предметы русского быта для оформления «Русской горницы» (прялка, печь, чугунок, сундук, самовар, рушник, ухват, старинная посуда);

o Куклы ручной работы в русских национальных костюмах;

o Содержимое сундука: сарафан, кокошник, рубаха, корзинка;

o Корзинка с предметами–заместителями (голубая лента, желтый клубок, игрушка «гуси – лебеди», платочные куклы);

o Избушка на курьих ножках с театральной куклой Бабой Ягой;

o Материалы для работы с соленым тестом;

o Музыкальный ряд: русские народные песни, запись перезвона колокольчиков, аудио запись к игре «Бабка Ежка»;

o Атрибуты к играм «Путешествие на Тройке к бабушке», «Колечко»;

o Видео ряд: отрывок «Мчится Тройка расписная» из русской народной сказки «Морозко»;

Предварительная работа:

o Словесная дидактическая игра «Назови свое имя ласково», «Какой? Какая? Какое?», «Закончи пословицу»;

o Знакомство с предметами декоративно – прикладного искусства, с предметами народного быта, народной игрушкой, с традициями и обычаями русского народа;

o Беседа о старинных способах передвижения;

o Слушание русской народной музыки;

o Экскурсия в «Русскую избу» детского сада;

o Чтение сказки «Гуси – лебеди» с последующей беседой о прочитанном;

o Рассматривание альбома «Русская изба»;

o Словесная игра «Колечко»;

o Заучивание пословиц, поговорок;

Используемые методы, приемы и технологии

o Интерактивная игра;

o Словесный;

o Наглядный;

o Обсуждение;

o Использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности;

o Компьютерные технологии (ИКТ);

o Инновационная технология Развитие творческого мышления (РТМ) и Развитие творческого воображения (РТВ);

o Игровые технологии

o Здоровьесберегающие технологии

Ход образовательной деятельности:

Групповая комната оформлена старинными предметами быта в стиле «Русская горница».

Дети свободно играют. Звучит русская народная музыка.

1 часть. Мотивационная (вводная).

Воспитатель. (Вносит кукол, мальчика и девочку, в русских костюмах, говорит от их имени)

Куклы. Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон! (Дети приветствуют гостей.)

Воспитатель. Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты странно, и здороваются по – особенному. Как вы думаете, почему они так одеты? (Ответы детей.)

Ребята, гости наши одеты в старинные русские костюмы. Вам они нравятся?

Когда – то страна наша называлась Русь. И одевались на Руси как наши гости в красное. Красное – значит красивое! И говорили не «Здравствуйте», а «Низкий Вам поклон». Потому что приветствовали друг друга с поклоном, низко кланяясь в пояс.

Воспитатель. Дети, давайте и мы поздороваемся с гостями так, как здоровались на Руси.

Приветствие гостей.

Воспитатель. А теперь познакомимся с нашими гостями и обратимся к ним так, как раньше обращались на Руси: Как вас звать, красная девица (добрый молодец?

Обращение детей.

Куклы. Меня зовут Аленушка, а моего братца - Иванушка.

Воспитатель. Аленушка…Иванушка….Что можно сказать про имена наших гостей? Какие они? (Ответ детей.)

Воспитатель. Имена ласковые, чисто русские. Давайте и мы им представимся. Поиграем в игру. Кому колечко упадет – тот свое имя назовет ласково;

Словесная игра «Колечко»

Воспитатель. А меня моя бабушка называет Настенька. Живет она, как наши гости, в старинной русской деревне. Гостей встречает с угощеньем - пряниками печатными да чаем душистым. А начнет сказки сказывать – заслушаешься! Только заскучала моя любимая бабушка. Не с кем ей чай из самовара попить, да некому передать свое искусство пряники печатные готовить. Что же делать, дети? Чем помочь бабушке (Ответы детей.)

Да, ребята, давайте поедем в гости к бабушке – научимся пряники готовить, посмотрим как она живет, да сказочку послушаем.

2 часть. Основная.

Воспитатель. На чем же нам отправиться в старинную русскую деревню (Ответ детей.)

Воспитатель. Ребята, а в старину на Руси не было машин и самолетов! На чем же тогда передвигались люди? (Ответ детей.)

Звук колокольчика.

Воспитатель. Слышите? Что это?

Подходит к окошку, отодвигает занавески. Показ отрывка «Мчится Тройка удалая» из фильма «Морозко».

Воспитатель. Да, ребята. Раньше люди передвигались на лошадях – верхом, в повозках, на русской Тройке. Запрягали трех лошадей. Одевали им расписную дугу с колокольчиками, украшали цветными лентами, кистями. Скачет Тройка по дороге - нежный звон колокольчика далеко был слышен и радовал людей своим переливом.

Организация подвижной игры «Путешествие к бабушке на Тройке»

Звучит русская народная песня.

Воспитатель надевает цветную шаль.

Дети под музыку входят в Горницу.

Бабушка Настасья. Низкий вам поклон, гости дорогие! Проходите! Красному гостю – красное место!

Люди свойские, простые, заходите, посидите.

Как живем мы, посмотрите!

Вы пришли в избу, в самую красивую комнату – в Горницу! В Горнице принимают гостей. Что вы здесь видите? (Ответы детей.)

Бабушка Настасья. Печка занимает самое большое место в моем доме. Она самая главная! Печка не дает замерзнуть, да голодными не оставит. Печка – кормилица наша. На печке можно даже спать.

Ой, ты печка – сударушка, помоги нам, боярушка!

Ты свари, испеки, обогрей, освети!

В дом богатство принеси!

- Ребятушки, а давайте пройдем вот сюда. Посмотрите, какой богатый стол! За столом собирается вся семья. Главное место – дедушке. Называется оно – Большое место. Посмотрите какая посуда на столе: из глины – глиняная (Повтор детей, из дерева – деревянная (повтор детей). Наступит зима и чудо – мастера распишут посуду диковинными узорами и цветами! А вот и еще необходимая вещь в хозяйстве. Это чугунок. В нем готовили щи да кашу, печь горячая, огонь пышит….Как вы думаете, как поставить туда чугунок (Ответ детей.)

Бабушка Настасья. А ставили в печь горячую чугунок ухватом. Помогите мне поставить чугунок!

Бабушка Настасья. А вот и прялка моя любимая.

Золотая моя прялица! Я пряду, а нитка тянется!

Я пряду, а нитка тянется! Мне работа моя нравится!

Сверху кладется шерсть овечья. Крутится колесо и превращает шерсть в нитку. Наматывается тонкая нить на веретено. А из ниток я свяжу вам носочки да варежки для студеной зимы.

А вот рушник! Красивый, вышитый узорами. Сама вышивала на радость вам!

А я знаю одну игру про старинные слова. Поиграем (Ответ детей.)

Словесная игра «Старинное словечко» (Словарь: изба – дом, горница – комната, чугунок – кастрюля, рушник – полотенце, очи – глаза)

Бабушка Настасья. А вот и сундук. Еще моя пра – пра – бабушка хранила там свое добро. Только сундук не простой, а сказочный. Откроется он только тогда, когда мы произнесем пословицы!

Словесная игра «Доскажи пословицу»

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Кто живет трудом, то в почете большом!

Делу время – потехе – час!

Звучит сказочная музыка….

Бабушка Настасья.

Открываю сундук. Ах! А здесь: и сарафан красный, и кокошник прекрасный и лапти новые! Лыковые! Показ. А вот и моя корзиночка, где сказки живут! Устраивайтесь поудобнее… Сказка начинается!

Берет корзинку с атрибутами. Рассказывает сказку «Гуси – лебеди»

Бабушка Настасья.

Жили - были мужик да баба. И были у них дочка Аленушка и братец Иванушка. Вот поехали батюшка с матушкой в город и приказывают Машеньке – со двора не уходи, не бросай братца. А мы вам с ярмарки гостинцев привезем. Вот уехали отец с матерью, Машенька посадила братца на травку под окном и побежала к подружкам на улицу! Вдруг откуда ни возьмись налетели гуси – лебеди, подхватили Иванушку, посадили на крылья и унесли в дремучий лес, за темные леса, за высокие горы…. Вернулась Машенька…глядь…нет братца…кликала, кликала, никто не отозвался!

Знаете такую сказку, дети? (Ответ детей.)

Бабушка Настасья. Куда же понесли гуси – лебеди Иванушку?

Дети. К Бабе Яге!

Бабушка Настасья. А кто помог Машеньке найти братца?

Предполагаемый ответ детей. Яблонька, печка, речка. (Показ предметов – заменителей и сопровождение репликами Машеньки «Яблонька, яблонька, куда гуси – лебеди Иванушку понесли? И т. д.)

Бабушка Настасья (берет корзинку, скидывает платок на плечи, ставит корзинку в сторону. И подводит детей (тихо, на носочках) к избушке на курьих ножках. Отодвигает еловые ветви….)

Так вот кто украл братца Иванушку! Баба Яга! Давайте, детки поиграем с Бабой Ягой и развеселим ее!

Музыкальная подвижная игра «Бабка Ежка, выгляни в окошко!»

Бабушка Настасья. Пока мы с вами играли с Бабой Ягой, Машенька спасла своего братика Иванушку и они побежали домой.

3 часть. Продуктивная деятельность.

Бабушка Настасья.

Скоро сказка сказывается – да нескоро дело делается….

Вот уж и тесто подошло, прянички медовые для угощенья печь надо. Хотите, я вас научу пряники печь? (Дети садятся за столы.)

Бабушка Настасья

Замесила бабушка ни булку, ни оладушки.

Доставала из печи свеженькие прянички!

Птичке невеличке, зайчику, лисичке,

Кошке и матрешке! Всем дала понемножку!

Давайте тесто пальчиками разомнем, ладошками побьем, вот и готово тесто – мягкое, воздушное, живое! А теперь и пряники лепить начнем. Скатаем шарики и ладошкой прижмем. Пряники печатные – для этого у меня для каждого из вас приготовлены печатки резные. Вот какие пряники получились!

Воспитатель приговаривает во время работы детей.

Бабушка Настасья

Ой, пряники медовые, мягкие, фунтовые. Не жуй, не глотай – только брови поднимай. Да для малых рябятишек, для девчонок и мальчишек, шалунам, озорникам и беззубым старикам! Сами печем, отдаем нипочем, с пылу, с жару – алтын за пару!

Готовые работы выкладываются на поднос.

Бабушка Настасья

Готовые пряники выкладывайте на противень и в печку! В нем солнышко, да водичка, да медок, да ржаная мучичка. Да любви частичка, да доброе пожелание-слово – вот и готово! (ставит на печку)

А теперь мы предлагаем наши гостям вкусные пряники! Угощайтесь люди добрые! И мы чайку попьем!

Публикации по теме:

Конспект НОД «Петрушка в гостях у бабушки» Номинация: образовательная ситуация с дошкольниками Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: Средний дошкольный.

Конспект НОД по формированию математических представлений в младшей группе «В гостях у бабушки» Образовательная область: «Познавательное развитие» НОД: формирование элементарных математических представлений Тема: «В гостях у бабушки».

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «В гостях у бабушки» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «В гостях у бабушки Анастасии». Домашние животные Цель: Закреплять знания детей о домашних животных, вызвать интерес и любовь к животным, закрепление названий детенышей домашних животных.

Конспект НОД по развитию речи «В гостях у бабушки Матрёны» во второй группе раннего возраста Цель: развитие активной речи детей. Задачи: Образовательные: Совершенствовать культуру речи детей, продолжать учить пользоваться речью,.

Конспект НОД «В гостях у бабушки» по развитию речи в первой младшей группе Тема: «В гостях у бабушки» Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Задачи: развивать речь,.

Конспект НОД «В гостях у бабушки в деревне» Ход НОД: I. Вводная часть. Дети играют, вдруг раздается стук в дверь. Воспитатель обращает внимание детей на то, что к ним кто- то пришел,.

Конспект НОД по формированию представлений об истории и культуре мордвы «В гостях у бабушки Алдуни» во второй младшей группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 72 комбинированного вида» Конспект НОД ОО «Познавательное развитие».

Конспект НОД по лепке в средней группе «Посуда для бабушки Василисы и её внучки Катюши» Программные задачи:познакомить ребят с предметами кухонной утвари, названия посуды. Учить лепить чайную посуду пластическим способом, путём.

НОД в младшей группе «В гостях у бабушки Даши» Цель: Активизация словаря у детей дошкольного возраста. Умение вступать в диалог с воспитателем. Задачи: Образовательные. Закреплять представления.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Конспект НОД в средней группе «В гостях у бабушки Настасьи»
Опубликовано: 27 февраля 2018 в 13:34
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
26 января День рождения первой карты России

496 лет назад, 26 января 1525 года, была напечатана первая в истории карта нашей страны – «карта Московских земель». Делали её по «Писцовой карте Руси», составленной, по итогам многих разъездов,...

26 января. День Австралии

Самому маленькому континенту на нашей планете посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про Австралию и познакомить со...

Детский мастер-класс «Подарок маме Татьяне в день ангела» с использованием...
Татьянин день - день ангела всех женщин и девочек с именем Татьяна. В нашей группе тоже есть мамы с этим именем. Детям очень хотелось поздравить своих...
Фотоотчет НОД по лепке в младшей группе «Куколка»
Уважаемые коллеги! Лепка для малышей - очень увлекательное занятие. Сначала дети немного не верят в свои силы, сомневаются, что у них что - то получится....
Открытое тематическое занятие «Рождество Христово»
Цель: Познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовом. Познакомить детей с народными традициями подготовки к празднику: украшать ёлочку на...