Надежда Паршакова
Конспект НОД в средней группе «В мастерской Тюменского ковра»
▼ Скачать + Заказать документы
«В мастерской»
Подготовила воспитатель первой квалификационной
категории СП ДО Переваловской СОШ
Тюменская область, Тюменский район:
Паршакова Надежда Геннадьевна
Цель:
Приобщение детей к народному промыслу ковроткачество через совместное изготовление ковров разными нетрадиционными способами, доступными детям.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД в средней группе „В мастерской Тюменского ковра“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Тюменская область, Тюмень
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
1. Формировать представление о тюменском промысле - ковроткачестве, историей возникновения ковров в Тюмени, его особенностями, узорами и разнообразием техник выполнения, воспитывать интерес и гордость к изделиям мастериц родного края.
2. Совершенствовать техники пластилинографии. Развивать творческие способности детей, мелкую моторику рук, художественно-эстетический вкус.
Оборудование и материалы:
Комната мастерицы оформленная под русскую горницу, фотографии по теме ковроткачества, картон чёрного цвета, пластилин, стеки.
Ход работы:
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, с какими промыслами нашего края мы с вами познакомились.
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, а сегодня я предлагаю, вам, познакомиться ещё с одним, очень интересным промыслом нашего края ковроткачеством. Хотите? (ответы детей) тогда, мы с вами, отправляемся в гости к мастерице.
Дети перемещаются в оформленную горницу, в которой их встречает мастерица.
Мастерица: Здравствуйте, гости дорогие! Что вас привело ко мне?
Воспитатель: Мы, с ребятами узнали, что есть в нашем крае мастерицы, которые ткут ковры небывалой красоты. Нам очень захотелось познакомиться с вашим промыслом.
Мастерица: С удовольствием расскажу, вам, о промысле ковроткачества. В давние времена, когда девушки только обучались этому мастерству, ковер ткали в ручную, на специальном станке, а человек, который работал на этом станке, назывался ткачом. (Рассматривание фотографий ткацких станков)
Воспитатель: Давайте рассмотрим ковры и что на них изображено
(рассматривание фотографий ковров, ответы детей)
Мастерица: Ребята, посмотрите, здесь у меня, Тюменский традиционный махровый ковер – один из самых ярких и самобытных промыслов Сибири с богатой историей. Крупнейшим центром ковроткачества считался Тюменский уезд и поэтому ковровый промысел получил название «Тюменский».
Ковры использовали для украшения стен, покрытия сундуков и лавок, а также для саней, и в качестве одеяла для путешествий на лошадях в зимнее время. Ямщики в дальних поездках коврами покрывали самих лошадей.
Сибирские ковры отличались повышенной декоративностью за счет использования черного фона и живописных цветов на нем (обращает внимание детей на расцветку ковра). Черный фон ковра символизирует плодородную землю и то изобилие, которое она дарит людям. Яркие букеты напоминают о красках благодатного лета. Также сочетание черного и красного цветов на ковре символизировало могущество и богатство.
Считалось, что такие ковры в доме служили талисманами на удачу и процветание.
Воспитатель: Ребята, а вам хотелось бы иметь такой талисман у себя дома?
Как вы думаете, с помощью чего, мы, можем изготовить такой ковёр? (ответы детей: нарисовать, выполнить аппликацию, использовать пластилин)
Мастерица: В моей мастерской,вы можете украсить ковёр с помощью пластилина.
Воспитатель: Прежде, чем мы приступим к работе, предлагаю поиграть, потому что мастерицы всегда садились за работу в хорошем настроении.
Физминутка
Очень дружно мы живем помогать друзьям идем (идут по кругу за воспитателем)
Мы сейчас пойдем направо (идут по кругу направо)
А потом пойдем налево (движение налево)
В центре круга соберемся (сходятся к центру круга)
И на место все вернемся.
Поворот вокруг себя
Пусть попляшут наши ножки (выставляют ноги вперед на пятку)
И похлопают ладошки (хлопки)
Улыбнемся, подмигнем
В мастерскую все придем!
Работа за столами:
Воспитатель: Ребята, что вы видите на столах? Почему картон и пластилин именно этого цвета? Как вы думаете? (ответы детей)
Осуществить всю работу по лепке розы из пластилина мы будем, использовать лишь два правильных оттенка – красный и зеленый.
Для лепки лепестков бутона нужно сделать много маленьких шариков красного цвета.
Пальцами придавливая шарики к твердой поверхности, вытягивая их в разные стороны, сделайте тонкие лепешки.
Из получившихся лепёшечек формируем цветы в центре и в углах листа картона.
Вокруг роз прикрепите зеленые листики. Чтобы их сделать, раскатайте тонкие колбаски и придавливая сформируйте каплеобразные детали.
Воспитатель: Ребята, какие замечательные ковры у вас получились!
Вам понравилось сегодня в мастерской? Давайте вспомним, какие цвета использовались в традиционном тюменском ковре? Как называли людей которые изготавливали ковры? Как называется такой промысел? (ответы детей) Вы большие молодцы!
Ну вот и пришла пора нам возвращаться в свою группу!
Оформление выставки работ в группе.