Лариса Галачиева
Конспект НОД по валеологии в старшей группе «Кто главней?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по валеологии в старшей группе «Ивушка»
Тема: «Кто главней»
Цели:
Продолжать знакомить детей с основными органами человеческого организма (мозг, сердце, легкие, печень, желудок, их названием, расположением и функциями; закрепить знания об органах чувств. Учить детей опытным путем подтверждать полученные знания (в ходе простых экспериментов).
Вызвать у детей желание больше узнать о своем организме. Развивать мышление, мелкую и общую моторику.
Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.
Публикация «Конспект НОД по валеологии в старшей группе „Кто главней?“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осанка. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
Оборудование: плакат с изображением тела человека и внутренних органов; надутые ранее и сдутые воздушные шары, разрезные картинки для игры, круги белого и черного цвета на каждого ребенка, карточки с изображением органов чувств.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычное занятие. А о чем мы будем говорить вы догадаетесь сами, если внимательно послушаете легенду.
«Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым, третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если все это будет у человека он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать и решили они его спрятать в самого человека. Так и живет с давних времен человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!
Воспитатель: Где же прячется здоровье? (В нас самих)
Оказывается, здоровье-то спрятано и во мне и в тебе, в каждом из нас.
Воспитатель: Что значит, быть здоровым? (Не болеть, быть крепкими, сильными, закаленными, активными)
Воспитатель: Ребята, а вы чувствуете себя здоровыми? (Да)
Воспитатель: Давайте вспомним поговорку о здоровье:
Дети: Я здоровье берегу, сам себе я помогу.
Воспитатель: А как человек может себе помочь сберечь здоровье?
Дети: Вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, правильно питаться, не сердиться, быть добрым…
Воспитатель: Для того, чтобы быть здоровым необходимо знать и любить свое тело, потому что никто не позаботиться о вас лучше, чем вы сами. Ребята, давайте вспомним, из каких частей состоит тело человека?
1. Быть у каждого должна
Очень умной…голова.
2. Я верчу ей как умею,
Голова сидит на…шее.
3. Животик, спинка, грудь,
Всех вместе их зовут…туловище.
4. Съел еду я всю, и вот
Мой наполнился…живот.
5. На прогулке не забудь
Закрывать от ветра…грудь.
6. Рисовать чтоб и трудиться
Одеваться, обниматься,
Нам никак нельзя без…рук.
7. Бегут по дорожке
Резвые…ножки.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо знаете строение тела человека.
Воспитатель: Подумайте, как человек общается с окружающей средой? С помощью чего? (С помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания).
Воспитатель: Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир? (Глаза, нос, уши, язык, руки – 5 органов чувств)
Ребенок читает стихотворение «Пять помощников»
Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик – запах различать,
А руки, чтобы ощущать.
Воспитатель: Части тела мы с вами вспомнили. Как вы думаете, что находится внутри тела человека? (внутренние органы)
Орган – это часть организма, имеющая определенное строение и специальное назначение. Внутри нашего тела много разных органов. Какие органы вы знаете? (Ответы детей)
Физкультминутка
Живут мальчики – веселые пальчики.
Озорные ножки ходят по дорожке.
Шея крутит головою,
Повторяйте все за мною:
Вправо, влево оборотик,
Покажите мне животик.
Наше тело подтянулось,
И вперед слегка нагнулось.
Как березонька стройна
Стала ровною спина.
А теперь все потянулись,
И друг другу улыбнулись.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Разрезные картинки». Давайте пройдем к столам. (Дети собирают изображение органа из частей и называют его).
(Раздается стук в дверь. Входят дети-органы. Ведут спор.)
Мозг: Главней меня вам не найти,
Заставлю я сидеть, идти.
Решить задачку, стих запомнить.
И шуткой новой рассмешить.
Я – самый главный!
Сердце: Я моторчик не простой,
Не железный, а живой.
Я умею тосковать,
И любить и обожать.
Поэтому, я – самый главный!
Легкие: Мы легкие послушно
Вдох делаем за вдохом.
Вы ходите, играете, и пишите,
И все время дышите,
Вам без нас пришлось бы худо.
Мы самые главные!
Воспитатель: А, вот вы о чем спорите! В нашей группе все дети дружные. Все вместе мы разрешим ваш спор, правда ребята?
Дети: Да.
Воспитатель: Проходите, присаживайтесь с нашими ребятами. Посмотрим, как толковый словарь нам разъяснит. Мозг – центральный отдел нервной системы человека и животных, нервная ткань, заполняющая череп и канал позвоночника, орган высшей нервной деятельности.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, за какую работу отвечает мозг?
(Движение, речь, память).
Воспитатель: Кто может нам рассказать о мозге?
Ребенок: мозг - один из самых главных, сложных органов человека. Он начальник над всеми органами, все знает и за все отвечает. В мозг, как по проводам, приходят сигналы из внешнего мира, он отдает приказы всему организму, как реагировать на эти сигналы. Мозг помогает человеку быть человеком. Думать. Ходить. Делать разную работу.
Дидактическое упражнение «Выполни приказ».
(Дети выполняют действия по команде «Мозга»)
Воспитатель: Наш мозг отдыхает ночью, когда темно и мы спим. Но отдыхает не весь мозг, есть у него дежурные клеточки, которые работают даже ночью. Ведь ночью мы видим сны. Мозг очень хрупкий. Хорошо, что твердый череп надежно защищает мозг от повреждений.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод? (Мозг важный и нужный орган)
Воспитатель: Ребята, а от чего мы должны оберегать наш мозг?
Дети: От ударов. От сильного удара бывает сотрясение мозга.
Воспитатель: Разрешать спор наших гостей мы продолжим чуть позже. А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Польза-вред». (Раздаю детям круги белого и черного цвета; объясняю правила игры).
Воспитатель: Ну что же, продолжим. Сердце – центральный орган кровеносной системы в виде мышечного мешка (у человека в левой стороне грудной полости).
-Какую работу выполняет сердце?
Воспитатель: А кто нам расскажет о сердце
Ребенок: Сердце похоже на большой насос, который качает кровь. По всему телу «бегает» кровь по разным сосудам. Главная задача крови – накормить все тело. А качает кровь, помогает ей двигаться очень важный орган – сердце. Сердце работает постоянно, даже когда человек спит.
Воспитатель: Давайте подберем слова, которые говорят о том, какое бывает сердце.
Дети: доброе, золотое, каменное, черствое
Дети читают стихи о сердце:
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
Тук, тук, тук
Стучит сердечко,
Точно также,
Как мотор.
Если так стучит сердечко,
Значит, человек здоров.
Релаксация (музыка)
Воспитатель: Я предлагаю вам сесть на коврик, положите правую руку на левую сторону груди, закройте глаза, расслабьтесь, расслабьте все тело (стук сердца, прислушайтесь к себе.
-Что вы услышали?
-Как стучит ваше сердце? (ритмично)
Воспитатель: Находится сердце в центре груди, почти посередине, а размером с кулак. Сложите руку в кулак и приложите к центру груди, чуть левее. Вот примерно такого размера ваше сердце. А теперь сжимайте и слегка разжимайте кулак – так работает сердце: когда оно сжимается, то толкает кровь. А вы слышите стук сердца. Какого цвета наша кровь? Как вы узнали об этом? Когда у вас из ранки течет кровь, то взрослые спешат обработать ранку и остановить кровь. Это очень важно, так как терять кровь очень опасно. Сердце нужно беречь. Но если человек решит все время лежать и ничего не делать, чтобы поберечь сердце, то очень сильно ошибется и только навредит своему сердцу. Сердце нужно тренировать, заниматься физкультурой. Когда бегаешь, сердце быстрее работает. Стучит и качает кровь.
Эксперимент
Сейчас мы это докажем. Приложите ладонь к сердцу и прислушайтесь. А теперь попрыгайте, побегайте на месте, наклонитесь вперед, назад. Теперь снова приложите руку к сердцу. Что изменилось? (Сердце забилось сильнее)
Воспитатель: Какой сделаем вывод?
Дети: Сердце важный и нужный орган человека.
Легкие
А теперь замрем и прислушаемся к своему организму. Что вы чувствуете и слышите? (Мы слышим свое дыхание). У человека есть еще один важный орган, который как и сердце работает без перерыва. Что это за орган? (Легкие, у человека их два) Показ. Выходят дети-легкие.
Ребята, может ли человек прожить без дыхания? (нет)
-Давайте попробуем на некоторое время задержать дыхание. Не получается. Значит, если человек не может жить без дыхания, легкие тоже важный орган. Легкие – парные органы дыхания, осуществляющие газообмен между внешней средой и кровью организма, расположенные в правой и левой половинах грудной полости. Они нужны человеку, чтобы дышать и питать кровь нужным воздухом. Воздух не виден, но жить без него нельзя.
Эксперимент
Ваши легкие расширяются, как этот шарик, когда вы вдыхаете и сужаются, когда вы выдыхаете воздух.
Положите руки на грудь и сделайте глубокий вдох. Вы почувствовали, как руки приподнялись вместе с наполнившимися воздухом легкими. Теперь выдохните.
Воспитатель: Ну что же, ребята мы разрешили спор наших гостей. Какой сделаем вывод?
Дети: Все органы нужны, все органы важны.
(Раздается стук в дверь. В гости к детям приходит Доктор Айболит).
Доктор Айболит: Здравствуйте, ребята. Вы такие молодцы. Вы так много знаете о строении тела человека, знаете о внутренних органах. Понимаете, что вредно, а что полезно для здоровья человека. Это очень хорошо. Вам я дам один совет: по утрам и вечерам зарядкой заниматься, закаляться, правильно питаться. Я принес вам витамины. Примите их после того, как вымоете руки. (Дети благодарят Доктора Айболита, прощаются с ним).
Подведение итога занятия.