Конспект НОД в старшей группе «Волшебница вода» с использованием элементов ТРИЗ

светлана петрова
Конспект НОД в старшей группе «Волшебница вода» с использованием элементов ТРИЗ

Цель занятия: Создать комплекс условий, способствующих развитию интеллектуальных способностей и творчества дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить со свойствами воды и связанными с ней природными явлениями.

2. Обобщить и дополнить знания детей о разных агрегатных состояниях воды в природе.

3. Формировать умение разрешать противоречия.

4. Применять «моделирование маленькими человечками» при решении задач.

Воспитательные:

1. Прививать вкус к творческой работе.

2. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающие:

1. Развивать интерес к занятиям, через моделирование и экспериментирование.

2. Развивать психические процессы – память, мышление, внимание, воображение.

Предварительная работа: Опыты с водой, «моделирование маленькими человечками», загадывание загадок, чтение художественной литературы, игры «Хорошо - плохо».

Развивающая среда: коробка, модели «Метода маленьких человечков» (ТРИЗ, посуда- стакан, тарелка, дуршлаг; лед, стаканчики с водой по количеству детей, вещества для растворения (соль, сахар, масло, песок, ложки, салфетки; компьютер, проектор, картины с изображениями воды в 3 состояниях.

Ход занятия:

Организационный момент, объявление темы.

- Начнем этот день с формулы любви. Встанем в «круг радости», улыбнемся друг другу. Повторяйте за мной следующие слова и движения:

Я так люблю себя (руку на сердце,

Что я могу любить тебя (руку на плечо соседа).

И ты начнешь любить себя (руку на плечо соседа).

И сможешь полюбить меня (руку на сердце).

Давайте дети поздороваемся с нашими гостями. (Дети здороваются). А теперь на чувашском языке.

-Ребята, почему мы с вами так одеты? Что мы сейчас будем делать?

- Да, я приглашаю вас в лабораторию. А кем мы сегодня с вами будем? Да, правильно, мы будем сегодня с вами ученые-исследователи.

- А какими качествами должен обладать ученый и его ученики?

- Надо быть любопытным, интересующимся, наблюдательным, смекалистым, находчивым. Надо уметь рассуждать, объяснять, доказывать, фантазировать, экспериментировать, создавать новое.

- А какой девиз помогает вам стремиться к знаниям?

(произносят девиз):

- Мы – пытливые умы, мы с вопросами на «ты».

«Почему?» - вопрос любимый, помогает нам расти!

А что мы будем с вами исследовать? Для этого вы должны отгадать слово, которое здесь зашифровано (на доске выставлены 4 предметные картинки – варежка, обруч, дом, арбуз).

Составьте слово по первым звукам названий этих объектов по порядку.

-Какое слово у нас получилось? правильно «вода»!

Включается видеоролик с журчащей водой (водопад, море).

-Дети, что можно сказать о воде, которую мы сейчас увидели? Что она делает?

-Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.

Я предлагаю, вам пройти в нашу лабораторию.

Игра «Что общего?»

(На столе разложены иллюстрации с изображением: кувшина с водой, морозных узоров на окне, стакана со льдом, облака, росы на ветке).

Вопросы к детям:

- Ребята, подойдите к столу, скажите, что изображено на картинках?

(На картинках изображены – иней, вода, морозные узоры, лед, облака, роса)

- Почему, эти картинки, я объединила вместе? (Это все – вода.) Какие состояния воды вы видите?

- Правильно, на картинках изображены разные состояния воды - жидкое, твердое, газообразное.

Расскажите, пожалуйста, какое свойство здесь изображено. Какие «человечки» здесь живут?

- Вы правильно назвали свойства воды. Сегодня мы с вами познакомимся, еще одним свойством воды: вода может растворять некоторые вещества, и для этого я предлагаю вам провести небольшое исследование.

- Давайте посмотрим, какие вещества я приготовила и что мы должны с ними делать посмотрите на схемы – карточки.

-Что же мы должны с ними делать?

(Соль, сахар, масло растительное, песок.)

-Как вы думаете, какие из этих веществ растворяются в воде? (Предположение детей). Давайте проверим, возьмите по ложечке вещества, положите в воду и размешайте. Что наблюдаете? (Ответы детей)

-Итак, назовите, что растворилось в воде?

(Соль и сахар)

-Какие вещества не растворились в воде?

(Песок, растительное масло)

Дети делают вывод: вода- растворитель, она может растворять некоторые вещества.

-Вы уже знаете, что вода состоит из мельчайших частиц – молекул, в разном состоянии они ведут себя по – разному: могут быть жидкими, твердыми, газообразными. Это зависит от того – тепло или холодно, т. е. от температуры окружающей среды.

- Ребята, скажите, можно ли увидеть жидких, твердых, газообразных человечков? (Примеры детей)

Игра «Моделирование маленькими человечками».

- Рассмотрите схему и скажите, что же на ней изображено?

(Твердые человечки стоят внизу, а газообразные расположены вверху – что это может быть: лужа на асфальте или вода растеклась по столу).

- Что изображено на этой схеме? (Снаружи расположены твердые человечки, а внутри жидкие – это может быть: банка с водой, бассейн с водой)

- Ребята, а если мы изменим схему и добавим газообразных человечков, что мы изобразим? (^ В чайнике кипит вода, может быть это газированная вода и из нее выходят пузырьки воздуха).

Физминутка «Маленькие человечки».

- Встаньте в кружок, вы все превращаетесь в «маленьких человечков». Скажите, как ведут себя твердые человечки?

- Правильно, крепко держатся за руки, через них трудно пройти.

- Как стоят жидкие человечки? (Они стоят рядом друг с другом, слегка касаясь друг друга).

- Как ведут себя газообразные человечки? (Они неусидчивы – бегают, летают). Покажите: жидких, твердых, газообразных человечков.

- Садитесь на стульчики.

Проблемные ситуации

- Вы знаете, ребята, Незнайка был на дне рождения у Снежной Королевы. На Севере все кругом такое красивое, блестящее, сверкающее. На память о встрече Снежная Королева подарила ему чашку. Он положил ее в коробочку, чтобы не разбить и привез нам. Давайте посмотрим. (Открывается коробка, она пуста, только на дне мокрое пятно).

- Где же чашка? Куда она делась?

- Она растаяла. (Если затрудняются ответить, можно спросить из чего была чашка)

Проблемная ситуация

- Незнайка такой затейник! Он приготовил для вас хитрый вопрос. Перед вами тарелка, стакан, дуршлаг. В какой посуде можно пронести воду?

(ответы детей)

-А в дуршлаге (выслушиваем ответы детей, приходим к мнению что можно)

-А в каком виде можно пронести воду, и в каком состоянии в дуршлаге?

(Замороженную, в виде льда.)

-Давайте проверим. (используем кусочки льда)

Проблемный вопрос

- Что это? (предположения детей) На планете больше суши или воды? Представьте, что на Земле временно не осталось ни капли воды. Что будем делать, как выжить? (дети высказывают свои предположения, говорят о том, что можно собрать фрукты и овощи, можно использовать их сок)

- Давайте с вами нарисуем портрет воды. Работа по системному оператору (вода)

- Если мы рассмотрим что- то, (демонстрация картинки с изображением воды) Это что- то для чего- то, (Дети объясняют для чего нужна вода: умываться, стирать, готовить и т. д.). Это что-то из чего-то. (Дети объясняют, что вода состоит из маленьких человечков) Это что-то часть чего-то. (Дети объясняют, что вода может быть частью крана, водонапорной башни, чайника и т. д.) С этим что-то было что-то (воспитатель по энциклопедии рассказывает детям о том, как вода попадает в дома). С этим что-то будет что-то. (Вода может замерзнуть и превратится в лед) Что-то ты теперь возьми и на экране рассмотри.

Заключительная часть

- Понравилось ли вам выступать в роли исследователей?

- Что сегодня показалось самым трудным?

- С какими заданиями мы успешно справились?

- Значение воды велико. Человеку без нее не прожить. Что мы должны делать, чтобы вода всегда была в наших домах? (не тратить ее напрасно, закрывать плотнее водопроводные краны, не засорять реки и озера и т. д.)

- Ребята, вы молодцы, сегодня вам удалось показать свои знания о воде нашим гостям.

– Сегодня я хочу поблагодарить вас и наградить медалями «Юный исследователь» за то, что вы были внимательными и сообразительными, как настоящие исследователи, умеете рассказывать о свойствах воды, проводить опыты. Вы выполнили все задания. Молодцы! Спасибо!

Публикации по теме:

Фотоотчет НОД по речевому развитию в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ «Осенняя сказка»Фотоотчет НОД по речевому развитию в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ «Осенняя сказка» Цель: Совершенствование знаний детей о признаках осени. Задачи: Образовательные : Воспитание звуковой культуры речи: - Совершенствовать.

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы с использованием элементов ТРИЗ Тема: «Любопытный Слонёнок в гостях у детей». Цель: вовлечь детей в игровую деятельность. Задачи: *образовательные: - закрепить знания об.

Конспект НОД по ФЭМП с использованием элементов технологии ТРИЗ «На помощь солнышку» Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы с использованием элементов технологии.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ «Моя Родина — Мухоршибирь» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «Земляничка» п. Саган-Нур. Конспект НОД по развитию речи.

Конспект НОД «Знатоки растений» с использованием элементов ТРИЗ Цель: Формирование познавательных способностей через использование ТРИЗ – технологий. Задачи: Обучающие: Способствовать накоплению опыта.

Конспект НОД по развитию речи в группе раннего возраста с использованием элементов ТРИЗ на тему «Птицы» .

Конспект НОД в средней группе с использованием игровой технологии и элементов методики ТРИЗ «Путешествие в страну сказок» Образовательная область: познавательное развитие Интеграция образовательных областей: - познавательное развитие; - речевое развитие; -физическое.

НОД по развитию речи в подготовительной группе «В гости к сказкам» с использованием ТРИЗ элементов НОД по развитию речи в подготовительной группе «В гости к сказкам» с использованием ТРИЗ элементов. Цель: Развивать связную речь, познавательную.

Конспект НОД во второй младшей группе с использованием игровых приёмов и элементов ТРИЗ «Путешествие в страну сказок» Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя во второй младшей группе с использованием игровых приёмов и элементов.

НОД с использованием элементов ТРИЗ во второй младшей группе «В гости к солнышку» Цель: Развивать познавательный интерес к окружающему миру через игровую деятельность. Задачи: 1. Образовательные. 1.1. Познавательное развитие.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Волшебница вода» с использованием элементов ТРИЗ
Опубликовано: 24 февраля 2018 в 22:05
+96Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 февраля. День весеннего оформления интерьеров на МААМ

Весна – не просто одно из четырёх времен года. Это – новая жизнь. Это волшебная пора, когда оживает вся природа, с каждым днём всё сильнее пригревает ласковое солнце, щебечут радостно птицы на ветках, всё...

29 февраля. Праздник Бабы-Яги и Кощея Бессмертного на МААМ

Без этих отрицательных персонажей русские народные сказки не были бы...

Дидактическое пособие «Тактильно-звуковые дорожки»
Дидактическое пособие "Тактильно-звуковые дорожки" Данное дидактическое пособие предназначено, для индивидуальной работы или работы с парой детей над...
Конспект занятия по пластилинографии «Весенние цветы» в старшей группе
 Цель: Развитие творческих способностей посредством пластилинографии. Задачи: Учить детей выполнять задания самостоятельно, опираясь на...
Фотоотчет о творческих работах детей ко Дню защитника Отечества
Уважаемые коллеги и дорогие друзья, доброе время суток! Тема «Защитники Отечества» особенно актуальна в наше время. Знакомя воспитанников с историей...