светлана петрова
Конспект НОД в старшей группе «Волшебница вода» с использованием элементов ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: Создать комплекс условий, способствующих развитию интеллектуальных способностей и творчества дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить со свойствами воды и связанными с ней природными явлениями.
2. Обобщить и дополнить знания детей о разных агрегатных состояниях воды в природе.
3. Формировать умение разрешать противоречия.
4. Применять «моделирование маленькими человечками» при решении задач.
Воспитательные:
1. Прививать вкус к творческой работе.
2. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Волшебница вода“ с использованием элементов ТРИЗ» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Развивающие:
1. Развивать интерес к занятиям, через моделирование и экспериментирование.
2. Развивать психические процессы – память, мышление, внимание, воображение.
Предварительная работа: Опыты с водой, «моделирование маленькими человечками», загадывание загадок, чтение художественной литературы, игры «Хорошо - плохо».
Развивающая среда: коробка, модели «Метода маленьких человечков» (ТРИЗ, посуда- стакан, тарелка, дуршлаг; лед, стаканчики с водой по количеству детей, вещества для растворения (соль, сахар, масло, песок, ложки, салфетки; компьютер, проектор, картины с изображениями воды в 3 состояниях.
Ход занятия:
Организационный момент, объявление темы.
- Начнем этот день с формулы любви. Встанем в «круг радости», улыбнемся друг другу. Повторяйте за мной следующие слова и движения:
Я так люблю себя (руку на сердце,
Что я могу любить тебя (руку на плечо соседа).
И ты начнешь любить себя (руку на плечо соседа).
И сможешь полюбить меня (руку на сердце).
Давайте дети поздороваемся с нашими гостями. (Дети здороваются). А теперь на чувашском языке.
-Ребята, почему мы с вами так одеты? Что мы сейчас будем делать?
- Да, я приглашаю вас в лабораторию. А кем мы сегодня с вами будем? Да, правильно, мы будем сегодня с вами ученые-исследователи.
- А какими качествами должен обладать ученый и его ученики?
- Надо быть любопытным, интересующимся, наблюдательным, смекалистым, находчивым. Надо уметь рассуждать, объяснять, доказывать, фантазировать, экспериментировать, создавать новое.
- А какой девиз помогает вам стремиться к знаниям?
(произносят девиз) :
- Мы – пытливые умы, мы с вопросами на «ты».
«Почему?» - вопрос любимый, помогает нам расти!
А что мы будем с вами исследовать? Для этого вы должны отгадать слово, которое здесь зашифровано (на доске выставлены 4 предметные картинки – варежка, обруч, дом, арбуз).
Составьте слово по первым звукам названий этих объектов по порядку.
-Какое слово у нас получилось? правильно «вода»!
Включается видеоролик с журчащей водой (водопад, море).
-Дети, что можно сказать о воде, которую мы сейчас увидели? Что она делает?
-Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.
Я предлагаю, вам пройти в нашу лабораторию.
Игра «Что общего?»
( На столе разложены иллюстрации с изображением: кувшина с водой, морозных узоров на окне, стакана со льдом, облака, росы на ветке).
Вопросы к детям:
- Ребята, подойдите к столу, скажите, что изображено на картинках?
(На картинках изображены – иней, вода, морозные узоры, лед, облака, роса)
- Почему, эти картинки, я объединила вместе? (Это все – вода.) Какие состояния воды вы видите?
- Правильно, на картинках изображены разные состояния воды - жидкое, твердое, газообразное.
Расскажите, пожалуйста, какое свойство здесь изображено. Какие «человечки» здесь живут?
- Вы правильно назвали свойства воды. Сегодня мы с вами познакомимся, еще одним свойством воды: вода может растворять некоторые вещества, и для этого я предлагаю вам провести небольшое исследование.
- Давайте посмотрим, какие вещества я приготовила и что мы должны с ними делать посмотрите на схемы – карточки.
-Что же мы должны с ними делать?
(Соль, сахар, масло растительное, песок.)
-Как вы думаете, какие из этих веществ растворяются в воде? (Предположение детей). Давайте проверим, возьмите по ложечке вещества, положите в воду и размешайте. Что наблюдаете? (Ответы детей)
-Итак, назовите, что растворилось в воде?
(Соль и сахар)
-Какие вещества не растворились в воде?
(Песок, растительное масло)
Дети делают вывод: вода- растворитель, она может растворять некоторые вещества.
-Вы уже знаете, что вода состоит из мельчайших частиц – молекул, в разном состоянии они ведут себя по – разному : могут быть жидкими, твердыми, газообразными. Это зависит от того – тепло или холодно, т. е. от температуры окружающей среды.
- Ребята, скажите, можно ли увидеть жидких, твердых, газообразных человечков? (Примеры детей)
Игра «Моделирование маленькими человечками».
- Рассмотрите схему и скажите, что же на ней изображено?
(Твердые человечки стоят внизу, а газообразные расположены вверху – что это может быть: лужа на асфальте или вода растеклась по столу).
- Что изображено на этой схеме? (Снаружи расположены твердые человечки, а внутри жидкие – это может быть: банка с водой, бассейн с водой)
- Ребята, а если мы изменим схему и добавим газообразных человечков, что мы изобразим? (^ В чайнике кипит вода, может быть это газированная вода и из нее выходят пузырьки воздуха).
Физминутка «Маленькие человечки».
- Встаньте в кружок, вы все превращаетесь в «маленьких человечков». Скажите, как ведут себя твердые человечки?
- Правильно, крепко держатся за руки, через них трудно пройти.
- Как стоят жидкие человечки? (Они стоят рядом друг с другом, слегка касаясь друг друга).
- Как ведут себя газообразные человечки? (Они неусидчивы – бегают, летают). Покажите: жидких, твердых, газообразных человечков.
- Садитесь на стульчики.
Проблемные ситуации
- Вы знаете, ребята, Незнайка был на дне рождения у Снежной Королевы. На Севере все кругом такое красивое, блестящее, сверкающее. На память о встрече Снежная Королева подарила ему чашку. Он положил ее в коробочку, чтобы не разбить и привез нам. Давайте посмотрим. (Открывается коробка, она пуста, только на дне мокрое пятно).
- Где же чашка? Куда она делась?
- Она растаяла. (Если затрудняются ответить, можно спросить из чего была чашка)
Проблемная ситуация
- Незнайка такой затейник! Он приготовил для вас хитрый вопрос. Перед вами тарелка, стакан, дуршлаг. В какой посуде можно пронести воду?
(ответы детей)
-А в дуршлаге (выслушиваем ответы детей, приходим к мнению что можно)
-А в каком виде можно пронести воду, и в каком состоянии в дуршлаге?
(Замороженную, в виде льда.)
-Давайте проверим. (используем кусочки льда)
Проблемный вопрос
- Что это? (предположения детей) На планете больше суши или воды? Представьте, что на Земле временно не осталось ни капли воды. Что будем делать, как выжить? (дети высказывают свои предположения, говорят о том, что можно собрать фрукты и овощи, можно использовать их сок)
- Давайте с вами нарисуем портрет воды. Работа по системному оператору (вода)
- Если мы рассмотрим что- то, (демонстрация картинки с изображением воды) Это что- то для чего- то, (Дети объясняют для чего нужна вода : умываться, стирать, готовить и т. д.). Это что-то из чего-то. (Дети объясняют, что вода состоит из маленьких человечков) Это что-то часть чего-то. (Дети объясняют, что вода может быть частью крана, водонапорной башни, чайника и т. д.) С этим что-то было что-то (воспитатель по энциклопедии рассказывает детям о том, как вода попадает в дома). С этим что-то будет что-то. (Вода может замерзнуть и превратится в лед) Что-то ты теперь возьми и на экране рассмотри.
Заключительная часть
- Понравилось ли вам выступать в роли исследователей?
- Что сегодня показалось самым трудным?
- С какими заданиями мы успешно справились?
- Значение воды велико. Человеку без нее не прожить. Что мы должны делать, чтобы вода всегда была в наших домах? (не тратить ее напрасно, закрывать плотнее водопроводные краны, не засорять реки и озера и т. д.)
- Ребята, вы молодцы, сегодня вам удалось показать свои знания о воде нашим гостям.
– Сегодня я хочу поблагодарить вас и наградить медалями «Юный исследователь» за то, что вы были внимательными и сообразительными, как настоящие исследователи, умеете рассказывать о свойствах воды, проводить опыты. Вы выполнили все задания. Молодцы! Спасибо!