МААМ-картинки

Конспект НОД в старшей группе «Вспомним старые обычаи, вспомним нашу старину» (1 фото)

Милованова Екатерина Семеновна
Конспект НОД в старшей группе «Вспомним старые обычаи, вспомним нашу старину»

Конспект НОД в старшей группе «Вспомним старые обычаи, вспомним нашу старину»

Цель: сформировать у детей представления о жизни наших предков вызвать интерес к истории русского народа, его быте, обычаях Вызвать интерес к традиционной русской народной культуре. /музыке, играм, хороводам/.

Программные задачи образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие:

Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству.

Привлечь внимание к живому русскому слову.

Формировать умение устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Познавательное развитие:

Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Вспомним старые обычаи, вспомним нашу старину“» размещена в разделах

Расширять представления детей о быте русского народа в старину, вызвать интерес к старинным русским традициям.

Речевое развитие:

Развивать связную речь, память, мышление. Обогатить словарный запас слов: валенки, чугунок, ухват, самовар.

Виды деятельности: Игровая, двигательная, коммуникативная.

Материалы и оборудование:

Предметы русского быта для оформления «Русской горницы»/печь, прялка, чугунок, ухват, посуда и русские народные костюмы.

Дети под русскую народную мелодию входят в группу.

Воспитатель: Очень часто за событиями и сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину!

«Ведь где обычаи чтут, там люди весело живут».

- Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю.

Дети: кланяются, прижав руку к сердцу.

- Здравствуйте.

Ребята а сейчас приготовьте свои ладошки, соедините их,вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть сегодня на занятии вам будет также тепло и уютно.

Ребята я приглашаю вас в путешествие в далекое прошлое. Вы готовы? Дети: Да

Восп: поможет нам в этом волшебный клубочек. Скажем волшебные слова:

Ты катись, катись, клубок,

С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь-дорожку укажи.

Клубочек катиться – а дети идут следом за ним

(оказываемся возле горницы)

Я: Ребята смотрите вот мы с вами и очутились в русской избе.

Бабушка:

Здраствуйте Я, хозяйка этой избы.

Низкий поклон вам, гости дорогие Дорогих гостей встречаю

Пышным круглым караваем. !

Бабушка: По русскому обычаю гостеприимства встречают дорогих гостей хлебом-солью. Гость отламывает маленький кусочек хлеба, макает его в соль и кушает.

(воспитатель отламывает кусочек хлеба, макает в соль и ест.)

Бабушка: Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога. (дети и воспитатель садятся на скамейку)

Бабушка :Изба у меня небольшая, да красивая какая.

На убранство поглядите, а что вы знаете нам расскажите.

/Бабушка обращает внимание детей на печь/

-Что это?/ответы детей/.

- Как вы думаете для чего печь в избе нужна?/ответы детей/

Бабушка: Печь в избе занимала самое большое место. Она самая главная! Печь не даёт замёрзнуть, да и голодными не оставит. Печка – кормилица наша. На печи спали, сушили одежду.

/ Бабушка показывает на чугунок/

Бабушка: А это что?

Дети: Это чугунок.

Бабушка : Для чего нужен чугунок?

Дети: Щи, кашу варить.

Бабушка :А ставили в горячую печь чугунок ухватом. /показать, как держали ухватом чугунок/

Бабушка: Ну а это вы наверное знаете что. ?

Дети: Сковорода

Бабушка: А для чего нужна сковорода?

Дети: (ответы)

Бабушка: А еще ребята очень часто на Руси, на сковороде пекли русские блины. Чтобы не обжечь руки, сковороду брали сковородником с длинной ручкой и ставили на таган в печь. Блины получались из печи румяные, вкусные.

Бабушка (показывает на самовар) : Как вы думаете что это?

Дети: Самовар

Бабушка: А для чего он нужен? (ответы детей)

Бабушка: Правильно. Любили встречать гостей и почаёвничать т. е. чай из самовара пить, особенно после баньки. Пили чай из блюдечка и прикусывали кусочками сахара

Бабушка: Ребята посмотрите какая здесь посуда.

Из глины?

Дети: глиняная

Бабушка: А из дерева?

Дети: деревянная

Бабушка: Чудо-мастера посуду узорами и цветами расписывали.

Бабушка: Что это?

Дети: Валенки

Бабушка: Для чего нужны валенки?

Дети: Их обували на ноги.

Бабушка: Правильно. Валенки валяют из овечьей шерсти. Они очень теплые и ноги в них не мерзнут. А еще из шерсти прядут пряжу и для этого нужна прялка.

Бабушка:А вот моя прялка.

Золотая моя прялица!

Я пряду, а нитка тянется!

Мне работа моя нравится.

Бабушка:Сверху кладётся овечья шерсть. Крутится колесо и превращается шерсть в нитку. А из ниток вязали носки, варежки, шали. Бабушка:(указывает на люльку шепотом)Ребята а это у меня зыбка. В зыбке спали на Руси младенцы. Подвешивали её к потолку, чтобы её легко можно было качать.

(Качает и поет колыбельную)

Воспитатель: Ребята а давайте покажем бабушке как мы умеем. Встанем все со своих стульчиков в полукруг.

Физминутка: Вот мы руки развели.

Словно удивились

И друг другу до земли

В пояс поклонились

Ниже, дети не ленитесь

Мы ладонь к глазам приставим

Поворачиваясь в право

Оглядимся величаво

И на лево надо тоже

Поглядеть из под ладошек

И на право и ещё через левое лечо!

(Под русскую народную музыку приходят гости)

Воспитатель обращает внимание на детей: одетых в русские народные костюмы.

-Посмотрите у нас гости!

Дети одетые в р. н. к. : «Здравствуйте люди добрые! Низкий вам поклон!

Воспитатель :Давайте тоже поприветствуем гостей по старинному обычаю.

/ Дети здороваются с гостями: «Низкий вам поклон. /

Воспитатель :Какие интересные гости к нам пожаловали!. Как вы думаете, почему они так одеты?

/ответы детей/

Воспитатель :-Ребята, наши гости одеты в старинные русские костюмы. Вам они нравятся? Когда-то наша страна называлась Русь. И одевались на Руси как и наши гости: в красное. Красное – значит красивое.

Давайте познакомимся с нашими гостями и обратимся к ним так, как обращались на Руси: к девочкам – красна- девица; к мальчикам- добрый молодецКак звать тебя, красна – девица /добрый молодец/ ?

/обращение детей/.

Дети : Как звать тебя красна-девица?

Гости-дети: меня зовут Настенька!

А тебя как зовут добрый молодец

Меня зовут Илья!

Воспитатель: Вот мы и познакомились.

В старые добрые времена, собирались вместе красны девицы да добры молодцы, коротать долгие зимние вечера. Время проводили за любимым занятием: кто за прялкой, кто вышивает, кто вяжет, кто из глины посуду лепит.

Исполнять частушки на посиделках это тоже была традиция, частушка отражала быт и интересы людей разного возраста.

(Дети подготовительной группы исполняют частушки с музыкальным сопровождением).

Петушок, петушок,

Запевай частушки.

Ты горланишь хорошо,

Подпоют несушки.

Как по саду-огороду

Любит козочка гулять.

После этого похода

Урожая не собрать!

Я сидела на печи,

Сторожила калачи.

А за печкой мышки

Сторожили пышки.

Гости-дети: 1).В гостях побывали себя показали.

2)Из больших гостей домой хлебать щей.

Нам пора до свиданья люди добрые!

Дети: До свиданья

(гости уходят)

Воспитатель :Ребята а сейчас садитесь все на скамейку

На Руси издавна не только сочиняли частушки и песни, но и еще любили играть на русских народных инструментах. Давайте вспомним названия этих инструментов. ( ответы детей: балалайка, гармонь, дудочка, ложки, бубен, трещётки)

Послушайте оркестр народных инструментов и постарайтесь узнать какие русские народные инструменты звучат в этом оркестре

«Русская быстрая кадриль»

Какие инструменты вы услышали? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а на каком из названных вами инструментах, вам бы хотелось поиграть? Тебе Лена на каком бы хотелось поиграть? И т. д.

А давайте сейчас встанем,и представим что это мы с вами играем на русских народных инструментах (имитация детей)

Включается это же самая «Русская быстрая кадриль»

Воспитатель : Молодцы ребята у вас хорошо получается.

Очень любили не только малые детки, но и взрослые поиграть в игры.

- Какие народные игры вы знаете? ( ответы детей: «Жмурки», «Горелки», «Колокольцы», «Ремешок»).

Предлагаю поиграть в игру «с лентой».

Воспитатель : : Давайте сейчас встанем все в хоровод и выберем водящего

а для это посчитаем считалочку

Юля Д. Как то зоренька заря….

Вышел Захар погулять

Стал подружку выбирать

Стал подружку выбирать

Кому ленточку отдать

Поклонись, поклонись

Да за ленточку держись.

Захар: Дарю тебе ленточку потому что ты самая добрая сильный

красивая ловкий

добрый

(3 раза игра повторяется) Вос. -ль : Молодцы ребята и бабушку мы порадовали

А сейчас пора возвращаться назад – в детский сад. Давайте попрощаемся с бабушкой.

Бабушка: Ребята спасибо вам, я очень рада что вы ко не зашли и я хочу вас угостить своими пирожками с пылу жару в дорожку.

Воспитатель и дети: Спасибо бабушка до свидания!

Бабушка: До свидания!

Воспитатель: А поможет нам вернуться обратно волшебный клубочек. Скажем волшебные слова:

Ты катись, катись, клубок,

С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь-дорожку укажи.

Клубочек катиться – а дети идут следом за ним. Попадают в детский сад

Воспитатель : Вот мы и оказались в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? Дети: Да

Мы любим свою Родину, и мы должны знать традиции обычаи своего народа. Поэтому пословица гласит так: «На Руси обычай есть, кто их чтит, тому и честь».

Публикации по теме:

Спортивное мероприятие «Вспомним старые победы, и опять наденем кеды» С целью пропаганды здорового образа жизни, сплочению коллектива и популяризации спортивного досуга, в МДОУ детский сад №15, прошли «Веселые.

Фотоотчет «Вспомним любимое лето»Фотоотчет «Вспомним любимое лето» Лето - любимое время года и детей, и взрослых, поэтому так не хочется прощаться с ним еще долгое время. Хочется солнечного тепла, ярких.

Фотоотчёт «Вспомним лето»Фотоотчёт «Вспомним лето» Лето дарит нам настроение,тёплые денёчки и,конечно, море вдохновения на создание детских шедевров! Наша группа "Теремок" любит создавать.

Конспект ООД в старшей группе «Гостеприимство. Традиции и обычаи народов» Задачи по образовательным областям: «Познавательное развитие» Формировать понятие «национальная культура» «Речевое развитие» Обогащать.

Ко Дню Победы. Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей «Вспомним те дни» в старшей группе Программные задачи: - Воспитательная: воспитание уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов.

Конспект НОД «Вспомним те года» в старшей группе Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение детский сад №24 Приморского района г. Санкт- Петербурга. Конспект непосредственной.

НОД во второй младшей группе «Берегите нашу планету» Цель: Сформировать представления детей о взаимозависимости мира природы и деятельностью человека. Задачи: -Расширять знания детей об окружающем.

Проект «Старину мы помним — старину мы чтим» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Ласточка» Бавлинского муниципального района РТ Педагогический.

Сценарий развлечения в старшей группе «Обычаи и традиции русского народа» Развлечение в старшей группе «Обычаи и традиции русского народа» Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре. Задачи: -Продолжать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Вспомним о лете!»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Вспомним о лете!» Цель: Формировать кoммуникативные навыки, обобщить и закрепить представление детей о летних впечатлениях, семейных путешествиях, о временах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Вспомним старые обычаи, вспомним нашу старину»
Опубликовано: 2 февраля 2019 в 20:00
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД