Светлана Рубцова
Конспект НОД в старшей группе «Юные пожарные спешат на помощь»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе по ОБЖ
Разработал: физ. инструктор Рубцова С. Г.
Тема НОД – «Юные пожарные спешат на помощь»
Возраст детей – 5-6 лет.
Цель: систематизация и закрепление знаний о правилах пожарной безопасности. Закрепление навыков работы в команде.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Юные пожарные спешат на помощь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Пожарный. Знакомство с профессией
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Задачи:
-научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях;
-знакомить детей с огнем и его свойствам;
-расширить словарный запас детей по теме пожарная безопасность;
-закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правила поведения при пожаре;
-воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности;
-развивать любознательность, память, логическое мышление.
Организация образовательной среды:
- для мотивации НОД: запись видео письма, костюм пожарного, аудио запись сказки, музыка;
- для проведения НОД:
барабан для игры «Поле чудес», картинки для игры в «Поле чудес», костюм пожарного, костюмы пожарных для детей (каски, жилеты). Для игры «Потуши пожар» : макет костра, ведра с песком, водой, землей, снегом, лопата, огнетушитель, сухие ветки, бумага, пластмассовые предметы, пенопласт, пластиковые бутылки, картинки с иллюстрациями правил пожарной безопасности.
Материал для опытов с огнем: металлический поднос, парафиновые свечи, емкости с водой, песком, землей, снегом, стеклянная колба.
Музыкальный центр, аудиозапись «Сказка о непослушной спичке», аудио запись мелодии песни «Мы едем,едем,едем…» музыка М. Старокадомского, на стихи воспитателя Е. А. Пищик. Подушки на каждого ребенка, карточки с цифрами на каждого ребенка, аудио и видеомагнитофон. Зеленая и красная карточка на каждого ребенка.
Предварительная работа:
- педагога: запись видео письма, подготовка карточек с заданием, записать аудио запись сказки, сделать барабан для игры «Поле чудес», подготовка папы на роль пожарного.
- с детьми: выставка детских работ «Хочу быть пожарным», беседа, рассматривание иллюстраций; решение проблемных задач, чтение стихов, рассказов, экскурсия в пожарную часть, моделирование возможных опасных ситуаций, тренинги с телефоном, дидактические игры, игры-эстафеты.
- с родителями: участие в изготовлении буклетов «Пожарная безопасность», исполнение роли пожарного.
Формы организации совместной деятельности: беседа, рассказ, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, эстафета, рассматривание иллюстраций, экскурсия.
Проведение НОД:
Мотивация.
В: Ребята! Сегодня я получила видеописьмо от инспектора Пожаркина.
Инспектор Пожаркин просит вашей помощи в тушении пожара. Воспитатель включает запись видеописьма: «Дорогие ребята детского сада N466! Я- инспектор Пожаркин. Хочу попросить вас оказать помощь в тушении пожара, так как все мои пожарные заняты на других объектах. Жду вашей помощи!»
В: Вы согласны помочь пожарным?
В: Как вы думаете, любой ли человек может быть пожарным?
В: Путь у нас сегодня будет долгий. Пока мы будем добираться до очага пожара, я предлагаю не терять времени даром и пройти специальную подготовку для юных пожарных. Мы с вами повторим правила поведения при пожаре, поработаем в лаборатории: изучим свойства огня, узнаем чем можно потушить огонь.
Основная часть.
Я вас приглашаю в автобус, займите свои места. Пока мы будем ехать ответьте на несколько вопросов.
- Как называется профессия людей, борющихся с огнем?
- Как вы думаете, почему пожарная машина красная?
- Какой номер мы должны набрать по телефону, чтобы вызвать пожарных? (У каждого ребенка лежат карточки с цифрами – 01,02, 03, 04, 05, 10, 20, 30)
В: Найдите и поднимите номер для вызова пожарных.
Мини-тренинг. Ребенок набирает номер пожарной части, сообщает о пожаре, четко называет свой домашний адрес.
Проведем небольшой тест на знание правил пожарной безопасности. Я буду называть правила поведения. Если правило верно, поднимаете зеленый кружок, если неверно – красный.
1. Нельзя оставлять включенные электроприборы после их использования.
2. Если отключили электричество, и у тебя нет фонарика, воспользуйтесь для освещения спичками.
3. Нельзя без взрослых брать такие вещи. Как бензин, керосин, клей.
4. Баллоны из-под использованных дезодорантов, лаков и других можно сжечь.
5. Спичками можно играть, не зажигая их.
6. Если тебе срочно нужно идти, но у тебя мокрая обувь, высуши ее у плиты.
7. Знает каждый гражданин пожарный номер – 01.
Дети подъезжают к картинной галерее.
В:- Обратите внимание налево - здесь находится «Картинная галерея». Она необычная, догадались почему?
В: - Правильно ребята, мы их сейчас с вами рассмотрим.
Дети рассматривают каждую картину, объясняют почему возникла опасная пожарная ситуация и как действовать в данном случае. После каждого объяснения ребенка воспитатель делает вывод, используя стихотворную форму:
- Правило первое касается каждого, правило первое самое важное! На улице, и в комнате о нем ребята помните: Спички не тронь в спичках огонь!
- Правило второе легко запомнить можно: с электроприборами, будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником.
-Правило третье: Не оставляйте горящий газ, за газом нужен глаз да глаз.
-Правило четвертое: Хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь.
- Правило пятое: Приятно в лесу посидеть у костра,когда же домой возвращаться пора, перед уходом не жалей костер, землей забросай и водою залей.
- Если ребята мы будем соблюдать эти правила, то с нами никогда не случится беды.
Воспитатель приглашает детей сесть в автобус, отправиться дальше в путешествие.
В: - Мы с вами и приехали в прекрасный уголок зимнего сада. Я вас приглашаю на игру «Поле чудес».
Игра «Горит или не горит»
На барабане разложены карточки с изображением: бумаги, металла, ткани, тетради, дерева, стекла, книги, воды, льда, снега, камня, стола, и т. д. Ребенок крутит барабан, ребенок на которого укажет стрелка барабана берет карточку и определяет: горит или не горит этот предмет?
В: - Понравилась игра?
В: - Путешествие продолжается, садимся в автобус, занимаем свои места. Следующая остановка: «Экспериментальная лаборатория». Здесь мы с вами будем проводить опыты с огнем. Воспитатель знакомит детей с огнем его свойствами.
В: - Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило огню дать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались в зло. Пожары происходят и по сей день. И очень часто они возникают там, где не осторожно и небрежно обращаться с огнем. При неосторожности люди получают ожоги и отравления. Вот сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов с огнем.
Эксперимент первый:
Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи.
- Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться. Объясните, почему?
В: Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.
Эксперимент второй:
В: Если огонь становится опасны, как человек может с ним справиться? Чего же боится огонь? А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который использовать для тушения огня. Вы узнаете их? Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды (Ребенок выполняет указание воспитателя). Что происходит и почему?
Эксперимент третий, четвертый:
Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, снегом.
Эксперимент пятый:
В: А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую сечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.
В: На этом наша работа в лаборатории окончена, продолжим наш путь.
В: Мы много сегодня узнали о свойствах огня, а наше путешествие продолжается, садимся в автобус. Вот мы и приехали к пункту назначения. Здесь нас ждет инспектор Пожаркин.
Пожаркин. - Здравствуйте ребята! Я инспектор Пожаркин, мне нужна ваша помощь. Вы готовы стать юными пожарниками, оказать помощь при тушении пожара?
На окраине города возник пожар, его необходимо потушить. Вам нужно самостоятельно добраться к очагу пожара, выбрать необходимые средства тушения пожара и потушить огонь. Будьте внимательны, не ошибитесь в выборе средств тушения пожара. Напоминаю, что не все средства способны потушить огонь.
Игра «Потуши пожар»
Дети делятся на две команды, по очереди подбегают к «огню», тушат пожар : первый ребенок тушит песком, второй землей, третий снегом, четвертый заливает водой, и т. д.)
Пожаркин : - Пожарная бригада вы быстро потушили пожар, выбрали правильные средства тушения пожара. Молодцы!
Пожаркин : - Какие материалы остались не использованы? Почему?
Пожаркин : - - А на прощанье хочу дать вам один совет:
Кто с огнем неосторожен,
у того пожар возможен,
Ребята, помните, о том,
что нельзя шутить с огнем!
Инспектор Пожаркин прощается с детьми и уходит.
В: - Ну, что ребята, нам пора возвращаться домой. Понравилась, ребята вам наше путешествие, что нового вы узнали, что вам особенно запомнилось? Ну, вот и прекрасно, я рада от души.
О наших советах другим расскажи:
Что шалость опасна, ребята, с огнем.
Наше путешествие окончено.
Дети садятся в автобус, едут домой, звучит музыка, дети поют
«Песенку юных пожарных»
(Автор стихов песни воспитатель Пищик Е. А., на музыку песни «Песенка друзей») :
1. Мы едем, едем, едем,
Бесстрашные друзья,
Спешим на помощь людям
И медлить нам нельзя!
Не просто ведь живется пожарникам страны,
И в песенке поется,
О том, как мы важны.
Припев: И сейчас вам споем:
Не шутите вы с огнем!
Спички жечь опасно,
Объясняем ясно.
Чтобы не было беды:
Не берите спички вы! (2 раза)
2. А коль беда случилась, То не теряйтесь вы, Пожарным позвоните -
К вам выедут они.
Отважные ребята
На помощь к вам придут,
В опасную дорогу
Воды с собой возьмут!
Припев: (тот же)
Организация детей не участвующих в НОД (ОД в ходе режимных моментов) :
утро: беседа, рассматривание иллюстраций; решение проблемных задач, чтение стихов, рассказов.
прогулка: экскурсия в пожарную часть.
вечер: изготовление продуктов творчества: конкурс рисунков «Хочу быть пожарным», моделирование возможных опасных ситуаций, тренинги с телефоном, дидактические игры, игры-эстафеты.
Список литературы:
1. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации. Авт. -сост. О. В. Чермашенцева. Волгоград: Учитель, 2010.