Оксана Лонгортова
Конспект НОД в старшей группе «Все о соли знать хотим»
Конспект
организованной познавательно-исследовательской деятельности
в старшей группе на тему : «Все о соли знать хотим».
Цель: создать условия для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Все о соли знать хотим“» размещена в разделах
Обучающие: выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся? узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё? исследовать свойства соли опытным путём; стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.
Развивающие: развивать познавательные потребности, развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом, творческие способности, воображение, любознательность; монологическую и диалогическую речь, навыки учебной и экспериментальной деятельности.
Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи; воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе; воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Оборудование: Энциклопедия от А до Я, мультимедиа (презентация «Где и как добывают соль», сундучок, кристаллы соли, соль, стаканчики пластиковые, подносы, стаканы с кипяченой водой и чайные ложки (по количеству детей, стакан с насыщенным раствором соли, 2 сырых яйца салфетки, микроскоп.
Организационный момент:
Воспитатель:- Ребята, какой сегодня чудесный день. Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в д/с?
- Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь.
- Если вам нравится общаться с ребятами – поднимите руки!
- Кто не любит ссориться, хлопните в ладоши!
Ход ООД:
1. Вводная часть. (Мотивационно-побудительный этап)
Воспитатель читает загадку: Послушайте загадку
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль).
Воспитатель: Правильно, ребята, сегодня мы с вами будем говорить о соли, и я даже купила плакат о соли, с которого мы сможем узнать много интересного.
- Давайте с вами раскроем его и посмотрим что там. Посмотрите, что произошло с ним, ведь здесь нет никакой информации.
2. Основная часть. (Организационно-поисковый этап).
- Ребята, а что вы знаете о соли? (ответы детей)
- Предлагаю вам сегодня стать самыми настоящими исследователями, и узнать свойства соли.
Воспитатель: - Итак, исследователи, где и как мы можем получить необходимые знания о соли? (разложены книга Энциклопедия, компьютер с открытой Яндекс) каким образом мы можем добыть информацию? ( Ответы: Спросить у другого человека, подумать самостоятельно, прочитать в книге, спросить у взрослого, посмотреть в телевизоре и в компьютере, и т. д.)
Воспитатель: - Посмотрите, что находится в группе : где мы можем сейчас добыть информацию о соли? (Прочитать в книге)
Подходите к столу с книгой.
Зачитывают из энциклопедии «Что такое «соль?». Соль – природное вещество белого цвета с острым характерным вкусом.
- А где еще мы с вами можем узнать информацию? Правильно из интернета!
Воспитатель: - Вам интересно узнать, откуда берётся соль? Тогда садитесь на ковер, слушайте внимательно и смотрите (дети садятся на ковер перед экраном).
Просмотр отрывка из телепередачи «Галилео», о том, где и как добывают соль?
Воспитатель: Что вы узнали с этого фильма? (ответы детей)
Воспитатель:- А сейчас я предлагаю вашим глазам немного отдохнуть.
Гимнастика для глаз:
«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
Воспитатель: - сейчас мы с вами немного поиграем!
Игра: «Соленый - несоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, мандарин, рыба, яйцо.)
Воспитатель:- А теперь, исследователи, я приглашаю вас лабораторию. Как вы думаете, что мы там будем делать?
Дети: Будем проводить опыты с солью.
В нашей лаборатории нужно соблюдать правила:
- на столах ничего не трогать без разрешения
-соблюдать тишину, не мешать другим
-бережно обращаться с оборудованием.
При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:
- не трогать руками глаза;
- если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.
ОПЫТЫ
Опыт №1 «Имеет ли соль запах?».
- Внимание, приступаем к опыту № 1: Перед вами тарелочки с солью. Давайте ее рассмотрим. Какого цвета соль? Давайте определим, есть ли у соли запах? Наберите на ложечку немного соли. Понюхайте её. Итак, что мы можем сказать о соли?
Дети делают вывод: Без запаха и белого цвета
2 опыт: «Какое это вещество: жидкое, твердое, сыпучее?»
- Приступаем к опыту № 2: Пододвинет к себе тарелки, наберите полную ложку соли и переверните ложку. Что произошло? Значит соль какая? (Сыпучая, рассыпчатая).
Мы с вами определили еще одно качество соли, соль сыпучее вещество.
3 опыт: «Растворяется ли соль в воде?».
Приступаем к опыту № 3: Предлагаю вам пододвинуть баночку с водой и насыпать в неё ложечку соли. Размешайте, что произошло с солью? А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась). А как вы думаете, какой стал вкус у воды? Попробуйте. (Солёная). Что мы сейчас узнали?
Вывод: Соль растворяется в воде, вода изменяет вкус.
4 опыт: «Из чего состоит соль?».
Ребята, сейчас мы с вами перейдем к очень серьёзному опыту, вы готовы? Подойдите, пожалуйста, к столу, встаньте так, чтобы не мешать друг другу и чтоб всем было видно. Сейчас мы рассмотрим соль через увеличительное стекло с помощью микроскопа. Что вы видите? Из чего состоит соль? (Зернышки, кристаллы, крупинки). Посмотрите, что крупинки разного размера. Расскажите, что мы с вами узнали через опыт с микроскопом?
Дети: соль состоит из крупинок, из кристаллов.
5 опыт: «Плавающее яйцо».
Ребята, вы сегодня пробовали соленую воду, скажите она похожа на морскую воду? А в обычной реке вода солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать? Хотите это проверить? (Да). Переходим к следующему опыту:
Опускаю яйцо стакан с пресной водой, яйцо утонуло. Опускаю яйцо в стакан с соленой водой, яйцо не тонет. Что мы определили? (Соленая вода выталкивает предметы) В море вода соленая, поэтому там легко плавать.
Вывод: соленая вода выталкивает предметы.
3. Заключительная часть. (Рефлексивно-коррегирующий этап).
Воспитатель: Уважаемые исследователи, мы так много провели опытов с солью, а теперь предлагаю вернуться к нашему плакату, что мы узнали о соли? Посмотрите на стол и подберите подходящие для соли картинки (Она белая, сыпучая, состоит из кристаллов, без запаха, солёная, растворяется в воде и меняет вкус воды). (воспитатель совместно с детьми наклеивает картинки на плакат)
- Вам понравилось быть исследователями? Что было особенно интересным?
- А трудно было проводить самостоятельно опыты?
-Кому и что вы расскажете о нашей лаборатории?
-Вы хотели бы ещё раз стать исследователями и вернуться в лабораторию, чтобы сделать новые открытия?
- Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились, и даже самостоятельно украсили нашу группу новым познавательным плакатом.