Елена Егорова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»»
▼ Скачать + Заказать документы
Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»
Цель: Приобщение детей к восприятию поэтических произведений. Помощь в запоминании и выразительном чтении стихотворения И. Сурикова «Детство» (в сокращении).
Задачи:
1. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение И. Сурикова «Детство» с опорой на мнемотаблицу.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Заучивание стихотворения И, Сурикова „Детство““» размещена в разделах
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
2. Развивать у детей поэтический слух, умение понимать и воспроизводить образный язык, интонационную выразительность речи.
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на картины зимней природы и взаимоотношения детей.
Материалы: портреты поэтов А. С. Пушкина, С. А. Есенина, И. З. Сурикова, аудиозапись стихотворения «Детство», мнемотаблица, аудиозапись
Ход занятия
1. Орг. момент. (дети подходят к воспитателю)
Воспитатель: Прозвенел дружок,
Голосистый звонок.
И позвал ребяток играть.
Хочу вам загадать загадку, слушайте внимательно, думайте прежде, чем ответить.
Холодной вьюгой налетела,
Деревья в белое одела,
Стоит холодная погода.
Какое дети время года?
Дети: Это зима
Воспитатель: Назовите приметы зимы в этой загадке
Дети: Вьюга- зимнее явление, холодная погода, много снега, деревья в белое одела
Воспитатель: Одну из снежинок я поймала и мы сейчас с ней поиграем:
Стою и снежинки в ладошку ловлю.
(Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки)
Я зиму, и снег, и снежинки люблю,
(Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки)
Но где же снежинки?
(На вопрос сжать кулаки)
В ладошке вода,
(На ответ - разжать)
Куда же исчезли снежинки? Куда?
(На первый вопрос сжать кулаки, на
второй - разжать)
Растаяли хрупкие льдинки-лучи.
(Мелкие потряхивания расслабленными ладонями)
Как видно, ладошки мои горячи!
2. Основная часть
Воспитатель: Все мы любим зиму, старемся говорить о ней красиво, но не все пишут стихи. Как называются люди, пишущие стихи?
Дети: Поэты.
Воспитатель: Я приглашаю вас в поэтическую гостиную, в гости к знаменитым русским поэтам. Рассаживайтесь на свои места. Вот первые строчки.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
Воспитатель: Эти строчки из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
«Зимний вечер» (показ портрета)
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает…
Сергей Александрович Есенин (показ портрета)
Белый снег пушистый
В воздухе кружится…
Воспитатель: Эти строчки из стихотворения И. З. Сурикова «Зима», которое мы с вами учили наизусть.
Иван Захарович Суриков (1841-1880)родился в бедной крестьянской семье.
В восемь лет уехал в Москву, где отец занимался торговлей. Мальчик днём работал в лавке отца, а вечером много читал. Любил творчество А. С. Пушкина, сам сочинял стихи и мечтал стать поэтом.
И. З. Суриков написал много стихов о своём детстве, о родной природе.
Одно из них так и называется «Детство». Отрывок из которого мы сегодня будем учить наизусть. Вам встретятся такие слова
Крутой горе- это высокая гора с большим уклоном
Кубарем- это значит крутясь, волчком, очень быстро.
Воспитатель: Внимательно слушайте стихотворение «Детство» в исполнении артиста. (Аудиозапись)
Постарайтесь представить те картины, которые рисует поэт, а о впечатлениях рассказать после чтения.
Слушание аудиозаписи
Воспитатель:
1. Понравилось ли вам стихотворение?
2. О чём оно?
3. Что запомнилось?
4. Кто тот мальчик, о котором пишет Суриков?
5. Как поэт пишет про гору? Какая она?
6. Как вы понимаете слова «кубарем, качуся, под гору в сугроб»?
7. Почему «над бедой» весело хохочут друзья пострадавшего?
Воспитатель: Действительно ничего серьезного не произошло, подумаешь, все лицо и руки залеплены снегом. Мы, ведь не боимся снега? Давайте с вами тоже отдохнём и покажем, в какие зимние игры мы играем.
Физминутка
«Зимой»
Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)
На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)
Воспитатель: Стихотворение И. З Сурикова «Детство» мы выучим наизусть, а поможет нам таблица с рисунками к стихотворению.
1. Кодирование элементов информации в зрительные образы.
Послушайте стихотворение ещё раз. (Читаю стихотворение с опорой на мнемотаблицу).
2. Запоминание последовательности информации
Читаю по строчке, а дети по очереди повторяет с опорой на мнемотаблицу.
А теперь вы без моей помощи, смотря на таблицу расскажите стихотворение. (5-6 человек).
Воспитатель: Чьё прочтение вам понравилось? Почему?
Воспитатель: Вы все сегодня постарались. Наша поэтическая гостиная закрывается. Понравилось ли вам гостить в ней?
Дети: Да.
Воспитатель: Вечером, когда вы придёте домой обязательно расскажите о поэте Сурикове и прочитайте наизусть отрывок из стихотворения «Детство».