МААМ-картинки

Конспект ОО «Познавательное развитие» на тему: «Учимся играть в шахматы»

Ирина Анчугова
Конспект ОО «Познавательное развитие» на тему: «Учимся играть в шахматы»

Цель: формировать общие первоначальные представления детей старшего дошкольного возраста о возникновении и особенностях игры в шахматы.

Задачи:

Образовательные: дать первоначальное представление о шахматных фигурах. Формировать умение детей ориентироваться на шахматной доске. Заинтересовать воспитанников начального этапа обучения игрой в шахматы с помощью дидактических игр, иллюстраций.

Публикация «Конспект ОО „Познавательное развитие“ на тему: „Учимся играть в шахматы“» размещена в разделах

Развивающие : развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление дошкольников, сообразительность. Укреплять партнерские отношения между детьми и взрослыми.

Воспитательные: воспитывать интерес к шахматам; усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость.

.

Оборудование: демонстрационная шахматная доска, магнитные шахматные фигуры; шахматные фигуры большого размера, «чудесный мешочек» с шахматными фигурами; слайды.

Этап (структурные компоненты деятельности, продолжительность (мин)

Методы, формы, приемы

Деятельность педагога

Предполагаемые ответы детей

1. Вводная часть

Организационный момент

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем,

Лучи солнышка возьмем

И к сердечку поднесем.

Сегодня к нам в гости пришел папа нашей Леры.

-Здравствуйте, ребята! вы загадки любите отгадывать?

-Попробуйте отгадать мою:

Скучно было детворе

Ранним утром во дворе.

- Знаю я одну игру, где б я ни был, и везде

В нее играют дети.

В игре той есть ладья и ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех король —

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать!

- О какой игре шла речь в стихотворении?

Сегодня мы с вами отправимся в сказочное королевство! Но это не обычное королевство, а шахматное. Но прежде чем мы это сделаем, скажите:

- А знаете ли вы, что такое шахматы?

- Это чудо из чудес нам известно с детства,

Ждет ребят, как дар небес,

Шахмат королевство.

Там и ныне, словно встарь, на высоком троне

Восседает грозный царь в шахматной короне.

Там отважны и сильны пешки храбро бьются,

Там и кони и слоны доблестно дерутся.

Ферзь с ладьей - на страх врагам

Поспевают всюду.

Кем, не скажите ли мне, выдумано чудо.

Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства.

Ребята, как вы думаете, кто же и когда придумал эту игру? Ответы детей

2. Основной этап

Существует множество легенд о происхождении шахмат. Вот одна из них.

Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране под названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран.

Было у шаха множество дворцов, крепостей и огромная армия, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре всех противников он победил-покорил.

И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь.

Он приказал своим мудрецам придумать забаву царскую, чтоб не грустилось. Не смогли мудрецы придумать что-то необычное и были изгнаны, лишь один, самый известный, остался.

«Ну, а у тебя что за игрушка?» - спрашивает грозный царь.

Достает самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там – деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!»

«Не все то золото, что блестит!» - мудрец отвечает.

Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках все свое войско: и коней, и пехоту, и крепости и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.

Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, черное войско. Царь с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?»

Мудрец молвил: «Давай, повелитель, попробуем!» - объяснил шаху правила игры, и они начали сражение. И вскоре великий полководец увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней.

А мудреца велел хорошо наградить.

Шахматные поединки просходили при дворах королей.

Но не было единых правил. Лишь в 18 веке были разработаны единые правила игры в шахматы.

В 19 веке начали проходить крупные международные турниры, и в конце столетия определен первый чемпион мира по шахматам, которым стал Вильгельм Стейниц.

Физкультминутка:

- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем

(вращение головой)

Вправо – влево, а потом

3- 4 - приседаем,

Наши ножки разомнём (приседания)

1,2,3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,

И присесть мы вновь спешим.

-Жители шахматного королевства любят играть. Я вам предлагаю поиграть в игру «Волшебный мешочек».

Игра «Большая и маленькая».

Игра "Расставь фигуры"

Игра "Что изменилось?».

Дети по очереди, на ощупь, отгадывают шахматную фигуру и достают её из мешочка.

Перед детьми шесть разных шахматных фигур. Надо выбрать самую высокую, назвать ее, отставить в сторону. Потом снова выбрать самую высокую из оставшихся фигур и отставить в сторону и т. д. до самой маленькой фигуры.

Детям надо правильно расставить фигуры в первоначальное положение.

На магнитной доске - 6 фигур. Дети закрывают глаза, ведущий меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняет. Дети определяют все произошедшие изменения.

3. Заключительный этап Рефлексия

Воспитатель -Молодцы, ребята. Как хорошо вы сегодня играли. А сейчас вспомним ещё раз название всех шахматных фигур :

Я смотрю на первый ряд

По краям ладьи стоят.

Рядом вижу я коней

Нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены

Наши славные слоны.

И еще два поля есть

А на них король и ферзь.

А теперь без спешки

Идут на месте пешки.

-Что мы сегодня с вами делали?

-Что нового узнали? Какие задания понравились? Какие вызвали затруднения? Мне очень понравилось с вами играть.

-Ребята, давайте скажем спасибо нашему гостю и попрощаемся с ним.

Публикации по теме:

Детско-родительское сообщество «Учимся играть вместе»Детско-родительское сообщество «Учимся играть вместе» ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЕ СООБЩЕСТВО «Учимся играть вместе» Цель: - Подвести родителей к осознанию важности игры в жизни ребёнка,.

Фотоотчёт «Учимся играть в новогодние «Крестики — нолики»Фотоотчёт «Учимся играть в новогодние «Крестики — нолики» Всем очень хорошо известна настольная игра «Крестики – нолики»! Игра проводится на игровом поле – квадрате 3 Х 3 клетки. В этой игре.

«В гости к Солнышку». Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» Цель: дать детям понятие о значении Солнца для жизни на земле, показать зависимость всех живых организмов от солнечного тепла. Задачи: 1.

«Лучики для солнышка». Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие»«Лучики для солнышка». Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» Программное содержание: учить детей узнавать и правильно называть геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат); учить детей соотносить.

Конспект НОД «Познавательное развитие» в группе раннего возраста «В гости к лесным животным»Конспект НОД «Познавательное развитие» в группе раннего возраста «В гости к лесным животным» Цель: Создание условий для познавательной активности детей раннего возраста. Задачи: - Формировать у детей представления о диких животных.

Конспект открытой НОД в ОО «Познавательное развитие» в подготовительной группе по теме «Русский пряник»Конспект открытой НОД в ОО «Познавательное развитие» в подготовительной группе по теме «Русский пряник» Конспект открытой НОД «Познавательное развитие» в подготовительной группе Тема: «Русский пряник» Цель: знакомство детей с историей русского.

Образовательная область «Познавательное развитие». Конспект занятия по лепке на тему «День Победы» «Самолет».Образовательная область «Познавательное развитие». Конспект занятия по лепке на тему «День Победы» «Самолет». Программное содержание: 1. Обучающие задачи: - Дать представление о празднике День Победы. - Упражнять детей в создании образа предмета,.

Перспективный план игровых занятий по интересам. «Учимся играть в шахматы» (средняя группа)Перспективный план игровых занятий по интересам. «Учимся играть в шахматы» (средняя группа) Цель: Создать условия для развития детского творчества, предоставить возможность познать новое в игровой форме, исходя из интересов ребёнка.

План — программа НОД в области «познавательное развитие» на тему «Взрослые и дети» с детьми младшей группы.План — программа НОД в области «познавательное развитие» на тему «Взрослые и дети» с детьми младшей группы. Идею данного НОД я позаимствовала у В. Н. Волчковой. Занятие было интересное и я решила провести его со своими малышами. Цель: учить детей.

Фотоотчет «Учимся играть в шахматы»Фотоотчет «Учимся играть в шахматы» "Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти" В. А. Сухомлинский В предыдущих наборах детей я.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОО «Познавательное развитие» на тему: «Учимся играть в шахматы»
Опубликовано: 26 августа 2021 в 21:25
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД