Получи документы

Конспект ОД по познавательно-речевому развитию для детей 6–7 лет «Знакомство со звуками [М], [М’]»

Ивашкина Светлана Сергеевна
Конспект ОД по познавательно-речевому развитию для детей 6–7 лет «Знакомство со звуками [М], [М’]»

Конспект образовательной деятельности

по речевому развитию для детей 6 – 7 лет «Знакомство со звуком (буквой) М (мь)»

Цель: знакомство со звуками [М], [МЬ] и буквой М.

Задачи

Образовательная:

Упражнять в различении на слух и произнесении звуков [М] – [МЬ] формировать понятие «согласный звук»;

Публикация «Конспект ОД по познавательно-речевому развитию для детей 6–7 лет „Знакомство со звуками [М], [М’]“» размещена в разделах

Учить выполнять звуковой анализ трёх звуковых слов, определять последовательность звуков в слове, составлять схемы слов;

Познакомить с образованием новых слов с помощью замены гласного или согласного звука;

Закреплять умение интонационно выделять звук в слове, находить одинаковые звуки в словах, сравнивать звуки по произношению (различать на слух твёрдые согласные и мягкие звуки;

Закреплять умение отвечать на вопросы.

Развивающая:

Развивать фонематическое и зрительное восприятие;

Развивать артикуляционную моторику детей;

Развивать мышление, память, внимание;

Воспитательная:

Воспитывать желание приходить на помощь;

Воспитывать навыки самоорганизации и контроля.

Словарная работа:

Лук, люк, мял.

Предварительная работа:

Повторение согласных и гласных звуков;

Повторение букв и звуков, которые уже изучали.

Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей.

Методы и приёмы:

Игровая, наглядная, практическая деятельность детей, вопросы к детям.

Материалы и оборудование: Магнитная доска; картинки с изображением муки, мёда, масла, молока, сосисок, батона хлеба, маленького мальчика, мальчика, замешивающего тесто; синие, зелёные и красные квадраты; схемы слов в виде трёх пустых квадратов (2 шт.).

Раздаточный материал:

Карточки с изображением маленького мальчика, мальчика, замешивающего тесто; синие, зелёные и красные круги; схемы слов в виде трёх пустых квадратов, тетрадь, простые и цветные карандаши.

Ход занятия:

В: - Здравствуйте, ребята.

Игровая минутка на развитие фонематического слуха.

В: - У меня в руке карточки, которые я вам раздам, на них изображены предметы, чтобы сесть на своё место за столом, вы должны назвать первый звук предмета. Например, у меня карточка с изображением солнца, в слове солнце первый звук [с]. После такого, как назвали звук, отдаёте мне карточку и садитесь на своё место.

Дети выполняют задания и садятся на свои места, если у кого-то не получается воспитатель помогает.

Вводная часть (мотивационный этап)

На доске картинки с изображением муки, сосисок, молока, масла, лука, батона, хлеба, мёда.

В: - Ребята, мама Васи решила испечь торт «Медовик», но не все продукты были дома. Она попросила сына сходить в магазин. Вася пошёл в магазин, а список продуктов оставил дома. Он очень просит нас выбрать необходимые продукты.

Основная часть

Дети отбирают картинки с изображением муки, масла, мёда, молока. Оставшиеся картинки воспитатель убирает.

В: - Молодцы! Теперь Вася сможет купить продукты, нужные для торта.

Воспитатель прикрепляет на доску слева картинки с изображением муки, молока, масла, а справа мёда.

В: - Назовите продукты, изображённые на картинках слева, выделяя голосом первый звук в словах. С какого звука начинаются эти слова?

Дети: - Со звука [м]

В: - Произнесите его и понаблюдайте, как работают ваши губы, зубы и язык. Губы смыкаются, зубы образуют щель, язык прячется.

Дети выполняют.

В: - При произношении звука [м] воздух встречает преграду, значит, звук [м] какой?

Д: - Согласный.

В: - Твёрдый или мягкий?

Д: - Твёрдый.

В: - Покажите каким квадратом мы его обозначим.

Дети показывают синий квадрат. Воспитатель приглашает к доске одного ребёнка, чтобы прикрепить синий квадрат под группой картинок слева.

В: - Назовите продукт. Изображённый на картинке справа, выделяя голосом первый звук. С какого слова начинается слово мёд?

Д: - Со звука [мь]

В: - Какой это звук: гласный или согласный?

Д: - Согласный.

В: - Мягкий или твёрдый.

Д: - Мягкий.

В: - Покажите каким квадратом мы его обозначим.

Дети показывают зелёный квадрат. Воспитатель приглашает к доске одного ребёнка, чтобы прикрепить зелёный квадрат под группой картинок справа.

В: - Звуки [м] и [мь] обозначается одной и той же буквой [М]

Воспитатель печатает на доске в клетку букву [М] и читает четверостишье «Полочка, палочка посредине галочка»

В: - Сейчас мы с вами будем учиться печатать букву [М] в своих тетрадях, но сначала разомнем свои пальчики, возьмите в руки карандаш и начнём.

Упражнение «Утюжок»

(Прокатывание карандаша между ладошками).

Я качу, качу, качу

Карандаш куда хочу.

(Прокатывание карандаша по поверхности стола).

Вправо - влево, вверх и вниз.

Карандаш, крутись, крутись!

Задание № 1.

Работа в тетрадях.

В: - Ребята, теперь откройте свои тетради и заштрихуйте одну букву [м] синим цветом, другую зелёным. Напечатайте букву [м] по образцу.

Работа в тетрадях. Дети выполняют задание, воспитатель проверяет.

Задание № 2.

Работа в тетрадях.

В: - Ребята буква М отправляется в плавание к островам гласных букв А; О; У; Ы; И. Теперь нужно прочитать слоги.

Воспитатель называет по одному ребёнку на каждый слог. Дети читают: МА МО МУ МЫ МИ ME

В: - Проведите линию от каждого слога к подходящему звуковому домику.

В: - Ребята. Кто из вас любит пироги?

Воспитатель надевает поварской колпак. Дети выходят в середину группы и встают в круг.

Физическая минутка. «Пирог»

Мы поставим в печь пирог

(Вытягиваем по одной руки вперёд

и немного в сторону, ладонями вверх.)

Очень ароматный

(Вдох, выдох.)

Из трубы идёт дымок,

(Вращаем кистями поднимаем руки вверх,

Встаём на носочки подтягиваемся.)

Он такой приятный!

(Вдох выдох.)

Там за лесом, у реки

(Волнообразные движения рукой.)

Пекарь Булочка живёт.

(Показываем руками большой живот.)

По утрам печёт пирог он

(Переворачиваем ладони вверх - вниз.)

В гости всех к себе зовёт.

(Манящие движения руками к себе. Далее бег по кругу. В конце останавливаемся, приседаем (едим пирог).)

Воспитатель приглашает детей занять свои места.

В: - Чтобы испечь торт, замешивают тесто. Послушайте фразу: «Я бы мял, но ещё мал» Какие два слова звучат похоже?

Воспитатель повторяет фразу ещё раз, выделяя голосом слова мял и мал.

Д: - Мял и мал.

В: - Что означает слово мял?

Ответы детей.

В: - Что означает слово мал?

Ответы детей.

В: - Давайте составим звуковые схемы этих слов. Схему слова мал будем выкладывать слева. А слова мял справа.

Педагог прикрепляет на доску слева изображение маленького мальчика, а справа – картинку с изображением замешивания теста. Под каждой картинкой чертит мелом, схему слова из трёх пустых квадратов. В тетрадях у детей такие же схемы с картинками.

В: - Выделите голосом первый звук в слове мал. Назовите его.

Д: - [м]

В – Какой это звук?

Д: - Согласный твёрдый.

Воспитатель приглашает к доске одного ребёнка, он прикрепляет под картинкой слева синий квадрат, на месте первого пустого квадрата. Остальные дети работают в тетрадях.

В: - Выделите голосом второй звук. Назовите его.

Д: - [а]

В: - Какой это звук?

Д: - Гласный.

В: - Каким цветом обозначим?

Д: - Красным.

Воспитатель приглашает к доске другого ребёнка, он прикрепляет с синим квадратом красный. Остальные дети работают в тетрадях.

В: - Выделите голосом третий звук. Назовите его.

Д: - [л]

В: - Какой это звук?

Д: - Согласный, твёрдый.

Воспитатель приглашает к доске другого ребёнка, он прикрепляют рядом с красным квадратом синий. Остальные дети работают в тетрадях.

В: - Теперь составим звуковую схему слова мял. Выделите голосом первый звук. Назовите его.

Д: - [мь]

В: - Какой это звук. Назовите его.

Д: - Согласный, мягкий.

Воспитатель приглашает к доске одного ребёнка, он прикрепляет под картинкой справа синий квадрат. Остальные дети работают в тетрадях.

В: - Выделите голосом второй звук. Назовите его.

Д: - [а]

В: - Какой это звук?

Д: - Гласный.

В: - Каким цветом обозначим?

Д: - Красным.

Воспитатель приглашает к доске другого ребёнка, он прикрепляет с синим квадратом красный. Остальные дети работают в тетрадях.

В: - Выделите голосом третий звук. Назовите его.

Д: - [л]

В: - Какой это звук?

Д: - Согласный, твёрдый.

Воспитатель приглашает к доске другого ребёнка, он прикрепляют рядом с красным квадратом синий. Остальные дети работают в тетрадях.

В: - Сколько звуков в слове мал?

Д: - Три.

В: - Сколько звуков в слове мял?

Д: - Тоже три.

В: - Чем отличаются звуковые схемы этих слов?

Д: - В слове мал первый звук согласный твёрдый, а в слове мял - согласный мягкий.

В: - Поменялся всего один звук, и изменилось значение слова. Ребята, давайте заглянем в тетради и посмотрим, что делает Вася.

Заключительная часть

Задание № 3.

Работа в тетрадях.

В: - Вася заглянул в люк, а там лук. Заполните схемы лук и люк, закрасив квадратики по порядку, от первого до последнего.

Дети выполняют задание самостоятельно. Воспитатель подходит к детям, задаёт вопросы, просит назвать звуки, при необходимости оказывает помощь.

В: - Сравните схемы слов. Чем слово лук отличается от слова люк?

Ответы детей.

Рефлексия.

В: - Молодцы, девочки и мальчики! Давайте вспомним, какие звуки и букву мы сегодня изучали. Кому мы сегодня помогли? Какие задания вам было выполнять легко, а какие сложно?

Список литературы:

Учебно-методический комплект «Обучение дошкольников грамоте» по методикам Д. Б. Эльконина, Л. Е. Журова, Н. В. Дуровой. Для детей средней – подготовительных групп.

Методическое пособие «Обучение грамоте детей 5 – 7 лет» М. Д Маханёва, Н. А. Гоголева, Л. В. Цыбирева.

Методические рекомендации к УМК «Оранжевый котёнок» для занятий с детьми 5 – 6 лет «Осваиваем грамоту»/ С. В. Чиркова, Н. В. Акимова, А. А. Аксёнова, Е. Г. Федулина.

Публикации по теме:

Образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию детей 3–4 лет «Дом для зайчика»Образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию детей 3–4 лет «Дом для зайчика» Опыт работы Инновационной образовательной технологии (проблемный метод обучения) • Образовательная деятельность по познавательно- речевому.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей старшей группы «Курорты Краснодарского края»Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей старшей группы «Курорты Краснодарского края» Цели и задачи: -формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей -развивать мышление и память, умение делать простейшие умозаключения.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей 6–7 лет «Путешествие в зоопарк»Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей 6–7 лет «Путешествие в зоопарк» Интеграция областей: - Речевое развитие - Познавательное развитие - Художественно-эстетическое развитие - Социально-коммуникативное развитие.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с элементами художественного творчества «Волшебные узоры»Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с элементами художественного творчества «Волшебные узоры» Уважаемы коллеги и гости моей странички! Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД "Волшебные узоры" Цель: обобщить и систематизировать знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по познавательно-речевому развитию для детей 6–7 лет «Знакомство со звуками [М], [М’]»
Опубликовано: 29 февраля 2024 в 23:49
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД