Ольга Козлова
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР «Экскурсия по городу Ульяновску»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщение дошкольников к истории малой Родины.
Задачи:
Расширить представления детей о городе Ульяновске, его достопримечательностях.
Закрепить знания о художнике Пластове А. А., его работах.
Включать детей в доступную их возрасту деятельность, связанную с достопримечательностями города.
Развивать созидательскую и познавательную деятельность.
Развивать умение анализировать, составлять целое из частей.
Воспитывать нравственно-патриотические чувства, эмоционально-ценностное отношение к малой Родине.
Публикация «Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР „Экскурсия по городу Ульяновску“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Ульяновская область
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Воспитывать чувство любви и привязанности к родному городу, его знаменитым горожанам.
Воспитывать гордость и уважение к людям, прославившим родной город.
Закрепить правила поведения в общественных местах.
Оборудование:
«Автобус» из мягких модулей;
микрофон;
фрагмент русской избы с деревянными предметами быта, сувениры;
разрезные картинки с изображениями самолётов;
оформление стелы с макетами самолётов;
слайды, спроецированные на экран:
1) здание детского сада;
2) завод «Авиастар»,
3) грузовые и пассажирские самолёты, выпускаемые на заводе «Авиастар»,
4) цех окончательной сборки,
5) улица Карбышева,
6) памятник Карбышеву,
7) императорский мост,
8) поезд едет по мосту,
9) улица Гончарова,
10) улица Гончарова, украшенная флагами,
11) портрет Минина,
12) портрет Пожарского,
13) портреты Минина и Пожарского,
14) памятник Минину и Пожарскому в Москве,
15) театр кукол,
16) картинная галерея имени А. А. Пластова,
17) портрет художника,
18) село Прислониха,
19) памятник Пластову,
20) музей городского быта,
21) театр юного зрителя;
видеоряд к песне «У моей России …» /музыка Г. Струве,
слова Н. Соловьёвой/;
музыкальное сопровождение:
• звуковой фон - стук колёс,
• гимн авиастроителей города Ульяновска,
• песня «У моей России …» /музыка Г. Струве, слова Н. Соловьёвой/;
репродукции картин Пластова:
• «Первый снег»,
• «Ужин тракториста».
Ход мероприятия:
Дети заходят в зал.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Экскурсия по городу Ульяновску». Как вы думаете, кто проводит экскурсию? (Экскурсовод) Кто желает стать экскурсоводом? Обзорную экскурсию мы совершим на автобусе, который вас ожидает! Давайте выберем водителя. Я вас приглашаю к столику, где вы можете подобрать необходимые для поездки предметы. Экскурсовод! Ты можешь организовать экскурсию.
Показ слайда № 1.
Экскурсовод (ребёнок) : Уважаемые гости! Приглашаем вас на обзорную экскурсию на комфортабельном автобусе по городу Ульяновску. Уверяю вас, что экскурсия будет очень интересная и содержательная. Прошу пройти и занять свои места. Меня зовут … Вы можете обращаться ко мне со всеми вопросами.
Уважаемы пассажиры! Сейчас мы с вами отправляемся на завод «Авиастар». Здесь работают люди разных специальностей: рабочие, инженеры, конструкторы, но все они - авиастроители. Они делают современные пассажирские и грузовые самолёты, которые славятся во всём мире. Ну, вот мы и подъехали к заводу.
Показ слайда № 2.
Показ слайда № 3.
Воспитатель: Уважаемые гости, я предлагаю вам пройти в цех окончательной сборки, где вы можете попробовать свои силы и сконструировать собственные самолёты, почувствовать себя настоящими авиастроителями.
Показ слайда № 4.
Д/и «Собери самолёт», «Назови город (страну)».
Воспитатель: Я приглашаю вас сфотографироваться на память около самолётов.
Экскурсовод (ребёнок) : Продолжаем нашу экскурсию. Все проходим в автобус.
Показ слайда № 5.
Сейчас мы едем по улице Карбышева.
Показ слайда № 6.
Дмитрий Михайлович Карбышев принимал участие в Великой Отечественной войне. Посмертно Карбышеву было присвоено звание Героя Советского Союза. В Новом городе установлен памятник генералу Карбышеву. А сейчас наш автобус следует по направлению к центру города Ульяновска.
Воспитатель:А кто ещё хочет быть экскурсоводом (смена экскурсовода)
Показ слайда № 7.
Экскурсовод (ребёнок) : Мы приближаемся к Императорскому мосту, самому длинному в нашей стране. Он стоит на реке Волга.
Показ слайда № 8.
По нему ездят не только автомобили, автобусы, но и пассажирские, товарные поезда. (Звучит музыка - стук колёс поезда). Наш автобус въезжает на главную улицу нашего города - улицу Гончарова.
Показ слайда № 9.
Показ слайда № 10.
Воспитатель: Обратите внимание, как красиво украшена улица. Как вы думаете почему? Верно, 4 ноября вся наша страна будет отмечать День народного единства. Во все времена русские люди любили свою родину. Во имя родной страны совершали подвиги, слагали о ней песни, пословицы и стихи.
Ребё нок: Что мы Родиной зовём?
Край, в котором мы растём
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём …
Воспитатель: Но не всегда, ребята, народы России жили в единстве. Россия не раз переживала времена, когда нарушалось её единство. Послушайте, что произошло 400 лет назад.
Показ слайда №11.
- Староста Кузьма Минин, ребята обратите внимание на его портрет, начал собирать войско для борьбы с врагами.
Показ слайда № 12.
- Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени - известного своей храбростью и честностью князя Дмитрия Пожарского, обратите внимание – это портрет Дмитрия Пожарского.
Показ слайда № 13
- Начались бои за Москву. И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей! Когда настали мирные времена, царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная.
Показ слайда № 14.
- В Москве есть памятник Дмитрию Пожарскому и Кузьме Минину. Теперь мы празднуем День народного единства как заслуженный праздник. Помните всегда, ребята: нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать и забывать обиды.
Главное мы вместе! Главное, мы дружно!
Главное, мы с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушных в жизни не нужно!
Злобу, обиду из сердца гони!
Танец с тканями «Российский флаг» под песню «У моей России …».
/На экране видеоряд к песне/.
Показ слайда № 15.
Экскурсовод (ребёнок) : Уважаемы гости! Посмотрите налево. Мы проезжаем театр кукол. 2 ноября на сцене этого театра будет показана сказка Ш. Пьеро «Красная Шапочка». Двери театра открыты для всех. Приходите и смотрите! Наш автобус подъехал к картинной галерее имени Пластова. Прошу на выход.
Показ слайда № 16.
Воспитатель: Ребята! Давайте вспомним правила поведения в галерее.
Показ слайда № 17. Экскурсовод (педагог по изобразительной деятельности) : Здравствуйте! Я приветствую вас на выставке картин великого художника, нашего земляка Аркадия Александровича Пластова.
Показ слайда № 18.
- А вы знаете, что это за профессия – художник? А вот маленький Аркаша Пластов не знал. Родился он в селе Прислониха, близ Симбирска. Здесь прошло его детство. У этого местечка очень хорошее название – Прислониха.
- Как вы думаете, почему именно так назвали это местечко?
- Подумайте, откуда могло появиться это слово? Что оно напоминает?
Вечереет. В округе тихо.
Ждёт природа спокойных снов.
Здравствуй, русская Прислониха,
Деревенька среди лесов … /А. Чесноков/
- Очень рано Аркаша начал помогать отцу по хозяйству, работал в поле. Так бы и не узнал о художниках, если бы не случай: в Прислониху приехали настоящие художники расписывать церковь. Аркаша наблюдал за их работой каждый день. А когда художники уехали, он взял слово с отца, что он купит ему краски и решил, что станет художником.
Показ слайда № 19.
- Позже, когда он вырос и стал настоящим художником, он построил себе в Прислонихе мастерскую, в которой стал писать картины.
- Мы сейчас пройдём по выставке и посмотрим некоторые из них.
- Эту картину Пластов назвал «Ужин тракториста».
- Вечер. Тишина небес на миг посетила землю.
- Тихо. Послушаем звуки картины. Слышно, как звонко льётся из кринки молоко, как мягко входит нож в ещё тёплую краюху хлеба, негромко вздыхает приглушённый трактор, как шелестят травы.
Нетерпеливо постукивает деревянной ложкой молодой вихрастый русый паренёк, тихо мурлычет нехитрую песенку милая курносая девочка в белой косынке.
Лучи зари осветили набухшие жилы на корявых, тяжёлых кистях рук тракториста. Сама жизнь. Без прикрас.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
- Ещё вчера в деревне было пасмурно и грязно. Дети не выходили гулять, боялись испачкаться. Проснулись утром от белого яркого света из окна, выглянули и, быстрее накинув на себя одежду, выбежали на крыльцо. На картине мы видим первый день зимы в русской деревне. Огромные снежные хлопья падают с небес на землю, на берёзу, на крыши домов. Деревенские дома точно обновились. Это не те дома, что были вчера под осенним дождём. Изба на переднем плане, на крыльце которой стоят дети, кажется новой.
И снег пошёл, пошёл, пошёл …
Как цвет черешен.
Он был не лёгок, не тяжёл,
А просто нежен. /Шаргородский А. А. /
Воспитатель: Ребята, нам нужно поблагодарить экскурсовода за интересную и содержательную экскурсию. Пора ехать дальше. Занимайте свои места.
Экскурсовод (ребёнок) : Наша с вами следующая остановка в Музее городского быта.
Показ слайда № 20.
Воспитатель: Ребята! Мы находимся в Музее городского быта. Здесь мы видим деревянные предметы: посуду, коромысло, лавки, стол, сундук. От всех этих предметов веет теплом, уютом. Когда-то ими пользовались люди, они им были очень необходимы. Женщины когда-то вышивали, ткали, пряли кружева, мужчины пряли из лыка лапти, из ивовых прутьев корзины, вырезали из дерева посуду. Если вас заинтересовал этот музей, мы его непременно посетим в следующий раз. А я вам предлагаю поиграть в хороводную игру, в которую играли очень давно дети нашего края.
Хороводная народная игра «Найди свой круг».
Показ слайда № 21.
Экскурсовод (ребёнок) : Уважаемые гости! Сейчас мы с вами отправляемся в театр юного зрителя. Сегодня состоится премьера постановки пьесы сказки «Репка» на новый лад Юрия Криуш.
/В инсценировке участвуют дети среднего возраста/.
Воспитатель: Я вам предлагаю вспомнить правила поведения в театре.
(Дети перечисляют правила поведения в общественном месте) Ребята, понравилась вам наша большая экскурсия по городу? Что больше всего произвело впечатление, что запомнилось? Вот мы и подъехали к театру. Большое вам спасибо. На память о нашем городе мы вам дарим небольшие сувениры. (Экскурсовод дарит сувениры. Дети выходят из автобуса).