Светлана Якушева
Конспект образовательной ситуации «Комнатные растения — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст детей : 4-5 года.
Образовательные области : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: расширить представления детей о комнатных растениях, их пользе и строении.
Задачи:
Публикация «Конспект образовательной ситуации „Комнатные растения — наши друзья“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2017
- формировать знания детей о комнатных растениях; закреплять умение узнавать знакомые растения, называть их части; пополнять словарный запас детей.
- развивать образное восприятие, воображение, творчество;
- воспитывать бережное отношение и любовь к природе, желание ухаживать за комнатными растениями.
Предварительная работа: рассматривание комнатных растений в уголке природы; разучивание пословиц и поговорок о растениях; рассматривание иллюстраций на тему «Комнатные растения», создание проектов с семьями воспитанников на тему: «Мое любимое комнатное растение».
Оборудование: в цветочных горшках комнатные растения : фиалка, фикус, герань, бегония; лейка, губка для протирания листьев, палочка для рыхления почвы, интерактивная доска, презентация «Зимой в лесу», презентация «Цветущие комнатные растения», интерактивная игра «Строение комнатных растений», пластилин, доска для лепки, салфетка, стека на каждого ребенка, тарелка для готовых работ, конверт для рисунков, цветные карандаши, фломастеры, альбомные листы на каждого ребенка, аудиозапись звуков стука и шума в дверь.
Ход работы:
1. Мотивационно-ориентировочный этап
Воспитатель: Ребята, а что это шумит за дверью, я слышу шум и странные звуки, как- будто кто-то пытается открыть нашу дверь (воспроизводится звук стука в дверь).
Воспитатель: Я вам предлагаю открыть дверь и впустить гостя (открывает дверь, за ней игрушка-заяц в зимней шубке).
Заяц: Здравствуйте, ребята, пустите меня к себе в группу, я очень замерз в лесу.
Воспитатель: Ребята, впустим зайчика к нам погреться? (Да).
Воспитатель: Ребята, а ведь и правда, наступила зима и наш гость в зимней шубке. Какого она цвета? (белого, а как вы думаете, почему именно белую шубку зайчик надел зимой? (потому, что в лесу сейчас лежит белый снег, и чтобы стать незаметным для волков и лисиц зайчик надел белую как снег шубку).
Заяц: Да, ребята, вы правы, сейчас в лесу очень много снега и совсем нет никаких растений – всё спрятано под белым пушистым снегом. Я для вас даже принес интересное кино, оно так и называется «Зима в лесу». Хотите посмотреть? (Да)
Демонстрируется презентация на экране интерактивной доски «Зима в лесу»
2. Поисковый этап.
Заяц: Именно так сейчас в лесу – всё белым-бело и мне нечего кушать. А у вас, я смотрю, в группе очень много вкусненьких растений! (оглядывается на уголок комнатных растений, осматривает его с интересом). Я сейчас тут и наемся! (делает вид, что хочет оторвать листок от фиалки и прожевать его).
Воспитатель: (останавливает Зайца жестом). Что ты, зайка, ведь эти растения есть нельзя, это ведь комнатные растения!
Заяц: Ребята, а ведь я совсем не знаю что это такое – комнатные! Для чего они вам, и почему их нельзя погрызть? Я бы хотел узнать о них получше, а как это сделать, совсем не знаю…
Воспитатель: Ребята, поможем нашему другу? (Да, конечно) А что нам нужно для этого сделать? (рассказать о комнатных растениях, их строении, показать, как мы за ними ухаживаем).
Воспитатель: Зайчик, мы с ребятами сегодня покажем тебе наши растения, расскажем о них и их строении, научим тебя за ними ухаживать, а еще покажем презентацию, где ты сможешь увидеть, как эти растения цветут, и почему мы их не едим, а еще мы с ребятами вылепим для тебя морковки, чтобы ты смог покушать и взять их с собой. Хорошо?
3. Практический этап
Воспитатель: Зайчик, отгадай загадку:
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
(Комнатные растения).
Зайчик: Не знаю…
Воспитатель: Зайчик, это комнатные растения, а называются они комнатными, потому что они растут только в комнате, на улице они погибнут, им нужна наша помощь и внимание.
Воспитатель: Ребята, давайте познакомим Зайчика с нашими комнатными растениями и расскажем о них. (Подходят к уголку комнатных растений).
1-й ребенок: Это фиалка, у неё нежные, словно бархатные зеленые листочки с белым налетом, они плотно прилегают к стеблю, фиалка очень красиво цветет и бывает разнообразна в окраске.
2-й ребенок: Это фикус, у него большие листья овальной формы, темно – зелёного цвета, он может вырасти очень высоким, а цветет он редко, но его цветок тоже очень красивый!
3-й ребенок: А это герань, у неё много листьев, они интересной формы, полукруглые и как кружевные, а ее цветы яркие и очень хорошо пахнут, когда цветут, она тоже бывает разная и цветки разного цвета.
4-й ребенок: Это растение называется бегония, её листочки похожи на сердечко, с темно-зелеными прожилками в середине, она тоже очень красиво цветёт.
Заяц: Ребята, вы мне рассказали о своих любимых растениях, и теперь я понял, почему вы их не едите – ведь они нужны для красоты, чтобы вы могли ими любоваться. И я предлагаю вам поиграть!
Физкультминутка «На окошечке в горшочках» :
На окне в горшочках
Поднялись цветочки.
К солнцу потянулись,
Солнцу улыбнулись,
К солнышку листочки
Повернут цветочки,
Развернут бутоны.
В солнышке утонут.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Заяц: Ребята, мне очень понравились комнатные растения, они все разные и очень красивые!
Воспитатель: Да, зайчик, но у них есть и общее – это их строение и сейчас мы тебя научим узнавать и называть основные части растений. Но для начала запомни, что все комнатные растения живут в своих домиках – горшочках, они тоже бывают большие и маленькие, высокие и низкие. (Предлагает детям с помощью интерактивной игры «Части растений» составить целый цветок и рассказать о его частях: корень, стебель, листья, цветок, их назначении).
Дети по порядку выставляют картинки на интерактивной доске с помощью указки-карандаша, попутно рассказывая о частях растений : корень, стебель, листья, цветок. В результате на доске должно появиться изображение – схема строения комнатного растения.
Заяц: Вот теперь мне всё понятно! Спасибо вам, очень интересно!
Воспитатель: Так как многие растения зимой не цветут, то я вам предлагаю посмотреть замечательный фильм о том, как цветут комнатные растения. (Показ презентации, комментарии с названием цветка).
Воспитатель: Самое главное, Зайка, чтобы и наши растения так же замечательно цвели, мы за ними правильно ухаживаем, и сейчас мы тебе это покажем!
(Дети совместно с воспитателем показывают приемы ухаживания за растением, подробно разъясняя свои действия: рыхление – чтобы корешок дышал, протирание пыли на листьях – чтобы растение лучше впитывало в себя солнышко, полив – чтобы растению было чем питаться, и земля не высохла).
Заяц: Ребята, теперь я запомнил, что комнатные растения живут в комнате, вы их любите, за ними ухаживаете и знаете их строение. Но ведь я по-прежнему очень хочу кушать…
Воспитатель: Ну конечно, мы тебя накормим, правда, ребята? Что любит Зайка больше всего? (морковку) Правильно! Сейчас мы пройдем на свои рабочие места и вылепим тебе много-много морковки, чтобы хватило надолго!
Дети выполняют задание, так как им уже знакомы приемы лепки морковки, воспитатель лишь контролирует процесс, попутно подсказывая и поощряя детей. После лепки все морковки дети складывают на тарелочку и отдают Зайцу, который хвалит ребят, оценивает морковки.
Заяц: Спасибо вам, ребята! Я побегу в лес, угощу других зайцев, ведь морковки много, хватит на всех! (Убегает)
4. Рефлексивно-оценочный этап.
Воспитатель: Ребята, а вам понравилось общаться с Зайчиком? (Да) Что мы сегодня делали? (Мы помогли Зайчику узнать, что такое комнатные растения, их строение, название, как за ними нужно ухаживать, посмотрели фильм про них, поиграли в игру).
Воспитатель: Мне тоже понравилось, как вы все работали и помогали Зайцу, а кому было трудно и в чем? (Ответы детей)
Последующая работа:
Воспитатель: Вы добрые ребята и мы можем нарисовать комнатные растения для других обитателей леса, а затем отправить им их в конверте, ведь они еще не знакомы с нашими друзьями – комнатными растениями! (дети приступают к выполнению работы, срисовывая растения с натуры, затем рисунки складываются в конверт и «отправляются» в лес).