МААМ-картинки

Конспект ООД в старшей группе «Башкирский национальный костюм» (2 фото)

Танзиля Гильмутдинова
Конспект ООД в старшей группе «Башкирский национальный костюм»

Конспект

организованной образовательной деятельности

Область: Познавательное развитие

Тема: «Башкирский национальный костюм»

Возрастная группа : старшая группа

Выполнил:

воспитатель

Гильмутдинова Т. Б.

категория: высшая

с. Красная Горка

2021г.

Публикация «Конспект ООД в старшей группе „Башкирский национальный костюм“» размещена в разделах

Цель: Ознакомление детей с башкирским национальным костюмом.

Задачи:

образовательные:

- Формировать знания детей об особенностях башкирского национального костюма;

- закрепить элементы одежды (камзул, кулмек, ситек, монлайса);

развивающие:

- развивать и обогащать речь;

- активизировать в речи детей названия элементов национальной одежды.

воспитательные:

-воспитывать у детей чувство патриотизма

- воспитывать любовь к родному краю, уважение к башкирскому народу;

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,

Средства реализации: башкирский национальный костюм, дети в башкирских национальных костюмах; одежда башкирского народа; аудиозапись башкирской музыки; слайды.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с изображением людей в башкирских национальных костюмах; знакомство с куклами в башкирских костюмах,

- беседы о башкирском народе, их традициях,

- дидактическая игра «Наряди куклу в национальный костюм»

- рисование «Укрась коврик», аппликация «Пялушка».

- экскурсия в краеведческий музей.

Активизация словаря: егет,кыз, курай, кумыз, батыр, кульмяк, камзул, ситек, кумьяулык, кашмау

Методические приемы:

1) Звучание башкирских мелодий.

2) Беседа.

3) Вопросы к детям.

4) Рассматривание башкирского костюма.

5) Объяснение.

6) Сюрпризный момент.

7) Физминутка.

Ход ООД: Орг. момент. Поздороваться с гостями.

О чем сегодня будем говорить, подскажут стихотворения, которые расскажут наши дети Альфия, Алмаз.

Башкирия, моя земля и небо,

Моя любовь, мой соловьиный край,

Мне жаль того, кто здесь ни разу не был,

Мне жаль того, кому не пел курай.

Башкортостан-чудесная земля

Воспитатель:О чем сегодня будем говорить?

Башкортостане.

С каким чувством, любовью писали поэты о родном крае, о Башкортостане. Какие нежные слова использовали: соловьиный край, как белый лебедь.

Да, наша Родина наше самое большое богатство. Чего только здесь нет:и нефть, и мед, и железо, и золото. Здесь горы, вознесшиеся до облаков:Иремель, Янган-тау, красивая Агидель, тихая Дема, певун Ашкадар. Есть озера Асылыкуль, Кандрыкуль, знаменитая пещера Шульганташ. Знаменитый на весь мир башкирский мед, кумыс, башкирские лошади. Вот какая прекрасная, чудесная наша Республика Башкортостан. (рассказывая воспитательница показывает картины) .

В какой республике мы живем?

-в каком районе мы живем?

-главный город республики?

Воспитатель: Ребята, сядьте все удобнее и представьте себе, что мы древние люди –башкиры (звучит музыка башкирск. Мелод)

К нам в гости пришли Альфия и Алмаз (Куклы).Они любят слушать стихи.

Давным-давно это было. Жили-были старик и старуха. Жили они очень хорошо. Не было тогда ни войн, ни горя. В реках водилось очень много рыбы, строили плотины бобры; в лесу бегали разные звери, в горах водились олени. Вскоре у старика со старухой родился сын – джигит. Очень любили они своего малыша, кормили рыбьим жиром, кутали в медвежью шкуру. Когда шкура стала мала, стал помогать егет своим родителям. Вскоре родителей не стало, и остался егет один. Долго ли, коротко ли, надоело егету жить одному, и пошёл он туда, куда глаза глядят. Долго он шёл дорогами длинными, и повстречалась ему на пути девушка- красавица. Понравились они друг другу, поженились и стали жить вместе. Родились у них дети. Дети выросли, и у них появились дети, а у этих детей ещё дети. Так и появился башкирский народ и Башкирия. Башкортостан – богатый край. Он богат нефтью, газом, углём. Повсюду тянутся обширные хлебные поля. Столица нашей родины Уфа. Наша республика занимает большую территорию. Живут

люди разных национальностей

Физминутка

Встало утром солнышко и гулять отправилось;

И на нашей улице все ему понравилось.

Побежало солнце золотой дорожкой, и попало солнце прямо к нам в окошко.

(Движения выполняется под легкую, башкирскую музыку

Воспитатель: Посмотрите, я сегодня нарядилась. Красивое платье одела. Что же это такое? Как вы думаете?

Дети: Одежда, костюм.

Воспитатель: Да, это костюм. Но не просто костюм, а башкирский национальный костюм. Давайте рассмотрим его. Это женский костюм. Вот этот длинный кафтан в форме халата – называется кульмяк, повторим это слово, кульмяк открыт от верха до низа, до ног. Под него надевается сшитая из полотна длинная рубашка с очень широкими рукавами, поверх платья одела - камзол, а украшения на одежде – серебряные монетки. Если женщина находилась дома, то халат (кульмяк) она уже не одевала, а оставалась в одной рубашке. А на ногах - сапожки, которые называются итек (повторить слово).

Женские платья вышивались бисером и стеклянными пуговицами, металлическими звёздочками и крупинками. Украшали платья нашивкой лент вокруг нагрудного разреза и на подоле. Нагрудная повязка (кукррэксэ) – прикрывала грудь.

И у женщин, и у мужчин были штаны, они назывались – ыштан. Были также суконные халаты – сэкмэн. У женщин были очень красивые головные уборы с серебряной нашивкой. Крупные монеты расшивались на шлем вокруг отверстия (кашмау). Есть околоушные подвески – сулпы. Вот это головной убор – кумьяулын – платок - покрывало.

А теперь рассмотрим мужской костюм (на кукле). У мужчин было платье - летнее из белой шерсти. Под верхним халатом – дорогая серебряная убранная драгоценными камнями – бляха бархатного коврового пояса, на одном бедре - калта (кожаная плоская сумка, на другом бедре – натруска (сумочка для узкого ножа и для дроби). Мужские штаны – салбар, на голове – тюбетейка. Её носили дома. На улице носили меховую шапку – бурэк из волка, лисы, песца. На ногах башкиры носили башмаки и глубокие галоши. Национальная обувь – это башкирские сапоги – итэк (на твёрдой подошве с шерстяными чулками). Дома носили комнатные туфли – кэуэш.

Воспитатель: Игра-хоровод"Тирмэ"

Мы веселые ребята

Соберемся все в кружок,

Поиграем и попляшем

Разбежимся на лужок

Ля-ля-ля-ля

(в хороводе после окончания музыки дети бегут в свои стулья, берут платок за концы, натягивают над собой в виде шатра) .

(Игра проводится 2-3 раза.)

Воспитатель: А сейчас послушаем стихотворении о Башкортостане,

читает Наркэс.

Читает стихотворение София о богатстве Башкортостана.

О музыкальном инструменте башкирского народа, «Курае», стихотворение прочтет Дмитрий

9звучит мелодия курая) Поиграем в игру:скажи одним словом (кашмау, камзол, зилян, хакол-национальная одежда, украшения (Асылыкуль, Яктыкуль, Мултан-озера) .

Анализ занятия.

Ребята, сегодня вы многое узнали о Башкортостане, познакомились с костюмами. Давайте ещё раз повторим названия деталей (называют). Молодцы!

Конспект ООД в старшей группе «Башкирский национальный костюм»
Фото «Башкирский национальный костюм»
Публикации по теме:

Дидактическая игра «Одень кукол в национальный костюм» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Одень кукол в национальный костюм» для детей старшего дошкольного возраста Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Так знакомство с костюмами русского, калмыцкого.

Фольклорный башкирский праздник «Мой национальный костюм». ФотоотчетФольклорный башкирский праздник «Мой национальный костюм». Фотоотчет Фольклор – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом.

Фоторепортаж «Большой фестиваль адыгской культуры. Часть третья «Адыгейский национальный костюм»Фоторепортаж «Большой фестиваль адыгской культуры. Часть третья «Адыгейский национальный костюм» Приятного дня, дорогие друзья! Продолжаю фоторепортаж с "Большого фестиваля адыгской культуры". Представляю Вашему вниманию третью часть,.

Фотоотчет о работе над проектом «Адыгский национальный костюм»Фотоотчет о работе над проектом «Адыгский национальный костюм» Учитывая, что дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, педагогическим.

Фотоотчет о празднике «Национальный костюм народов Мордовии»Фотоотчет о празднике «Национальный костюм народов Мордовии» Между Волгой и Уралом Мы одной семьей живем. И Россию мы недаром Нашей матушкой зовем. Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет праздника «Национальный.

Интерактивная экскурсия в кабинете педагога-психолога «Карельский национальный костюм»Интерактивная экскурсия в кабинете педагога-психолога «Карельский национальный костюм» Друзья, вчера я рассказала Вам о своем увлечении, а сегодня делюсь тем, как я использую его в своей деятельности с детьми. В этом году.

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием регионального компонента «Башкирский национальный орнамент» Конспект нод в подготовительной группе с использованием регионального компонента «Башкирский национальный орнамент». Программное содержание.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Русский народный костюм» МБДОУ № 45 детский сад "Ручеек" с. Кагальник Азовского района Ростовской области Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с.

Лэпбук «Белорусский национальный костюм»Лэпбук «Белорусский национальный костюм» Лэпбук - "мини-энциклопедия" в которой собрана разнообразная информация на определенную тему. Для знакомства воспитанников с особенностями.

Проект «Ознакомление дошкольников с Традициями бурятского народа» (Национальный костюм) ПРОЕКТ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ БУРЯТСКОГО НАРОДА» (НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ) Бурятский национальный костюм. Автор проекта: учитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД в старшей группе «Башкирский национальный костюм»
Опубликовано: 29 января 2022 в 15:15
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД