Ирина Коршунова
Конспект ООД по познавательному развитию «Волшебница-вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по познавательному развитию
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 комбинированного вида»
КОНСПЕКТ ООД
ОО «Познавательное развитие»
На тему: «Волшебница – вода»
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила: воспитатель
МДОУ «Детский сад № 4 КВ»
Коршунова Ирина Ивановна
Дата проведения: 1.12.2017 года
Количество детей: 18 человек
Время: 9.30
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию „Волшебница-вода“» размещена в разделах
Взаимодействие образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, музыкальная, изобразительная, двигательная.
Программное содержание:
1. Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья. Продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу круговорота природы.
2. Совершенствовать навыки проведения опытов и экспериментов.
3. Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
4. Познакомить детей со стихотворениями, загадкой о воде, глобусе.
5. Совершенствовать умение равномерно закрашивать изображение кисточкой.
Дать представление о том, как звучит шум дождя, реки, водопада, моря.
6. Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов. Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мелкую и общую моторику.
7. Формировать сознательное отношение к своему здоровью.
8. Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде. Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
Обогащение словаря: круговорот воды, пресная вода.
Активизация словаря: модель, глобус, лаборатория, опыты, оборудование, испарение, осадки, течёт, смачивает, тает, испаряется.
Оборудование:
Глобус, круг из бумаги, яблоко, макет «Круговорот воды в природе»
Аудиозаписи: «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь». Проектор.
Презентация к теме: «Волшебница – вода».
Раздаточный материал: водные раскраски, кисти, неразливайки с водой,
пластиковые стаканы с водой (3 шт. на каждого ребёнка, ложечки, баночки с сахаром и мукой, камни, карандаши цветные, тарелочки с водой, губки.
Предварительная работа:
Проведение опытов «Узнаем, какая вода», «Агрегатные состояния воды», «Растворимость веществ в воде», «Тонет – не тонет».
Рисование в технике «по-мокрому», рисование пипеткой «Роса».
Наблюдение за водой в природе (дождь, туман, снег, лед, иней, сосульки, лужи, море).
Чтение сказки Н. А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок.
Заучивание стихотворений С. Погореловского «Родник иссяк, ручей ослаб…», Рыжовой А. И. «Вы слыхали о воде?»
Содержание деятельности:
- Дети, сегодня на наше занятие пришли гости, это воспитатели нашего детского сада, они хотят посмотреть, какие вы умненькие и воспитанные детки. Давай поздороваемся с гостями!
Игра-приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки поработают,
Ножки потопают.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
- Дети, вы быстро догадаетесь, о чём мы будем сегодня говорить, если отгадаете загадку:
С горы сбегая без труда,
Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда —
Руби хоть топором!
Нагрей ее — и к небесам
Она взлетит тогда.
Теперь любой ответит нам:
Зовут ее —. (вода).
Просмотр слайда № 2
- Ребята, скажите, а что вы знаете о воде? (Дети по очереди читают стихотворение Рыжовой А. И.)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!
- Молодцы, ребята! Напомните мне, пожалуйста, в каких состояниях встречается вода?
( Ответы детей: вода бывает жидкой, твёрдой, газообразной)
Просмотр слайда № 3
- Дети, скажите, для кого и для чего нужна вода?
( Ответы детей: вода нужна для людей, животных, деревьев, растений)
Просмотр слайда № 4
- Ребята, а что можно делать с водой?
( Ответы детей: вода нужна для того, чтобы помыть машину, полить цветы, постирать бельё и т. д.)
Просмотр слайда № 5
- Молодцы, дети, вы много знаете о воде! А теперь отгадайте мою следующую загадку, тогда узнаете, что спрятано под этой тканью.
На ноге стоит одной
крутит, вертит головой
Нам показывает страны
реки, горы, океаны.
(Дети отгадывают загадку, снимают салфетку)
Просмотр слайда № 6
- Дети, что это такое? ( ответы детей: глобус)
- Дети, скажите, что такое глобус?
- Правильно - это модель Земли? А какой формы наша планета - Земля? ( Ответы детей: Земля - круглая)
- На глобусе много голубого цвета, что это?
( Ответы детей: это вода - моря, реки, океаны.)
- А, что обозначено желтым цветом? ( Ответы детей: это суша)
- Скажите, чего больше на Земле: воды или суши? (воды)
- Правильно, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты. Посмотрим, что это значит на примере яблока: разрезаем яблоко на 4 части, показываю детям 3 части – это вода, 1 часть суша.
- Рассмотрим на плоскостной модели. Глеб, возьми круг, вырезанный из бумаги, сложи его пополам, затем ещё раз пополам. Разверни лист, и что же мы видим? Линии сгиба разделили круг на 4 части, три из них окрашены голубым цветом, а одна часть жёлтым.
- Молодец, Глеб, ты справился с заданием!
-Вода – чудо природы. Почему? Благодаря своим волшебным свойствам. Ни одно существо не обходится без воды.
Без пищи мы можем прожить 49 дней.
Без воды человек может прожить не больше 2-х суток.
- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна. Растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?
- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин - это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)
- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
-Дети, скажите, как мы с вами можем беречь воду? ( Ответы детей: бережно, экономно пользоваться водой, следить, чтобы краны с водой всегда были закрыты)
Просмотр слайда № 7
- А сейчас мы послушаем Даниила Ж. и Соню В., что они нам расскажут о воде?
(Ребёнок читает стихотворение С. Погореловского)
-«Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана, кап-кап-кап
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря-зря-зря
А то пройдёт немного лет
И нет водицы – нет-нет-нет»
- Бережливым будь с водой
И, как только воду взял
Хорошенько кран закрой!
- Дети, настала пора нам немного отдохнуть, встаньте дружно все в кружок.
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
- Ребята, на этом сюрпризы ещё не закончились, сегодня мы с вами превратимся в учёных и отправимся в «Лабораторию Почемучек». А, что такое лаборатория, кто скажет? (ответы детей)
- Правильно, это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.
- Приступим к нашему исследованию.
Нас ждут интересные опыты и открытия. Вы готовы?
- Дети, посмотрите на стаканчики с водой, скажите, какого она цвета? (ответы детей)
- Правильно, вода бесцветная. Опустите камешек в воду, вы его видите? Значит, какая ещё вода? (ответы детей) Правильно – прозрачная. – Понюхайте, может быть, вода имеет запах? (ответы детей) Да, действительно вода не имеет запаха.
- Проведём следующий эксперимент, попробуйте воду на вкус из второго стаканчика (в нём находится тёплая кипячёная вода, какая она? Правильно – безвкусная. А теперь насыпьте одну ложечку сахарного песка и размешайте - попробуйте. Какой стала вода? Куда подевался сахар? (ответы детей)
- Да, ребята, ещё вода является растворителем, она растворяет сахар, соль, поэтому на основе воды повара готовят супы, компоты и т. д., но вода растворяет не всё. Насыпьте, пожалуйста, в третий стаканчик ложечку муки и перемешайте. Что получилось? (ответы детей)
- Правильно, вода окрасилась в белый цвет, но это ненадолго и в конце занятия вы в этом убедитесь. Мука не растворилась в воде, она тяжелее неё и скоро осядет на дне стаканчика.
- Дети, теперь, вы можете самостоятельно сделать вывод о том, что узнали о воде. Кто может назвать все, изученные свойства воды? (Ответы детей)
Показ слайда № 8
- Ребята! Свойства воды позволяют воде путешествовать.
Послушайте сказку о путешествии капельки…“Путешествие капельки и ее волшебные превращения”.
“Жила-была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже…”.
- Продолжение каждый из вас может придумать сам. Кто хочет рассказать? ( Ответы детей: выглянуло солнышко, пригрело Землю, а капелька с подружками превратилась в пар и полетела в небо, где они образовали облачко)
- Ребята, как называется такое явление в природе? (Ответы детей)
- Правильно, круговорот воды в природе.
Просмотр слайда № 9
- Давайте с вами проведём эксперимент – как образуется туча и пойдет дождь. Дети, опустите губку в тарелочку с водой. Вода впиталась в губку, поднимите губку над тарелочкой, слегка сожмите: вода капает, пошёл дождь.
-Ребята, а вы знаете о том, что вода может петь? Вы, конечно, слышали, как она поёт и сейчас вам предстоит послушать и определить, что это за звуки. Если вы угадаете правильно, то на экране появится картинка с изображением.
Звучание музыки – «Шум дождя», «Шум моря», «Шум ручейка», «Шум водопада»
Последовательный показ слайдов № 10 - №13
- Дети, вода действительно – волшебница и сейчас вы в этом убедитесь. Перед вами на столах рисунки, которые превратятся в разноцветные, если вы их раскрасите водой. Не верите! Тогда попробуйте!
(Дети закрашивают изображение на рисунках водой. Воспитатель напоминает детям о том, как нужно держать кисть, следит за осанкой)
- Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданиями! Какие красивые рисунки у вас получились!
– Дети, вам понравилось быть учёными и проводить эксперименты?
- Что понравилось больше всего?
– Что бы вы хотели рассказать?