Лучший педагог года

Конспект НОД по познавательному развитию «Лёд, вода, пар»

ИРИНА КЛЮЕВА
Конспект НОД по познавательному развитию «Лёд, вода, пар»

Конспект НОД по познавательному развитию

(«исследование и эксперименты») в старшей группе д/с

Тема : «Лёд, вода, пар»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Задачи:

Формировать у детей представления о единстве агрегатных состояний — лёд, вода, пар. Закрепить свойства воды.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Лёд, вода, пар“» размещена в разделах

Развивать познавательную инициативу, способность к преобразованию.

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, бережное отношение к природным ресурсам Земли (воде).

Методы и приё мы: практические (проведение опытов, динамическая пауза, наглядные (рассматривание слайдов, предметов и результатов опытов, словесные (беседа, чтение сказки, стихотворения)

Материалы и оборудование : ноутбук, таблички-вывески, на столах 1-лёд, 2 — пар, 3-вода; нарукавники и фартуки у детей на спинках стульчиков; в 3-ей лаборатории — на 1-ом столе — 2 одноразовых стаканчика с водой, камешек; на 2-ом столе — графинчик с водой, 2 сосуда разной формы — конусообразной и круглой; на 3-ем столе — 2 тарелки с растаявшим снегом, 2 лупы, пакет полиэтиленовый.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие, игровая, двигательная.

Образовательной деятельности:

Приветствие:

Дети сидят на стульчиках полукругом. Перед ними на стене телевизор.

Воспитатель: «Ребята, сегодня я вам расскажу сказку, а вы попробуйте догадаться, о чём мы сегодня будем говорить.

Сказка про Змея Горыныча с тремя головами.

Однажды Настенька решила навестить свою подружку из соседней деревни. Идти к ней нужно было через лес. А Иванушка остался дома — у него дел по дому было много.

Уже вечер, а Настеньки всё нет и нет. Пошёл Иванушка искать Настеньку. Долго ли шёл Иванушка, коротко ли, и вдруг увидел большую пещеру в каменной горе. Что же там может быть? - подумал Иванушка.

Тут подлетает к нему воробушек и говорит: «Иванушка, твоя Настенька в этой пещере, её похитил Змей Горыныч». Опечалился бедный Иванушка — что же ему делать? А воробушек стал рассказывать Иванушке про Змея Горыныча: у него три головы — одна голова ледяная, другая водяная, третья — паровая.

(Показать слайд Змея Горыныча на ноутбуке)

Ледяная голова как дохнет — всё вокруг замерзает и очень холодно становится. Эта голова считала, что она самая главная, что лёд — самый важный на свете.

Вторая голова была водяная — как брызнет из головы водяная струя и всех вокруг топит, всё разрушает, всех водой заливает, всё смывает. Водяная голова тоже считала, что она самая главная, раз она может всех утопить.

Третья голова была паровая: она выдыхала горячий пар — как дохнёт паровая голова своим горячим-прегорячим паром и всех кругом обожжёт — близко подойти нельзя!

Паровая голова тоже считала, что она самая главная.

И все три головы — ледяная, водяная и паровая — всё время ссорились между собой и спорили о том, кто самый главный. Все вокруг боялись Змея Горыныча и не знали, как его победить?

Ребята, а вы хотите помочь Иванушке победить Змея Горыныча? Чем страшен Змей Горыныч? (Тем, что у него 3 разные головы: 3 разные опасности)

-Давайте подумаем, как справиться с каждой из голов.

Чем опасен лёд? (Тем, что он всё замораживает).

Чем опасна вода? (Тем, что она всё затапливает).

Чем опасен пар (Тем, что он всё обжигает).

А я вам скажу по секрету, что и вода, и лёд, и пар — это одно и то же вещество. А какое вы узнаете сами.

А поможет нам в этом наша научная лаборатория, где мы всё узнаем и сделаем выводы.

Дети надевают нарукавники и фартуки (которые висят на стульчиках) и идут в лабораторию льда, подходят к столу воспитатель просит напомнить правила безопасности при работе: - аккуратно пользуйся емкостью для воды - своевременно поддерживай порядок на рабочем столе, подтирай разлившуюся на стол воду.)

(На столе в одноразовых тарелках лежит лёд (6 шт. - по количеству детей) и ещё стоит тарелка с растаявшим снегом.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? (лёд)

Вот во что превращается вся ледяная голова Змея Горыныча.

А это что? (показываю на тарелку с растаявшим снегом).

Правильно, это снег. Этот снег, ребята, нам понадобится для наших опытов, я его уберу на другой стол.

Ребята, возьмите льдинки в руки, потрогайте их. Какой лёд? (холодный, скользкий, прозрачный)

Что-нибудь живое может расти в таких ледяных условиях? (нет)

Как мы можем победить ледяную голову Змея Горыныча (поместить её в тепло).

Ребята, а что происходит с вашими льдинками на руках? (тает).

А почему? (потому что льдинки у нас тёплые).

Давайте сделаем вывод: лед от тепла всегда тает и превращается в воду (показать картинку)

Значит, ребята, чтобы справиться с ледяной головой Змея Горыныча нам надо поместить её в тепло. Так, с 1-ой головой злого волшебника мы справились.

А теперь мы с вами перейдём в другую лабораторию и подумаем, как победить другую голову — паровую.

(Переходят к другому столу — где табличка с паром.)

Мы узнали из сказки, что пар всё обжигает. Поэтому, ребята, в этой лаборатории нужно быть очень осторожным, близко не подходите — это опасно!

Ребята, расскажите, где вы видели пар? (над горячей кастрюлей, чайником, утюгом).

Здесь у нас в лаборатории тоже есть чайник с кипятком. Сейчас я открою крышку чайника, посмотрите, что это поднимается вверх? (пар).

Ой, ребята, пар очень горячий, можно обжечься.

Как же нам победить пар?.

Сейчас я вам покажу: я возьму холодную сухую ложку и подержу её над горячим чайником. Посмотрите, пар оседает на ложке. Она стала какой? (мокрой). Что это закапало? (вода).

А как образовалась вода?.

Давайте сделаем вывод: горячий пар, оседая на холодном предмете, превращается в воду.

Значит, чтобы справиться с паровой головой Змея Горыныча, нам нужно поместить её в холод. Пар мы тоже превратим в воду.

Ребята, а помните я вам сказала, что и лёд и пар — это одно и то же? Вы догадались, что это за вещество? (правильно, вода)

А вот чтобы справиться с водяной головой Змея Горыныча нам нужно всё знать о воде.

Физкультминутка.

Лед растает и тогда будет из него… (вода) (дети плавают)

Если сильный, сильный жар, из водички будет (пар) (дети изображают пар, поднимают руки вверх и произносят Ф-ф-ф-ф)

Если пар вдруг охладиться, превратится пар в (водицу) (дети плавают)

Если холод вдруг придет, из водицы будет (лед) (дети сжимают кулаки прижимают их к груди, съеживаются)

Для этого перейдём в 3-ю лабораторную, где, проведём опыты с водой и расскажем всё о ней. (Дети проходят к 3-му столу, на котором табличка ВОДА)

-Ребята, давайте вспомним свойства воды.

Какая вода? (Прозрачная, не имеет цвета, вкуса, запаха, не имеет формы (принимает форму того сосуда, в который её наливают, вода — жидкая, льётся, при охлаждении превращается в лёд, при нагревании — в пар.)

Берут из мешочка карточки с цифрами и делятся на группы.

-Воспитатель: Вспомним правила работы в паре: уметь слушать и слышать друг друга, советоваться друг с другом, каждый высказывает свое мнение.

Воспитатель назначает руководителей групп, даё т задание:

1-ой группе - доказать, что вода прозрачная и не имеет цвета. (Наливают воду в прозрачный сосуд и кладут камень)

2-ой группе — доказать, что вода не имеет формы, принимает форму сосуда, в который налита. (наливают воду в разные сосуды, разной формы)

3-ей группе — продемонстрировать, какими свойствами обладает снеговая вода. (наливают снег в пакет и рассматривают в лупу, вода грязная)

По окончании опытов руководители каждой группы делают выводы (карточки на доску)

1. Вода прозрачная и не имеет цвета

2. Вода не имеет форму, только форму сосуда, в котором находится

3. Снег быстро тает, и снеговая вода имеет частицы грязи

А теперь давайте узнаем, что же произошло в сказке?

Хотел Иванушка пробраться в пещеру и освободить Настеньку, но тут ледяная голова стала его морозить. Не растерялся Иванушка, разжег костер, и ледяная голова испугалась горячего огня. Водяная голова стала поливать Иванушку водой, но Иванушка не испугался – ведь он умел плавать. Паровая голова стала выпускать горячий пар, но Иванушка взял Настенькино зеркальце и поставил под струю горячего пара:

Если пар вдруг охладится,

Превратится пар в (водицу).

Горячий пар от холодного зеркальца превратился в воду и паровая голова тоже не смогла победить Иванушку.

Но Змей Горыныч не отпускал Настеньку. Долго думал Иванушка, как освободить Настеньку. И решил он взять Змея Горыныча хитростью. Раз все его три головы ссорятся между собой, надо их помирить. Тогда Змей Горыныч из злого превратится в доброго и отпустит Настеньку.

Как же примирить эти три головы — ледяную, водяную и паровую.

Иванушка решил так же, как мы, показать, что лёд, вода и пар дружат, что они превращаются друг в друга.

Разжёг Иванушка большой горячий костё р: взял он кусок холодного льда, который остался после того, как ледяная голова хотела его заморозить, и позвал Змея Горыныча: «Эй, Змей Горыныч! Выгляни, пожалуйста, на минутку, я хочу тебя удивить!» Змей Горыныч вышел из пещеры: ледяная голова холодом дышит, водяная водой брызгает, паровая голова пар горячий пускает. «Смотри, что происходит со льдом от твоей ледяной головы» — и бросил холодный лёд на горячие угли костра, лёд растаял, превратился в воду, вода - в пар, а пар поднялся над костром и превратился в облако.

Увидел это Змей Горыныч и очень удивился: «Как же так? Значит, моя ледяная, водяная и паровая головы зря всё время ссорились между собой!» Изо льда получается вода, из воды — пар.

Если пар вдруг охладится, превратится он в водицу.

А если холод вдруг придёт — из водицы будет лёд.

Решили все три головы — ледяная, водяная и паровая — больше никогда не ссориться. И превратился Змей Горыныч из злого в доброго. Он отпустил Настеньку. Иванушка с Настенькой вернулись домой. А Змей Горыныч решил делать добрые дела. Ледяная голова стала помогать людям делать холодильники, чтобы жарким летом можно было класть в них продукты.

Водяная голова стала следить за тем, чтобы в трубах всегда была вода. А паровая голова занялась отоплением домов - в холодное время года по трубам парового отопления идёт горячий пар и обогревает квартиры.

Три головы Змея Горыныча теперь дружат и не ссорятся. Ведь они поняли, что они образованы из одного и того же вещества — воды.

Воспитатель: Ребята, а еще ученые проводили опыты с замё рзшей водой и выяснили: вода нас слышит. Мы с вами не сможем провести такие опыты, для этого нужны большие аппараты, специальные машины и много времени. Но что они увидели через микроскоп, я вам сейчас расскажу.

Учёные говорили о воде добрые, хорошие слова, включали добрую музыку, звуки леса, пение птиц, потом воду замораживали и рассматривали кристаллики воды через большой микроскоп. Вот что они увидели: (слайд с изображением красивых кристаллов воды)

Затем воде дали послушать музыку грубую, сказали нехорошее слово, снова заморозили воду. Посмотрите на картинку, кристаллики воды стали уродливыми (слайд с изображением ломаного кристалла воды).

Вот и получается, что наша вода способна слушать и слышать. Значит она живая. А всё живое требует к себе бережного отношения. Как мы должны беречь воду? (ответы детей).

Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. На столе бокалы с питьевой водой. Давайте мы с вами скажем воде добрые слова, пожелайте ей добра и здоровья. (Дети разговаривают с водой).

А теперь давайте её выпьем, а она в ответ поделится с нами своим здоровьем, добром.

Никогда не ругайтесь. Ведь вода «слышит» нас. ( Она окружает нас везде: в дожде, снежинках, водопроводном кране, чайнике, супе и т. д.).

Я желаю, чтобы вы выросли здоровыми, сильными, крепкими, чтобы у вас хватило сил и мудрости оберегать нашу Землю.

Рефлексия. А теперь вспомним что вы узнали сегодня нового.

Дети оценивают себя с помощью «звездочек»

Публикации по теме:

«Лёд, вода, пар». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе Цель: закрепление представлений об агрегатных состояниях воды. Задачи: 1. Способствовать усвоению значений символов льда, воды и пара,.

Конспект НОД по познавательному развитию «Чудесница вода» Тема: «Чудесница вода» Цель: познакомить детей со свойствами воды и её значением. Интеграция образовательных областей: «Познавательное.

Конспект НОД по познавательному развитию «Вода-источник жизни» в подготовительной группе Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Вода – источник жизни» в подготовительной группе. Цель: формирование у старших дошкольников.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с использованием технологии ТРИЗ «Секретная вода»Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с использованием технологии ТРИЗ «Секретная вода» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Секретная вода» Цель: Формировать у детей элементарное представление о.

Конспект НОД по познавательному развитию «Волшебница-вода» для второй младшей группы Программное содержание. Совершенствовать знания детей о значении воды в живой природе. Расширять и закреплять представления детей о свойствах.

Конспект НОД по познавательному развитию «Волшебница-вода» для второй младшей группы Программное содержание. Совершенствовать знания детей о значении воды в живой природе. Расширять и закреплять представления детей о свойствах.

Конспект НОД во второй младшей группе по познавательному развитию «Волшебница-вода» Программное содержание. Совершенствовать знания детей о значении воды в живой природе. Расширять и закреплять представления детей о свойствах.

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему «Лёд — вода» Программное содержание: Цели: развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете, формирование действия.

Конспект занятия по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию «Вода и ее свойства» Цель занятия: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды. Задачи занятия: 1. Познакомить.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Вода и её свойства» Тема: «Вода и её свойства». Задачи: - развивать познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования с жидкостями; - познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию «Лёд, вода, пар»
Опубликовано: 12 декабря 2017 в 05:21
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД