Приложение МААМ

Конспект ООД по лепке из солёного теста для детей старшей группы на тему «Рождественские блюда»

Аида Никульникова
Конспект ООД по лепке из солёного теста для детей старшей группы на тему «Рождественские блюда»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект ООД по художественно – эстетическому развитию для детей старшей группы на тему «Рождественские блюда»

Старший воспитатель МБДОУ д/с №36

г. Ставрополя

Никульникова Аида Феридовна

Возрастная группа : старший возраст (5-6 лет).

Содержательный компонент образовательной области: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Публикация «Конспект ООД по лепке из солёного теста для детей старшей группы на тему „Рождественские блюда“» размещена в разделах

Форма непосредственной образовательной деятельности: занятие.

Форма организации: подгрупповая.

Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Учебно-методический комплект:

- Основная образовательная программа дошкольного образования

-Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с нарушением опорно – двигательного аппарата.

-Скоролупова О. А. Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : ООО «Издательство Скрипторий, 2005.

- Зимина Н. В. Шедевры из соленого теста. – М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.

-Е. А., Глебова И. Ю. Развитие творческого воображения детей в процессе занятий тестопластикой. // Детский сад от А до Я, 2011. - №1(49). – с. 107

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи: познакомить детей с историей празднования Рождества на Руси, формировать знания о традициях и обычаях русского народа, приобщить к устному народному творчеству.

Коррекционно – развивающие задачи: развивать связную речь, умение эмоционально, образно её окрашивать, зрительное внимание, восприятие, речевой слух.

Коррекционно-воспитательные задачи: приобщать детей к духовно – нравственным ценностям русского народа через знакомство с народными обрядами, обычаями и устным народным творчеством.

Словарная работа: козули, святочная неделя, колядовщики.

Тип занятия: ознакомление с новым материалом.

Методы и приё мы: объяснение и рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, вопросы-ответы, воображаемая ситуация, художественное слово, отгадывание загадок, игра, физминутка.

Предварительная работа: беседа «Обрядовая выпечка на Руси», изготовление солёного теста.

Педагогические технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, игровые.

Материалы и оборудование: картинки с изображениями домашних животных, традиционной рождественской выпечки- козулей; мука, соль, вода для приготовления теста; подставки для готовых изделий, салфетки, кисточки, краски, стеки, доски для лепки, прозрачный лак.

Планируемые результаты: дети слышат, понимают и умеют работать по словесной инструкции воспитателя; приемы лепки : скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание; приемы соединения деталей в поделках из соленого теста; правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста.

Индивидуальная работа с детьми на непосредственно образовательной деятельности:

-продумать посадку детей (с учетом характеристик физического развития и поведения);

-если ребенок не хочет следовать инструкциям (просьбе) педагога, лучше переключить его внимание на другой объект и попросить другого ребёнка выполнить поручение;

-если ребёнок испытывает затруднения при ответе на вопрос, следует его повторить медленнее или перефразировать;

- при неправильном выполнении ребёнком задания следует ему помочь;

-физминутку следует проводить в таком темпе, чтобы все дети успевали повторить слова и движения;

- привлекать активных детей к исправлению и уточнению ответов других детей;

- с детьми, которые испытывали затруднения при выполнении заданий, следует дополнительно провести эти же или подобные упражнения во время индивидуальных занятий;

Структура занятия:

I часть. Вводная -3 минуты

Организационный момент

II часть. Основная- 25 минут

III часть. Заключительная- 2 минуты

Организация детей на занятии :

1. Организационный момент: дети стоят перед магнитной доской, сидят на стульчиках.

2. Основная часть: дети сидят за столами перед магнитной доской, на ковре для выполнения пальчиковой гимнастики и физминутки.

3. Заключительная часть: дети стоят или сидят на ковре.

1. Вводная часть.

Занятие проходит в групповом помещении, заранее оформленном в русском народном стиле: на столе постелена скатерть, расставлена деревянная и глиняная посуда. Воспитатель в нарядном платке и переднике.

Воспитатель: Мир вам, гости дорогие!

Вы явились в добрый час-

Встречу тёплую такую

Мы готовили для вас.

Хлебосольством и радушием

Знаменит родной наш край:

Здесь для вас и песни русские

И медовый каравай.

Воспитатель: Ребята и родители, приглашаю вас на рождественские посиделки.

2. Основная часть

Воспитатель: Сотни лет назад на Руси было принято крещение и одним из самых любимых праздников стало Рождество. Люди заранее готовились к этому празднику: тщательно прибирали и мыли всё в доме, украшали красный угол, одевали новую одежду ( родители и дети одевают атрибуты русского народного костюма: девочки и мамы – косынки, мальчики и папы – цветные пояса). На светлой рубахе хоть плохонька, да белё хонька: к Рождеству хоть сурова да нова (воспитатель показывает картинки с изображением быта и одежды людей на Руси). Как вы думаете, что означает эта поговорка?

Дети: Люди старались красиво одеться к празднику, шили новую одежду, иногда она была не очень нарядная, но новая.

Воспитатель: Также готовили традиционные блюда. Кто знает, какие блюда готовят на Рождество?

Дети: Сладости, конфеты, выпечку и так далее.

Воспитатель: Рождество было принято отмечать дома: «В Святой вечер из дома уходить нельзя, а то скотина по весне будет по лесам да болотам плутать». Что могла означать эта примета?

Дети: Если провести праздник вне дома, то и домашние животные будут уходить со двора.

Воспитатель: Правильно! Народное название кануна Рождества – Сочельник. Название произошло от слова «сочиво», «сок». Какое блюдо называли сочиво?

Дети: Это что-то сочное, вкусное, сытное, из фруктов, потому что «сок».

Воспитатель: А, чтобы узнать ответ, отгадайте мою загадку:

Из крупы ее сварили,

Посолили, подсластили.

Эй, ну где же ложка наша!

Так вкусна на завтрак.

Дети: Каша.

Воспитатель: На Руси так называли кушанье из зёрен, значит, кашу (выставляет на доску картинку с изображением каши в горшочке или тарелке). Так как перед Рождеством соблюдался пост, то каша была постная. Как вы думаете, из чего готовили такую кашу?

Дети: Крупа, рис, гречка, пшено, не добавляли масла и сахара.

Воспитатель: Правильно! Постная каша готовилась из круп без масла.

Игра «Сварим кашу»

Воспитатель бросает детям массажный мячик и называет ингредиенты для приготовления каши. Дети должны ответить, какая каша получится:

Гречка – гречневая

Рис- рисовая

Пшено- пшённая

Молоко – молочная

Малина –малиновая

Клубника- клубничная

Овёс- овсяная

Горох- гороховая

Кукуруза- кукурузная

Перловка - перловая

Воспитатель: Также сочнями называли сдобную выпечку – ватрушки с творогом, шаньги, пряники (выставляет на доску картинки по теме).

Воспитатель: Особой традицией, присущей только рождественским праздникам, является колядование. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляя хозяев с Рождеством, желая им здоровья, благополучия и достатка. Послушайте наши заклички:

1 ребё нок: Пришла коляда

Накануне Рождества,

Дайте коровку,

Масляну головку!

2 ребё нок: А дай Бог тому,

Кто в этом дому!

Ему рожь густа,

Рожь ужиниста!

3 ребё нок: Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна — пирог.

Наделил бы вас Господь

4 ребё нок: И житьём, и бытьём

И богатством;

И создай вам, Господи,

Ещё лучше того!

Воспитатель: Ребята, а как же поблагодарить колядовщиков за такие чудесные пожелания?

Дети: Сказать «спасибо», тоже пожелать им всего хорошего, подарить подарки, заплатить, угостить.

Воспитатель: К приходу колядовщиков относились очень серьёзно, взамен поздравлений одаривали их подарками: пирогами, козульками, мукой и мелкими монетами.

Родители ставят на стол тарелки с угощением и монетами.

5 ребё нок: Если дашь пирога - полон двор живота, тебе триста коров, полтораста быков.

Воспитатель: На Рождество выпекались козульки - печенья в виде фигурок животных, для раздачи колядующим. Подумайте, откуда произошло такое название?

Дети: От слова «коза».

Воспитатель: Сегодня мы с вами займёмся изготовлением козулей. Только сделаем их не в виде выпечки, а как сувениры, которые вы сможете поставить дома. Будем мы их делать из теста, которое я приготовила заранее. Посмотрите на картинки с изображениями домашних животных и отгадайте мои загадки.

У неё рога, копыта,

И на всех глядит сердито,

Но добрей она щенка,

И нальёт нам молока. (корова)

Быстрее ветра я скачу,

’’Цок-цок,’’ – копытами стучу,

Я громко ’’иго-го’’ кричу,

Садись на спину – прокачу (лошадь)

Ходят модницы за речкой -

кудри белые колечком.

А зимой из их кудряшек

бабушка носочки вяжет. (Овечка)

Воспитатель: При лепке надо обязательно слепить такие детали, по которым можно понять, какое это животное. Какая отличительная деталь у коровы? Правильно, это прямые или слегка загнутые рога. А у овцы? (Завитые рога). А у лошади? (Длинная шея, грива и хвост). Также можно сделать козули в виде кошки и собаки, а также в виде других домашних питомцев, которые живут у вас дома.

Воспитатель: Давайте сделаем небольшую разминку.

Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.)

Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.)

Курка-гарабурка-каки-таки, (Хлопаем в ладоши.)

Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами.)

Гусь-водомусь-гаги-ваги, (Приседаем.)

Индкж-хрипиндюк-шулты-булды, (Хлопаем в ладоши.)

Свинка-толстоспинка-чахи-ряхи, (Топаем ногами.)

Коза-дерибоза-мехе-беке, (Приседаем.)

Баран - крутороган-чики -брыки, (Хлопаем в ладоши.)

Корова-комола-тпруки-муки, (Топаем ногами.)

Конь-брыконь-иги-виги. (Шагаем на месте.)

Воспитатель: Фигурки можно делать как объёмные, так и плоские. Лепка из теста напоминает лепку из пластилина. Для разделения теста на отдельные части можно пользоваться стекой, ею же можно сделать на фигурках животных необходимые дополнения: глаза, рот, нос, копыта, гриву и т. д. Обязательно их поставить на специальную подставочку. Готовые козули мы запекать не будем, а высушим их на воздухе.

После того, как козули хорошо просохнут, их необходимо покрасить в соответствующие цвета. Сделать это можно гуашью или любой другой краской. Для большей долговечности лучше покрыть их прозрачным лаком, но лучше попросить об этом взрослых.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: в народе считали, что раздача козулек обеспечивает благополучие и достаток в хозяйстве. Также козульки скармливали домашним животным, чтобы они не болели, хорошо плодились и не сбегали: фигурки лошадей – коням, фигурки коров – коровам, «катушки» - овцам и т. д. Процесс изготовления козуль представлял из себя целый отдельный обряд. Тесто вымешивали мужчины, а дети занимались украшением. Фигурки лепили как плоские, так и объёмные. Эти традиции сохраняются и по сей день. Недаром говорят, что козуля в подарок – на удачу. А сейчас я поздравляю всех с Новым годом и Рождеством! Желаю вашим семьям счастья, благополучия, здоровья и достатка! А сейчас приглашаю всех к столу!

Публикации по теме:

Фотоотчёт о кружковой работе по лепке из солёного тестаФотоотчёт о кружковой работе по лепке из солёного теста Фотоотчёт по кружку «Мукосолька» за 2019–2020 учебный год. В 2019-2020 году у нас на группе функционировал кружок "Мукосолька" по лепке.

Конспект НОД по лепке из солёного теста «Хлебобулочные изделия» в старшей группеКонспект НОД по лепке из солёного теста «Хлебобулочные изделия» в старшей группе Цель: закрепление знаний о процессе приготовления хлебобулочных изделий через использование солёного теста и создание из него хлебобулочных.

Конспект ООД по лепке из солёного теста в старшей группе «Хлебобулочные изделия»Конспект ООД по лепке из солёного теста в старшей группе «Хлебобулочные изделия» Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Хлебобулочные изделия». Лепка из солёного теста. Цель: Вызвать у детей.

Конспект занятия по лепке из солёного теста «Кулон для мамы»Конспект занятия по лепке из солёного теста «Кулон для мамы» Цель: продолжать учить детей лепить поделку из солёного теста; расширять представление детей об изготовлении украшения "кулон" из теста.

Конспект занятия по лепке из солёного, цветного теста в старшей группе «Подарок для мамы»Конспект занятия по лепке из солёного, цветного теста в старшей группе «Подарок для мамы» Познавательное и художественно-эстетическое развитие (тестопластика) "Подарок для мамы" Цель: закрепление приёмов лепки из теста, развивать.

Занятие по лепке из солёного теста с детьми 5–6 лет «Водоноски у колодца»Занятие по лепке из солёного теста с детьми 5–6 лет «Водоноски у колодца» Задачи: Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства для обогащения зрительных.

Мастер-класс по лепке из солёного теста «Дымковская барышня»Мастер-класс по лепке из солёного теста «Дымковская барышня» Уважаемые коллеги, если вы любите творить, фантазировать, лепить, создавать красоту своими руками и обучать творению маленьких непосед,.

Мастер-класс по лепке из солёного теста «Веселый осьминожка»Мастер-класс по лепке из солёного теста «Веселый осьминожка» Уважаемые педагоги представляю вашему вниманию мастер-класс по лепке из солёного теста "Весёлый осьминожка" Для работы нам понадобится:.

НОД «Знакомство с дымковской игрушкой. Лепка барышни из солёного теста с последующей росписью» для старшей группыНОД «Знакомство с дымковской игрушкой. Лепка барышни из солёного теста с последующей росписью» для старшей группы Цели: Познакомить детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать любовь к народному творчеству.

Сидим дома. Мастер-класс по лепке из солёного теста «Ангел» для детей 6–7 лет с родителямиСидим дома. Мастер-класс по лепке из солёного теста «Ангел» для детей 6–7 лет с родителями Сидим дома. Мастер-класс по лепке из солёного теста «Ангел» Для детей 6-7 лет с родителями. Цель: Организация творческой деятельности детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по лепке из солёного теста для детей старшей группы на тему «Рождественские блюда»
Опубликовано: 19 января 2023 в 20:37
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД по лепке из солёного теста для детей старшей группы на тему «Рождественские блюда»» (включая файлы) размещена пользователем Аида Никульникова (УИ 258335) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД