НОД «Знакомство с дымковской игрушкой. Лепка барышни из солёного теста с последующей росписью» для старшей группы

Прядихина Наталья Юрьевна
НОД «Знакомство с дымковской игрушкой. Лепка барышни из солёного теста с последующей росписью» для старшей группы

НОД «Знакомство с дымковской игрушкой. Лепка барышни из солёного теста с последующей росписью» для старшей группы

Цели:

Познакомить детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства.

Воспитывать любовь к народному творчеству.

Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.

Задачи:

Познакомить детей с характерными особенностями лепки и росписи дымковской игрушки;

учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).

углублять знания о народных промыслах, о том, какими материалами и инструментами пользовались мастера для изготовления игрушек;

формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы тычком и кистью.

Материалы: картинки с изображением дымковских игрушек, фигурка барыни расписанной под дымку, верхняя часть полуторалитровой пластиковой бутылки с крышкой (по количеству детей, солёное тесто, гуашь.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с дымковской игрушкой. Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Родиной игрушки является слобода Дымково под Вяткой. Летом низину, где находится слобода, застилает туман. Зимой всё затянуто дымом, который выходит из труб. Вот за это и прозвали слободу – Дымково, а по ней и игрушку.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое „Дымково" назвали.

Вблизи Дымковской слободы находились залежи глины, поэтому основным занятием мужчин было гончарство. А женщины делали глиняные игрушки и свистульки. Мастериц прозвали свистуличницы. Это ремесло известно с 15 века.

Изготовление глиняных игрушек было ремеслом семейным. Секрет изготовления передавался по наследству. Летом люди добывали и месили глину, комовой мел - вручную толкли и растирали, применяя краскотерки. А с осени по весну занимались лепкой, сушкой и обжигом своих изделий. По мере приближения дня ярмарки, именуемой «Свистуньей-свистопляской», приходившегося на четвертую субботу после Пасхи, готовые игрушки белили мелом, который разводили коровьим молоком, после чего окрашивали яичными красками, украшая пятнами золотистой потали.

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные,

Белоснежны, как березки

Кружочки, клеточки, полоски —

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Красочный товар на лодках доставлялся на праздник в город Вятку. Ярмарка являлась продолжением поминовения жителей Великого Устюга и Хлынова, сложивших свои головы в битве, вошедшей в историю Вятки под названием Хлыновское побоище. «Свистопляска» продолжалась три дня, и все дни жители Вятки, от мала до велика, свистели в глиняные свистульки. Так они прогоняли злых духов и зазывали весну.

Воспитатель: Как же делали дымковскую игрушку?

Лепили изделия вручную, поэтому не было двух одинаковых дымковских игрушек, каждая из них была уникальна. Для создания поделки использовалась ярко-красная глина, смешанная с мелким речным песком. Игрушка создавалась по частям. Все детали скреплялись между собой с помощью жидкой красной глины, стыки заглаживали мокрой тряпкой.

В качестве украшений делали из глины шарики, колечки, канавки, колбаски, а затем крепили их на игрушку.

В основном лепили одиночные фигурки козлов, баранов, лошадок, индюков, барышень. Позже стали лепить мужские фигурки и целые композиции со сценами из бытовой жизни.

После лепки изделие сушили от 3 дней до 3 недель. Затем игрушки обжигали в деревенской печи. Их клали на металлический противень и устанавливали прямо на дрова. После того, как игрушка накалялась, ее остужали в той же печи.

После сушки и обжига дымковская игрушку выбеливали (покрывали специальным раствором, состоящим из мелового порошка и молока).

Изначально, для росписи использовали темперные краски, разведенные уксусом, квасом или растертые на яйце. Роспись производилась с помощью палочек с накрученными на них тряпочками, а для прорисовки глаз и бровей использовали лучинки-палочки.

Для росписи игрушек использовали синий, зеленый, жёлтый, красный цвета. В наше время добавились малиновый, оранжевый, голубой, коричневый, черный.

Орнамент, которым расписывали фигурки, представлял собой разнообразное сочетание геометрических фигур (круги, точки, ромбы, квадраты, ровные и извилистые линии).

Воспитатель: Ребята мы с вами тоже попробуем стать мастерами. Сегодня мы будем лепить дымковскую барышню.

Но только вместо глины мы будем использовать солёное тесто. А за основу возьмём верхнюю часть пластиковой бутылки. Вначале нужно облепить тестом всю внешнюю часть бутылки вместе с пробкой. Затем добавить сверху шарик туловище, к нему сбоку две колбаски-руки. Потом прикрепить маленький шарик-шею, на неё голову. Все детали крепить между собой смоченной в воде кистью.

Дальше скрутить жгутик – это коса на голову. Затем сделать на голову кокошник и оборку на юбку.

Все дети справились с заданием. Готовые игрушки мы поставили сушить на окно.

Через неделю, когда они высохли, мы вскрыли их два раза белой гуашью. А на следующий день дети с удовольствием их расписали.

Публикации по теме:

Конспект занятия по рисованию для старшей группы «Путешествие дымковской барышни» Конспект занятия по рисованию для старшей группы «Путешествие дымковской барышни». Цель: расширять представления детей о многообразии изделий.

Фотоотчёт «Лепка из солёного теста»Фотоотчёт «Лепка из солёного теста» Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие.

Фотоотчёт «Знакомство с Дымковской игрушкой. Рисование узоров» с детьми второй младшей группыФотоотчёт «Знакомство с Дымковской игрушкой. Рисование узоров» с детьми второй младшей группы Рисование пальчиками - одно из любимых видов рисования, пожалуй всех детей. Когда на занятие по рисованию с детьми второй.

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Знакомство с дымковской игрушкой» Цель: познакомить детей с дымковской игрушкой. Задачи: Образовательные: - формировать умение самостоятельно составлять узор из элементов.

Конспект НОД «Роспись дымковской барышни» Роспись дымковской барышни. Цель: роспись дымковской игрушки Задачи: - Учить детей расписывать игрушку, используя разные узоры - Развивать.

Конспект НОД по ознакомлению детей с дымковской росписью в средней группе «Украсим юбку узором» Выполнила: воспитатель МБДОУ д/с «Радуга» Щукина Светлана Федоровна Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской росписью ; расширять знания.

Конспект организованной образовательной деятельности по художественному творчеству «Лепка из солёного теста» Тема: создание картины «В далёком космосе!» Программное содержание: - Побудить к самостоятельной деятельности лепке из соленого теста, способствовать.

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Знакомство с дымковской росписью» «Знакомство с дымковской росписью». Задачи: 1. Познакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства дымковской игрушкой; элементами:.

Мастер-класс «Дымковская барышня». Лепка из солёного тестаМастер-класс «Дымковская барышня». Лепка из солёного теста Уважаемые коллеги, если вы любите творить, фантазировать, лепить, создавать красоту своими руками и обучать творению маленьких непосед,.

Проект во второй младшей группе «Знакомство с дымковской игрушкой» Информационная карта проекта Название проекта: «Знакомство с Дымковской игрушкой» Участники проекта: дети 3 – 4 лет, воспитатели, родители.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
НОД «Знакомство с дымковской игрушкой. Лепка барышни из солёного теста с последующей росписью» для старшей группы
Опубликовано: 12 марта 2018 в 21:02
+248Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 73.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

Дидактическая игра «Настроение бывает разным»
Дидактическая игра «Настроение бывает разным» Игра предназначена для эмоционального и интеллектуального развития детей 4-9 лет, развивает произвольное...
Фотоотчет детско-родительских работ «Осенние фантазии» в старшей группе
Для поделок щедро осень Нам с деревьев шишки сбросит, Жёлуди, каштаны. – Соберу и стану Из кусочков пластилина, Камешков и шишек, И семян – делать...
Игровой куб по пожарной безопасности
Игровое пособие "Куб пожарной безопасности". Разработка игрового пособия отвечает требованиям ФГОС ДО: Информативен; Полифункционален ( способствует...