Получи документы

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Декабрь зиму начинает, год кончает»

Елена Борисова
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Декабрь зиму начинает, год кончает»

Программные задачи

Обучающие

Продолжать формировать у детей представление о начале зимы на основе систематизации знаний дошкольников о явлениях природы в различные периоды зимы. Учить устанавливать разнообразные связи в природе.

Развивающие

Активизировать познавательную деятельность через игровые проблемные ситуации и развивающие игры. Развивать образное представление, умение видеть, по какому признаку предметы обобщены в группы, и называть этот признак. Развивать слуховое внимание, воображение.

Воспитательные

Публикация «Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе „Декабрь зиму начинает, год кончает“» размещена в разделах

Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе. Развивать эмоциональную сферу.

Материалы и оборудование: книга с рассказом Г. Скребицкого «Четыре художника», диски-волчки со всеми цветами радуги; бумажные квадраты одного размера, но разного цвета (темно-синего, фиолетового, сиреневого, сине-зеленого, черного, гуашь белого цвета, тонкие кисти, баночки с водой, салфетки,

Ход ООД.

Воспитатель подзывает детей к себе и предлагает им поиграть.

Воспитатель. Дети, я буду называть предметы и объекты живой природы, а вы мне будете говорить, как их можно назвать одним словом, то есть коротко и по-другому, например: синица, воробей, ворона, дятел - это.

Дети. Птицы.

Воспитатель. А точнее? Какие это птицы?

Дети. Зимующие птицы.

Воспитатель. Снег, лед, иней, гололед - это.

Дети. Зимние явления.

Воспитатель. Шуба, валенки, варежки, пуховик - это.

Дети. Зимняя одежда.

Воспитатель. Хоккей, лыжные гонки, фигурное катание, бобслей — это.

Дети. Зимние виды спорта.

Воспитатель. Скажите, ребята, какое слово повторяется во всех обобщениях? Дети. Все, о чем мы говорили

Воспитатель. А что еще можно отнести к зиме? Их три, и они идут друг за другом.

Дети. Зимние месяцы.

Воспитатель. Какие зимние месяцы вы знаете?

Дети. Декабрь, январь февраль.

Воспитатель. Скажите, ребята, почему в народе говорят, что «декабрь зиму начинает, а год кончает»?

Дети. Декабрь — первый зимний месяц, с него зима начинается.

Воспитатель. Правильно, а почему год кончает?

Дети. Это последний месяц в году.

Воспитатель. Правильно, в году 12 месяцев, декабрь двенадцатый, то есть последний. С декабрем вступает в свои права красавица-зима.

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики, которые стоят полукругом, а сама располагается напротив с книгой в руках.

Воспитатель. Сегодня я хочу вам прочитать отрывок из сказки Георгия

Скребицкого «Четыре художника». (Читает.)

«Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, усну-

ла, как в сказке.

Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает

Тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам

— то тут, то там свою волшебную картину исправит.

Вот бугорок среди поля. Проказник-ветер взял да и сдул с него белую шапку.

Нужно ее снова надеть. А вон меж кустов серый зайчишка крадется. Плохо ему, серенькому: на белом снегу сразу заметит его хищный зверь или птица, никуда от них не спрячешься. „Одену-ка я косого в белую шубку, решила Зима, - тогда уж его на снегу не скоро заметишь“. А Лисе Патрикеевне одеваться в белое незачем. Она в глубокой норе живет, под землей от врагов прячется. Ее только нужно покрасивее да потеплее нарядить.

Чудесную шубку припасла ей Зима, просто диво: вся ярко-рыжая, как огонь горит! Поведет лиса в сторону пушистым хвостом, будто искры рассыплет по снегу. Заглянула Зима в лес: „ Уж его-то я разукрашу: солнышко как глянет, так и за-любуется“. И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало накинула. Так

хорошо получилось. На концах ветвей грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.

Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы: до самых бровей нахлобучила снеговые шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.

A внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца

укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела. Под деревьями Зима расписала весь снег узором из разных следов и следочков. Тут и заячий след: спереди рядом два больших отпечатка лап, а позади -будто по ниточке выведен: лапка два маленьких; и лисий лапку, так цепочкой и тянется. Живет зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живет вся картина

чародейки Зимы. Можно ее и Солнышку показывать. Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под ее взглядом все кругом еще краще становится, зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки один за другим.

Чудесная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь».

По окончании чтения воспитатель предлагает детям закрыть глаза

и представить ту зимнюю картинку, которую описал словами писатель в своем рассказе. Через 30 секунд взрослый просит детей открыть глаза.

Воспитатель. Дети, вспомните, пожалуйста, о каких признаках зимы

говорится в рассказе?

Дети. В лесу выпал снег и накрыл собою не только землю, но и деревья.

Воспитатель (уточняет словами из текста рассказа). «Побелели поля и пригорки». А кто помнит, какой наряд для рябины приготовила зима художница?

Дети. На рябинку белое покрывало накинула. На концах ветвей висят

красные ягоды.

Воспитатель. Какие еще деревья обрядила зима?

Дети. Сосны и ели в тяжелые снеговые шубы и шапки одела, а на ветки —варежки. Даже маленьким кустикам белые шубки подарила.

Воспитатель. Молодцы, дети! Вы хорошо запомнили, как зима лес приодела. А теперь скажите, только ли о лесе позаботилась зима? О каких еще зимних признаках говорится в рассказе?

Дети. Зима переодела зайчика: теперь у него белая шубка, а не серая.

Воспитатель. Дети, а только ли от холода зайчишку спасает белая шубка? Может, она ему еще для чего-то нужна?

Дети. Да, она спасает его от врагов Волков, лис и птиц.

Воспитатель (зачитывает отрывок). «А вон меж кустов серый зайчишка крадется. Плохо ему, серенькому: на белом снегу сразу заметит его хищный зверь или птица, никуда от них не спрячешься. „Одену-ка я косого в белую

шубку, решила Зима, тогда уж его на снегу не скоро заметишь"

Дети, а все ли животные меняют свою шубку?

Дети. У лисы шубка остается рыжей, только зимой она ярче и теплее.

Воспитатель (зачитывает отрывок). «А Лисе Патрикеевне одеваться

в белое незачем. Она в глубокой норе живет, под землей от врагов прячется. Ее только нужно покрасивее да потеплее нарядить. Чудесную шубку припасла. Зима, просто диво: вся ярко-рыжая, как огонь горит! Поведет лиса в сторону пушистым хвостом, будто искры рассыплет по снегу».

Ребята, а почему автор говорит, что когда солнышко выглянуло, снега засветились синими, красными, зелеными огоньками?

дети. Ветер стал дуть, и с деревьев снег стал слетать и на солнце разным

цветом сверкать.

Воспитатель. Белый цвет непростой. Вот так о нем сказал поэт-песен-

ник Юрий Визбор:

На белом свете есть прекрасный белый цвет

Он все цвета собрал как будто бы в букет.

Педагог показывает детям самостоятельно изготовленный на CD-диске ра-

дужный спектр в виде волчка.

Воспитатель. Скажите, много ли цветов изображено на диске?

Дети. Да, много.

Воспитатель. А что они вам напоминают? Вспомните: «Каждый охотник

должен знать.»

Дети. «. где сидит фазан»! Цвета радуги.

Воспитатель. Правильно, на диске изображены цвета радуги. А если

диск сильно раскрутить, то что можно увидеть?

Педагог раскручивает диск.

дети. Все цвета крутятся и начинают смешиваться, а потом их уже нельзя

различить. Диск становится белым.

Воспитатель предлагает всем детям по очереди покрутить волчки и самим

убедиться в том, что все цвета превращаются в один белый цвет.

Воспитатель. Вот теперь мы верим писателю, что в лучах солнца снега

засветились синими, красными, зелеными огоньками. А теперь давайте поиграем.

Подвижная игра «Два Мороза»

На противоположных сторонах группы отмечают два «города». Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине групповой комнаты встают братья Морозы Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. Они обращаются к играющим со словами:

Мы два брата молодые,

Два Мороза удa лые:

Я — — Мороз Красный Нос,

Я — Мороз Синий Нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Дети хором отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!» и начинают перебегать из одного «города» в другой. «Морозы» их ловят. Тот, кого им удается поймать, считается «замороженным» : он остается на том месте, где был пойман, и должен, раскинув руки, преграждать путь играющим при следующих перебежках.

Когда «замороженных» окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается. Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили.

Игра продолжается до тех пор, пока у детей есть интерес.

По окончании игры воспитатель подзывает детей к себе.

Воспитатель. Дети, мы недавно вспоминали пословицы о зиме, я вам их

еще раз напомню. Только я буду начинать пословицу, а вы ее продолжите. Зима мороза.

Дети. не бывает.

Воспитатель. Береги нос в большой.

Дети.. мороз.

Воспитатель. Мороз не велик, да стоять.

Дети.. не велит.

Воспитатель. Подрожишь, так и.

Дети.. побежишь.

Воспитатель. Мороз ленивого за нос хватает, за щеки.

Дети.. Щипает.

Воспитатель. Не велик мороз, да краснеет.

Дети.. нос.

Воспитатель. Ребята, а помните, когда зимой сильный мороз и вы идете

по снегу, то что слышите?

Дети. Мы слышим, как снег скрипит.

Воспитатель. Да, вы правы, снег на морозе скрипит. А кто-нибудь знает,

почему снег скрипит?

Дети. Снег хрупкий, ломкий, и когда на него наступаешь, он ломается.

Воспитатель. Снег скрипит потому, что лучики снежинок на морозе ломаются, а так как их много, то слышен скрип.

Воспитатель предлагает детям пройти к столам, где приготовлены бумажные квадраты одного размера, но разного цвета (темно-синего, фиолетового, сиреневого, сине-зеленого, черного, гуашь белого цвета, тонкие кисти, ба-

ночки с водой, салфетки.

Педагог предлагает детям нарисовать снежинки и напоминает, что лучи-

ков у снежинок всегда шесть, а рисунок при этом может быть каким угодно,

только линии тонкие, как ниточка.

Дети рисуют, взрослый помогает им советами.

Во второй половине дня дети под руководством педагога организуют вы-

ставку своих рисунков, придумывают ей название (можно собрать рисунки

в один, как коллаж).

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи» Тема: "Овощи" Цель: Уточнить и систематизировать знания детей об овощах. ЗадачиОбразовательные: Обогащать и уточнять словарь по теме. Упражнять.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Деревья и грибы наших лесов» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Деревья и грибы наших лесов». Цель: углубление и совершенствование.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Дружная семья»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Дружная семья» Цель: обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге).

Конспект ОД по познавательному развитию «Март зиму кончает, весну начинает» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздушное путешествие» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Воздушное путешествие». Елена Владимирова Цель: Закрепление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Органы чувств»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Органы чувств» Тема: "Органы чувств" Цель: Закреплять знания детей об органах чувств человека: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Развивать и гармонизировать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Елена Владимирова Цель: Закрепление и уточнение знаний.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы в зимнем лесу» в подготовительной к школе группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы в зимнем лесу» в подготовительной к школе группе Цель: закрепить в сознании и детей признаки зимы, расширить представления о птицах, их жизни в зимнее время. Воспитывать желание заботиться.

Наблюдения и беседы «Март зиму кончает, да весну начинает». Часть первая. «Марток оставит без порток»Наблюдения и беседы «Март зиму кончает, да весну начинает». Часть первая. «Марток оставит без порток» Что такое? В чём же дело? Небо вдруг заголубело, И умчались злые стужи. На дворе - капель да лужи. Кто же в этом виноват? Ну, конечно,.

Наблюдения и беседы «Март зиму кончает да весну начинает». Часть вторая «Март не весна, а предвесенье»Наблюдения и беседы «Март зиму кончает да весну начинает». Часть вторая «Март не весна, а предвесенье» Улеглись в полях метели В белоснежные постели. Отдохнуть пришла пора! У крыльца звенят капели, Воробьи повеселели, Гонят зиму со.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Декабрь зиму начинает, год кончает»
Опубликовано: 14 декабря 2021 в 16:22
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД