Папки-передвижки

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: «Что мы знаем о птицах»

Наталья Калько
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: «Что мы знаем о птицах»

Программные задачи:

- Закрепить у детей представление о птицах: их строении, особенностях поведения и жизнедеятельности, происхождения названий.

-продолжать формировать умение группировать птиц по признакам: перелетные, зимующие, дикие, домашние, лесные, водоплавающие, болотные, хищные.

- Продолжать формировать умение устанавливать отношения понятий друг с другом (отношения противоположности, последовательности, причины и следствия, части и целого); умение самостоятельно находить решение проблемной ситуации.

Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: „Что мы знаем о птицах“» размещена в разделах

- Воспитывать бережное отношение к птицам, всему природному миру; воспитывать чувство любви к родному краю, желание принять посильное участие в охране природных ресурсов.

Оборудование.

мультимедиа: презентация «Птицы», аудиозапись: «Голоса птиц», карточки с изображением птиц; шапочки птиц для драматизации сказки.

Предшествующая работа:

Знакомство детей с птицами и их жизнедеятельностью на занятиях по экологическому воспитанию, развитию речи, в ходе прогулок, при знакомстве со сказками и природоведческой литературой; просмотр видеороликов о птицах. Разучивание стихов, сценки; чтение рассказов о зимующих птицах. Дидактические игры: «Скажи ласково», «Чей, чья, чье», «Закончи предложение», «Какой, какая», «Назови слово с заданным звуком», «Собери картинку», «Птичья столовая».

Ход.

Воспитатель: Полюбуйтесь, весна наступает,

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день наступает,

И ручьи по оврагам шумят…

Скоро в гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День- деньской от зари до зари.

Ребята, вы знаете, что на нашей огромной планете Земля обитает множество живых существ: звери, рыбы, птицы, насекомые. А сегодня мы отправимся с вами в царство птиц.

Перекличка «Каких же птиц вы знаете?»

Воспитатель: Каких же вы знаете птиц?

Дети: - Галок, скворцов, уток, синиц,

- Дятлов, дроздов, сорок и ворон-

Птицы летят к нам с разных сторон.

-Я знаю кукушек, грачей, голубей,

- И сов, и орлов и еще журавлей.

- Известны мне чайки, стрижи, воробьи,

- Прекрасные лебеди и соловьи.

- К птицам относятся гуси, павлины,

- Аисты, ласточки, но не дельфины.

(Звучит запись голосов птиц)

Воспитатель. Вот мы и царстве птиц. Давайте послушаем, как они поют. А теперь вспомним строение тела птиц и скажите, что у них есть в отличие от других живых существ.

Дети. – Тело птиц покрыто перьями.

- У птиц есть клюв.

- У птиц есть крылья.

Воспитатель. А как птицы передвигаются?

Дети. Они летают.

Воспитатель. Какие части тела помогают птицам летать?

Дети. - Птицам помогают летать широкие крылья, которыми они опираются на воздух.

- Птицам помогают летать легкие крылья с полным стержнем и жесткие маховые крылья.

-Птицам помогают летать хвост, который служит рулем.

- Птицы летают благодаря своему маленькому размеру и весу.

Воспитатель. Все правильно. Молодцы. А теперь займите свои места за столами.

Дети, на нашей планете живет около 9 тысяч самых разнообразных птиц. Есть птицы большие и маленькие, хищные и растительноядные, с яркой окраской и невзрачные. И всех их изучает наука ОРНИТОЛОГИЯ. И чтобы узнавать и различать птиц, ученые орнитологи дали им названия. Многие птицы получили свои названия за особенности внешнего вида и поведения. Например, зяблика назвали так за то, что трясет гузкой.

(Показ слайдов.)

Дидактическая игра «Почему они так называются»

Цель. Закреплять знания о птицах. Объяснять этимологию названий птиц.

Ход.

Ребята, рассмотрев изображение, вам необходимо узнать птицу и объяснить, почему птицам дали такое название.

Дети. – Зимородок. Называется так почему, что его птенцы выводятся зимой.

-Стрижа назвали так потому, что он своим хвостом как будто воздух стрижет.

- Дрозда назвали так потому, что он издает звуки «дрз-дрз»

- Глухарь получил название за то, что в конце своей песни он глохнет.

- Снегиря назвали так потому, что он прилетает к нам с первым снегом.

- Поползень называется так потому, что он бегает по стволу, как будто ползает.

- Звонаря назвали так потому, что его песня похожа на звон колокольчика.

- Мухоловку назвали так за то, что она ловит мух.

Воспитатель. Молодцы, с заданием справились. Выходите на полянку. Сейчас мы с вами поговорим о птицам, которые живут в нашем крае. На какие две группы их можно условно разделить.

Дети. Их можно разделить на перелетных и зимующих.

Воспитатель. А какие птицы называются перелетными, а какие зимующими и почему?

Дети. Перелетными называются птицы, которые осенью улетают на юг, потому что зимой им холодно и трудно добывать корм, а весной возвращаются назад.

- Зимующие птицы никуда не улетают, а зимуют вместе с нами.

Дидактическая игра «Рассели птиц по домам»

Цель. Закреплять умение группировать птиц на зимующих и перелетных; решать проблемную ситуацию.

Воспитатель. Вот два дома с условными обозначениями (красный круг – перелетные птицы, синий квадрат – зимующие птицы, а на столе картинки с изображением птиц (дятел, синица, снегирь, ворона, сорока, голубь, кукушка, грач, журавль, ласточка, жаворонок, попугай)

Распределите картинки по домам и назовите птиц.

Проблемная ситуация: куда отнести попугая?

Цель: подвести детей к тому, что ни к одной группе он не относится потому, что у нас не живет.

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (с мячом)

Цель. Закреплять умение находить среди ряда птиц, сгруппированных по единому признаку, лишнюю, и объяснить причину.

Ход.

Воспитатель. Ребята, сейчас я буду называть вам цепочки названий птиц, а вы подумайте, назовите лишнюю и объясните, почему она лишняя. Кому мяч, тот и отвечает.

«Мы в одну игру играем,

Слово к слову подбираем».

а) стриж, кукушка, грач, щегол –

кто пойдет из круга вон?

Дети. Здесь лишний щегол, потому что он –зимующая птица, а остальные перелетные.

б) синица, дятел, чиж, скворец –

кто здесь лишний, наконец?

(здесь лишний скворец, потому что он – перелетная птица, а остальные – зимующие)

в) сорока, ворона, грач, соловей –

Кто здесь лишний, отвечай поскорей.

(здесь лишний соловей, потому что он строит свои гнезда на земле, а сорока, ворона, грач – на ветвях высоких деревьев)

г) коршун, ястреб, филин, клест –

Кто здесь лишний, вот вопрос?

(здесь лишний клест, потому что он питается семенами, а другие птицы –хищные)

д) курица, страус, пингвин, орел –

Выбирай, кто выйдет вон?

(здесь лишний орел, потому что он летает, а другие птицы летать не умеют)

е) цапля, аист, журавль, удод –

Выбирай, кто здесь не тот?

(здесь лишний удод, потому что он лесная птица, а остальные – болотные)

ж) утка, лебедь, гусь, глухарь –

Кто здесь лишний – выбирай?

(здесь лишний глухарь, потому что – лесная птица, а остальные – водоплавающие)

з) петух, утка, индюк, воробей –

кто здесь лишний отвечай поскорей.

(здесь лишний воробей, потому что он – дикая птица, а остальные домашние.

Дидактическая игра «Узнай птиц по клюву»

(Показ слайдов)

Цель. Закреплять умение узнавать птиц по клюву, сопоставляя его форму с образом питания.

Воспитатель. Я сейчас буду показывать вам изображения разных клювов птиц, вы должны узнать, чей это клюв, рассказать на что он похож и для чего нужен.

Дети. – Это клюв клеста. Он похож на крест. Такой клюв нужен клесту,

Чтобы вышелушивать семена шишек.

- Это клюв утки. Он похож на прищепку. Такой клюв нужен утке для того, чтобы щипать траву.

- Это клюв аиста. Он похож на щипцы. Такой клюв нужен утке для того, чтобы доставать из болота лягушек.

- Это клюв шилоклювки. Он похож на щипцы. Такой клюв служит для того, чтобы поддевать из воды и земли разную живность.

- Это клюв орла. Он похож на крюк. Такой клюв нужен ему для того, чтобы раздирать добычу.

- Это клюв пеликана. Он похож на мешок. Такой клюв нужен ему для того, чтобы складывать туда рыбу.

- Это клюв чайки. Он похож на крючок. Такой клюв нужен ей для того, чтобы цеплять рыбу из воды.

- Это клюв ласточки. Такой маленький клюв и большой рот нужен ей для того, чтобы заглатывать на лету стаи насекомых.

Воспитатель. Правильно, ребята. Природа создала разные клювы для того, чтобы птицам было удобно добывать себе пищу.

А сейчас выходите на полянку и давайте сами превратимся в птиц.

Физминутка.

Воробей взлетел повыше:

Видно все с высокой крыши.

По узкой тропинке гусиным шажков

Гусиное войско шагает гуськом.

-Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

- Топай правой ногой, топай левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

Вот под елкой зеленой

Скачут весело вороны: кар-кар-кар.

Только к ночи умолкают

И тихонько засыпают кар-кар-кар.

(Показ слайда: птица с головой петуха, клювом клеста, крыльями ласточки, хвостом павлина, ногами цапли, лапками гуся.)

Дидактическая игра «Несуществующая птица»

Цель. Подвести детей к пониманию того, что такой птицы в природе не существует, потому что отдельные части тела этой птицы приспособлены для разных сред обитания, питания.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какая странная птица к нам прилетела. Вы её узнаете?

Дети. Нет.

Воспитатель. Посмотрите, может быть вы узнаете части тела этой птицы?

Дети. – У этой птицы ноги журавля, значит она должна жить в болоте.

- У этой птицы лапки с перепонками, как у гуся, значит она должна плавать.

- У этой птицы крылья ласточки, значит она должна летать высоко и быстро.

- У этой птицы клюв клеста, значит она должна питаться семенами шишек.

- У этой птицы голова петуха, значит она домашняя.

- У этой птицы хвост павлина, значит она не умеет ни летать, ни плавать.

Воспитатель. Ребята, вот что у нас получилось. Это домашняя птица, которая живет в болоте, и плавает по воде, а еще высоко летает и питается семенами. Но в то же время её хвост ей мешает и плавать и летать, ведь он нужен для красоты. Как вы думаете, может такое быть? Сможет ли эта птица жить в природном мире?

Дети. Нет.

Правильно, поэтому её не существует в природе.

Дети, говорят, что птицы наши помощники и друзья, потому, что они приносят много пользы. А какую пользу приносят птицы?

Дети. – Птицы уничтожают насекомых –вредителей, которые портят саженцы деревьев и сельскохозяйственные культуры.

- Птицы поедают мух, тлей, мошек, комаров, которые вредят здоровью человека.

- Птицы разносят семена растений на дальние расстояния, из которых вырастают растения.

- Хищные птицы поедают остатки больных животных в лесу и мышей, которые портят урожаи на полях.

- Домашние птицы дают нам пух, яйца и вкусное мясо.

Воспитатель. Вот сколько пользы приносят птицы. Но их в природе становятся все меньше и меньше. Вырубаются леса, растет загрязнение воды и воздуха, много шума от городов и заводов. В Красную книгу занесено около 40 видов птиц (коршуны, совы, цапли, этих птиц нам в природе не увидеть, голосов их не услышать. Но птицы должны жить не в книге, а в природе. Давайте с вами подумаем, что надо делать, чтобы сохранить и защитить птиц?

Дети. – Зимой строить кормушки и подкармливать птиц.

- Весной строить птичьи домики

Воспитатель. Ребята, а чего делать нельзя.

Дети. – Нельзя шуметь в лесу и пугать птиц.

- Нельзя ловить их ловушками, стрелять по ним из рогатки, сажать в клетки.

- Нельзя разорять птичьи гнезда, разбивать птичьи яйца, трогать птенцов.

Воспитатель. Правильно, ребята. Давайте же никогда не забывать этих правил и выполнять их.

А сейчас посмотрите, к нам пожаловали гости, они расскажут нам одну интересную историю. (Дети одевают шапочки: воробья, вороны, синицы, дятла)

Инсценировка рассказа Н. Сладкова «Зимние долги»

Расчирикался Воробей. А Ворона как каркнет:

- Чему Воробей, обрадовался, чему расчирикался?

- Страсть как драться охота. А ты тут не каркай, не порть мне весеннего настроения.

- А вот испорчу. Как задам вопрос!

- Во напугала.

- И напугаю. Ты крошки зимой в птичьей столовой возле школы клевал? А чем ты за все это расплачиваться думаешь? Своим чик-чириканьем?

- А я один что ли пользовался? – растерялся Воробей. – И Синица там была, и Дятел, и Сорока, и Галка. И ты Ворона была…

- Я раньше всех расплачусь! Слышишь в поле трактор пашет. А я за ним из борозды всяких вредителей выбираю. Сорока с Галкой мне помогают. А на нас глядя и другие птицы стараются.

Полетел Воробей проверять. Прилетел в сад. Там Синица в новой дуплянке живет.

- Поздравляю с новосельем! – говорит Воробей. - От радости, наверное и про долги забыла!

- Не забыла, Воробей. Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали, а я их осенью сладкими яблочками угощу. Сад стерегу от всяких вредителей- плодожорок и листогрызов.

Полетел Воробей тогда дальше. Прилетел в лес, там Дятел стучит. Увидел Воробья и удивился:

- Зачем ты, Воробей, ко мне в лес прилетел?

- Да вот, с меня какой-то расчет требуют. А ты, Дятел, как с людьми расплачиваешься?

- Уж так-то стараюсь. Лес от древоточцев и короедов оберегаю.

Вернулся Воробей к Вороне и говорит:

- Твоя правда. Все птицы за зимние долги расплачиваются. А я что хуже других? Как начну вот птенцов кормить комарами да еще слепнями и мухами, чтобы эти кровососы ребят не кусали. Мигом людям долги верну.

(Артисты кланяются)

Воспитатель. Ребята,вот наше путешествие в царство птиц и заканчивается. Думаю теперь вы никогда не забудете о наших маленьких пернатых друзьях, будете беречь и охранять их.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Что мы знаем о птицах?» Задачи: =закрепить понятие «птицы» =учить детей самостоятельно отражать отношения между понятиями на готовой модели = дать детям новые.

Конспект занятия «Что мы знаем о птицах»Конспект занятия «Что мы знаем о птицах» Конспект «Что мы знаем о птицах». Цель: закреплять знания о зимующих птицах,воспитывать заботливое отношение к птицам. Серая ворона. Серая.

Конспект беседы «Что мы знаем о птицах»Конспект беседы «Что мы знаем о птицах» Конспект «Что мы знаем о птицах» (продолжение). Цель: продолжать знакомить детей с перелетными птицами: с повадками, местами обитания, чем.

Конспект НОД «Что мы знаем о птицах?» МКОУ Смаглеевская СОШ детский сад План - конспект непосредственно - образовательной деятельности с дошкольниками в старшей разновозрастной.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Осеннее путешествие» .

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Город — среда обитания человека» Цель: Продолжать формировать понятие город. Задачи: Закреплять и расширять представление о Воронеже..

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: «Что мы знаем о птицах?»Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: «Что мы знаем о птицах?» Программное содержание: - уточнить представления детей о знакомых птицах (зимующих, перелетных, домашних); - учить детей называть и различать.

Конспект занятия в средней группе «Что знаем о птицах» Конспект занятия в средней группе на тему «Что знаем о птицах». Программное содержание: Формировать обобщенные представление детей о зимующих.

Конспект НОД по развитию речи «Что мы знаем о птицах?» Программное содержание: 1. Активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц, об уходе за птицами в уголке природы; 2 Выявить улучшения.

Занятие-викторина в подготовительной группе «Что мы знаем о птицах» Занятие-викторина в подготовительной группе «Что мы знаем о птицах». Составила: Бачурина Ольга Ивановна, воспитатель первой категории. Конспект.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: «Что мы знаем о птицах»
Опубликовано: 17 мая 2016 в 21:12
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД