Лучший педагог года

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие капельки воды» (1 фото)

Юлия Масленникова
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие капельки воды»

Тема: «Превращения капельки воды»

Программные задачи:

Познакомить со свойствами воды испарение и конденсация.

Сформировать первичные представления о круговороте воды в природе.

Довести до сознания детей, куда исчезает вода после дождя.

Совершенствовать исследовательские действия.

Развивать познавательную мотивацию, внимание, мышление.

Развивать умение анализировать и делать выводы.

Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе „Путешествие капельки воды“» размещена в разделах

Способствовать воспитанию доброжелательных отношений со сверстниками.

Способствовать воспитанию умения работать в коллективе.

Оборудование:

на каждого ребенка – фартуки- 10шт., нарукавники- 10 пар, головные уборы-10шт., салфетки-1упаковка, стаканы одноразовые-20шт., пластиковые бутылки- 2 шт, контейнеры-10шт., ложки-10шт., лейка-10шт., подносы-10шт., ватные диски-10шт., зеркала-10шт., «Круговорот воды в природе» (разрезные схемы)-10шт. ; электрический чайник.

Предварительная работа:

- Проведение экспериментов по изучению свойств воды (текучесть, прозрачность, отсутствие запаха, вкуса, цвета, способность к замерзанию).

- Наблюдения за явлениями природы (дождь, появление и исчезновение луж, туч).

- Беседа о значении воды в жизни людей, животных, растений.

- Игры с водой, песком.

Словарная работа:

Лаборатория, опыт, эксперимент, растворяется, испарение, исследование, лейка, просачивается, инструкции, вещества, контейнер.

Ход ООД

1. Организационный момент. Слайд 1

Воспитатель: Всем гостям

Дети: «Добрый день!» (машут рукой)

Заниматься нам не лень.

На занятии своём

узнаём мы обо всем.

2. Мотивация

Воспитатель: Ребята, садитесь на стульчики. Рассаживайтесь поудобнее. Мне Саша рассказала удивительную историю. Вы непременно должны её услышать. Я думаю, что нашим гостям тоже будет интересно. Смотрите на экран нашего телевизора.

Слайд 2

Привет, ребята! Я – Саша.

Слайд 3

Перед Новым годом мы всей семьё й делали уборку в квартире: пылесосили ковры, мыли полы, наводили кругом порядок.

Слайд 4

Я на кухне вытирала подоконник. Все в квартире просто сияло чистотой! Особенно мой подоконник!

Слайд 5

Дима решил, что пора пить чай, и поставил на газовую плиту чайник кипятиться.

Слайд 6

А папа в это время уже достал елку, и все стали ему помогать её наряжать. Это было очень увлекательно! Мы вспомнили про чайник только тогда, когда повесили последнюю игрушку на елку.

Слайд 7

Бабушка поспешила на кухню. Она сказала: «Ой! А куда вся вода из чайника делась

Слайд 8

А я посмотрела на окно и тоже сказала : «Ой!»

На подоконнике, который я вытирала сухо-насухо тряпочкой, была

бо-о-ольшая лужа. Да и всё стекло было какое-то очень мокрое

в ме-е-е-е-лких капельках воды.

Я задумалась:

откуда здесь столько воды взялось? И на стекле ещё?

Слайд 9

Может, это туча в гости к нам пришла и с собой в подарок дождик принесла?

Слайд 10

А может, кошка Мурка сидела у окна и плакала, что холодно, что на дворе зима?

Слайд 11

Наверно, за окошком прогуливался слон и хобот свой, просунув, фонтан устроил он!

Слайд 12

Откуда же откуда? Скорей хочу ответ!

Милые ребята! Был слоник или нет?

Слайд 13

Постановка проблемы.

Воспитатель: Вот такая непростая история произошла у Саши в семье перед Новым годом.

Что вас в этой истории удивило? Давайте вместе поразмышляем, что было необычного. И девочку это очень удивило… (появление воды на подоконнике. Её никто специально не лил, а она появилась.)

Слон мог бы устроить фонтан? (Это шутка, слоны по улицам нашего города не ходят, тем более зимой).

Если бы на окне оказалась кошка, это удивительно? (Нет, у кошки есть лапы. И она может перемещаться куда вздумается.)

А могла кошка наплакать лужу? (Нет, это тоже шутка.)

Значит, кошка не при чем.

Обсудить другие версии детей.

А вот тучка могла в дом прийти и дождик принести? (Выслушать разные ответы)

Воспитатель: Давайте попробуем вспомнить свойства воды и с их помощью объяснить произошедшее.

Назовите их.

Вода прозрачная, бесцветная, не имеет вкуса, без запаха, растворяет соль, растворяет сахар, состоит из мельчайших частичек, смешивается с некоторыми веществами, растворяет краски, бывает твердой –лед, град и снег –это тоже вода…

- Помогли они нам понять, откуда взялась лужа на окне? (Нет.)

Чудеса! Какая загадочная эта вода!

Но видно, мы ещё не все про неё знаем. Нам только предстоит узнать какие-то новые её свойства, чтобы разгадать, куда же она исчезает и как появляется в другом месте.

Как вы считаете, какой возникает вопрос?

О чем мы будем говорить сегодня? (Формулировка темы) Как путешествует вода в природе.

По-моему, мы стоим перед новым открытием. Где же, по-вашему, мы можем получить информацию, как образуются тучи? (В лаборатории).

Слайд 14 (эмблема лаборатории)

Воспитатель:

Нам необходимо попасть в лабораторию «Центра исследования погодных явлений».

Воспитатель: В лаборатории все носят специальную одежду, в лаборатории проводят опыты, и чтобы опыту ничего не помешало и он прошел успешно, работники лаборатории убирают волосы под шапочку, надевают чистый халат, нарукавники. Нам тоже надо надеть спецодежду.

Воспитатель: Пройдемте в лабораторию. Мы с вами станем сотрудниками лаборатории.

Воспитатель: Ребята, в лаборатории нельзя брать никакие предметы без разрешения, нужно слушать внимательно научного консультанта и выполнять его инструкции.

Вот мы и в лаборатории.

Подготовленный ребенок выполняет роль ведущего.

Алиса: Здравствуйте, я научный сотрудник лаборатории «Центр исследования погодных явлений». Меня зовут Алиса.

Проходите, пожалуйста.

Опыт 1.

Воспитатель: Алиса, помогите, пожалуйста, ребятам, узнать, как появляются тучи?

Алиса: Хорошо.

-Ребята, где мы можем увидеть воду в природе? (ответы)

Всё правильно. (берёт бутылку с водой и наливает в чайник).

Представьте себе, что это река, или озеро, или даже море. Вода в чайнике (показывает воду в чайнике). Солнышко эту воду нагревает.

Сейчас и мы согреем воду.

(включаю прозрачный чайник, вода закипает).

Вода состоит из маленьких частичек. Мы их даже простым глазом различить не можем. Когда эти частички начинают соединяться друг с другом, то образуются знакомые нам капельки. Мы их видим. Что происходит с водой, когда светит солнце? (вода нагревается, нагревается каждая её маленькая частичка.).

Воспитатель: Я догадалась! Нагретые частички отрываются от своих подружек и начинают высоко подпрыгивать, а потом и совсем отрываются от общей массы воды и повисают в воздухе.

Этот процесс называется «испарение воды».

Испаряясь, жидкая вода образует газ - водяной пар, из которого состоят и облака, и тучи, и туман.

Алиса: Что мы видим? (пар)

Пар - это и есть нагретая вода.

Воспитатель: Значит, когда чайник долго кипит, то что происходит с водой в нём? (Она испаряется).

Куда поднимается пар? (вверх)

Алиса: Так и в природе, нагретая вода, то есть пар, поднимается вверх, и в небе образуются облака и тучи. Над речкой туман – это тоже пар.

Слайд15 (облака, тучи)

Воспитатель: Вам понятно, ребята? (Дети объясняют, что они поняли)

Когда вода нагревается, она превращается ….(в пар). Вы видим в природе водяной пар где (туман, облака, тучи).

Опыт 2.

Воспитатель: Мы узнали, как образуются тучи.

А почему идёт дождь?

Алиса: Проведем еще один опыт.

Воспитатель делает инструктаж по безопасности.

Алиса: Проведем второй опыт.

Сейчас возьмите зеркало и аккуратно положите его сверху на стакан. Дайте ему немного полежать.

А теперь аккуратно поднимите его.

Ребята, посмотрите, что вы там видите на стекле? (капельки воды)

Воспитатель: Был пар, а как появилась вода?

(дети говорят)

Алиса: Теплый пар прикоснулся к холодному зеркалу. Он остыл и снова превратился в воду.

Воспитатель: Так в природе и бывает: из воды образуется пар.

Когда пар медленно остывает (а это бывает в теплую погоду, то выпадает на землю в виде дождя или росы.

Но вот зимой во время сильного мороза пар быстро охлаждается и не успевает превратиться в воду, а, прикоснувшись к очень холодным предметам, превращается сразу в лед. Так образуются снежинки, иней на стеклах окон и изморозь на ветках деревьев.

Слайд 16 (Снежинки, иней, изморозь)

Воспитатель: Давайте посмотрим, как вы поняли :

когда пар остывает, он превращается … ( Хором: в воду, в капельки дождя, в снежинки).

- Правильно. Летом-дождинки, зимой снежинки.

Алиса : Вот такими свойствами обладает вода.

Воспитатель: Она умеет испаряться - превращаться в пар, а потом пар превращается обратно в воду или льдинки. Льдинки тают и снова становятся водой.

Этот процесс происходит в природе постоянно и называется круговорот воды.

Слайд 17 (круговорот)

А теперь немного отдохнем.

Слайд 18 (с музыкой)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

С неба капелька упала

Прямо в быстрый ручеёк,

Пальцы бьют по ладошке

Заблестела, заиграла,

Побежала - путь далё к:

Делают рыбку

Поднялась она паринкой,

Улеглась на облака,

Потягивание

Стала капля невидимкой.

Мир прекрасен свысока!

Присели «спрятались»

А потом дождинкой стала,

Напоив собой цветок; Прыжки

Вновь взлетела, полетала

И упала в ручеёк.

Потягивание восстановить дыхание

Просмотр видеосюжета о путешествии воды в природе.

Воспитатель: Ребята, займите места. Сейчас вас ждет фильм. Его героиня маленькая Капелька расскажет вам, как она путешествует по всему белому свету.

Слайд19 (Видео)

Воспитатель: Давайте проверим, как вы все поняли.

Рисует на плакате схему, задавая вопросы детям.

- Снежинка….(растаяла, стала капелькой и ручейком стекла в водоем).

- Солнышко пригрело, и вода начала испаряться из водоема.

Во что превратилась наша капелька? (Наша капелька с подружками превратилась в пар).

- Пар образовал облака. Облака стали соединяться друг с другом, подниматься выше и выше и там остывать. Частички пара соединились и образовали капельки. А если был бы мороз, то (образовались бы снежинки).

- Облака превратились в большую тяжелую тучу, из которой капельки или снежинки выпадут на землю в виде осадков.

Опыт 3.

Воспитатель: Процесс испарения воды очень долгий. Даже та вода, которая выпадает в виде дождя, не сразу испаряется. А куда же она исчезает с поверхности?

Слайд 20 (эмблема лаборатории)

Вероника: Чтобы это узнать, продолжим опыты в лаборатории.

Возьмите пустой стакан и лейку, вставьте лейку в стакан, положите ватный диск в лейку. Возьмите ложку и насыпьте в лейку три ложки почвы. Возьмите стакан с водой и вылейте воду в лейку с почвой. Что вы видите?

Воспитатель: Посмотрите, вода была сверху над почвой в лейке, а теперь она уходит вниз, просачивается.

Вероника: Правильно, так и в природе: вода сквозь почву просачивается вниз, и лужа исчезает.

Её пьют растения, она наполняет подземные родники, воды которых питают реки и другие водоёмы на Земле. Так поддерживается постоянный круговорот воды в природе.

Воспитатель: Нам пора покинуть лабораторию. Спецодежду мы красиво и бережно повесим на стулья.

Слайд 21 с музыкой

Релаксация. Свободные движения под музыку.

Закрепление.

Дидактическая игра «Круговорот» (дети получают конверты с карточками, один ребенок работает на мольберте)

Воспитатель: Предлагаю вспомнить о том, что вы узнали о круговороте воды, и себе на память сделать схему, чтобы дома папе и маме рассказать, что нового вы узнали сегодня о воде.

(Дети выкладывают на столах).

Решение проблемной ситуации.

Воспитатель:

- Что же нового мы узнали о воде? (вода умеет превращаться в пар, а пар превращается обратно в воду)

Слайд 22 (схема круговорота)

- Давайте теперь вспомним ситуацию в квартире и порассуждаем. Куда же могла деться вода из чайника?

Делают вывод. Когда чайник стал выкипать, то в кухне образовалось много пара - целое облачко пара (маленькая тучка) из выкипевшей воды.

- А куда делось это облачко? (Прикоснувшись к зимнему холодному стеклу, пар опять превратился в воду и струйками стал стекать на подоконник. Вот откуда и взялась лужица на подоконнике.)

Слайд 23 (запотевшее окно)

Воспитатель: Вот мы и нашли ответ на Сашин вопрос.

Я теперь смогу рассказать ей о наших исследованиях.

А Семён прочтёт нам стихотворение о воде.

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лёд,

Растает – и снова в поход!

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьётся,

Дождём обернётся.

Вокруг оглянитесь!

В природу вглядитесь!

Вас окружает везде и всегда -

Эта волшебница – ВОДА!

Воспитатель:

Вода не только волшебница. Это еще и самая великая ценность на Земле. Без воды не было бы и самой жизни. Воду надо беречь!

В другой раз мы обязательно больше поговорим о том, какая это великая ценность – вода!

Рефлексия.

- Кому нужна вода?

- Где мы можем ее увидеть?

- Скажите, будет ли лёд являться водой? (Это твердая вода).

- А туман, облако, тучка? (Это вода в виде газа).

- Было ли вам интересно?

- Что нового вы сегодня узнали?

Итог. Оценка работы воспитанников.

Наградить медальками.

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие капельки воды»

с ч

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Свойства воды» Цель: Познакомить детей со свойствами воды: жидкость, не имеет форму, запах, цвет, вкуса. Вода бывает в жидком, твердом, газообразном состоянии.

Конспект ООД по ОО познавательному развитию в младшей группе «Путешествие в зимний лес» Цель: Систематизировать знания детей о диких животных, их среде обитания и питании в зимний период. Задачи: Познавательные:.

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Неожиданный гость» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Неожиданный гость» Цель: уточнение.

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Секреты воды в жидком состоянии» Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Секреты воды в жидком состоянии» Образовательная область: Познавательное.

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «В мире профессий»Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «В мире профессий» Проектировочный компонент Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное.

Конспект ООД в старшей группе по познавательному развитию «Морозные узоры» Конспект организованной образовательной деятельности познавательное развитие «Морозные узоры» Воспитатель: Жвакина Л. П. Основная образовательная.

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в весенний лес» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в весенний лес». Выполнила.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Путешествие капельки» для второй младшей группы Звучит шум воды. Воспитатель : Ребята, а что это за шум такой? Дети: Журчит водичка! Воспитатель: А как вы думаете зачем человеку нужна.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Путешествие капельки» для второй младшей группы Звучит шум воды. Воспитатель : Ребята, а что это за шум такой? Дети: Журчит водичка! Воспитатель: А как вы думаете зачем человеку нужна.

ООД по познавательному развитию в старшей группе «Математическое путешествие по сказке «Колобок» Организованно образов. Деятельность по познавательному развитию в ст. группе «Математическое путешествие по сказке «Колобок» Тип занятия:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие капельки воды»
Опубликовано: 30 января 2019 в 14:03
+205Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 75.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД