Полина Ловчинская
Конспект ООД по развитию речи детей 3–4-х лет «Звуковая культура речи: звуки [м]-[м’]»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 86 «Былинушка»
Конспект
организованной образовательной деятельности по развитию речи
для детей 3-4 лет общеразвивающей направленности
на тему: Звуковая культура речи: звуки м, мь.
Воспитатель Ловчинская П. А.
Цель: Развивать речь детей в произношении согласных звуков
«м, мь» при правильном темпе речи и интонационной выразительности
Программные задачи:
Публикация «Конспект ООД по развитию речи детей 3–4-х лет „Звуковая культура речи: звуки [м]-[м’]“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Обучающая: Продолжать учить детей правильно произносить согласные звуки и понимать в каких предметах присутствует этот звук.
Развивающая: Упражнять детей в четком произношении звуков «м, мь» в проговаривании названий предметов (игрушек).
Воспитывающая: Способствовать воспитанию интонационной выразительности в речи.
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Словарная работа: мяч, морковка, машинка, медведь, мандарин, лимон, самолет, бегемот, мармелад, мама, Мурка, дом.
Материалы и оборудование: игрушки, в названии которых есть звуки «м», «мь», корзина для игрушек, игрушка Зайчик, 2 стола и игрушки в названии которых нет звуков «м», «мь».
Методические приемы:
- практические – игровое упражнение, двигательное упражнение;
- наглядные – рассматривание предметов, игра «Чего не стало»
- словесные – констатирующие и познавательные вопросы, рассказ воспитателя, объяснение, пояснение
Этапы деятельности. Содержание.
1. Мотивация. Воспитатель спрашивает детей, какое сейчас время года? (Дети отвечают)
Воспитатель берет в руки зайчика и говорит другим голосом за Зайчика: Здравствуйте, дети (зайчик нерадостный, невеселый).
Воспитатель: Посмотрите на Зайку, он печальный, невеселый. Что случилось, Зайчик?
Заяц: Мама загадала мне загадку и сказала, что я уже большой, а я…я не знаю как ее разгадать…
Воспитатель: Какую загадку тебе загадала мама?
Заяц: Она сказала «Назови слова в которых есть звук «м» или «мь», а я не знаю (зайчик захныкал).
Воспитатель: Ребята, а мы можем помочь зайчику отгадать загадку? (ответы детей).
У нас много разных игрушек (воспитатель ставит на стол большую корзину с игрушками).
2. Постановка цели. Дети, поможем зайчику найти игрушки, в которых есть звук «м»? Хорошо. Я ставлю игрушку на стол, а вы назовите что это. Договорились?
3. Совместная работа. Воспитатель ставит игрушку и проговаривает: «Что это?» Дети называют слово. Послушайте внимательно и определите, есть ли в этом слове «м» (увеличением силы голоса и медленным проговариванием выделяем первый звук в слове «Мяч»). Дети, повторите вместе со мной это слово «Мяч» (Дети повторяют). Воспитатель: «Не слышу, где звук «м», куда убежал звук «м» (детям нравятся шутки и это один из видов мотивации). Дети, скажите так, чтобы я слышала как вы произносите «м». Дети произносят «Мяч» четко и неторопливо». Молодцы. (Воспитатель проводит работу над произношением детьми звука «м» или «мь» до тех пор, пока не добьется хорошего произношения). Такая же работа проводится со всеми словами-игрушками (и с теми, в названии которых есть звук «м» и с теми, в названии которых нет этого звука).
Воспитатель: А теперь нужно на один стол поставить игрушки, где есть звук «м» или «мь», а на другой стол поставить игрушки, в названии которого нет звуков «м» или «мь».
Ребенок (индивидуальная работа) выполняет это задание самостоятельно (если затрудняется – мы все вместе помогаем ему, проговариваем названия игрушек и подсказываем или показываем куда его поставить).
Воспитатель: Зайчик, кто у вас в лесу зимой спит?
Заяц: Волк не спит и лиса…Я их боюсь…
Воспитатель: Ребята, прочитаем для Зайки стихотворение и даже покажем, кто зимой спит и кто не спит…
4. Релаксация Дети располагаются в свободном порядке на ковре группового помещения и изображают лесных диких зверей (спят или идут по тексту). Если дети не играли в такую игру - воспитатель говорит: А сейчас слушайте стихотворение и показывайте тех животных, которых я буду называть. (Воспитатель проговаривает и сам изображает этих зверей).
(Названия животных проговариваются с паузой в 3-4 секунды, чтобы дети смогли изобразить названного животного и произнести это слово после воспитателя).
Еж, (повторяйте все вместе «ёж, медведь, барсук, енот - Спят зимою каждый год (в конце перечисления дети присели на корточки, руки под щекой).
Волка, зайца, рысь, лису и зимой найдешь в лесу (дети или прыгают, или идут как медведь, или бегут как лиса и рысь). Зайка: А можно еще раз повторить, чтобы я запомнил?
Воспитатель: «Дети, повторим еще раз?» (Да)
5. Самостоятельная работа детей. Зайчик и дети, присаживайтесь за столы. Поиграем в игру: «Чего не стало?» Воспитатель улыбается и говорит: «Будьте внимательными».
Воспитатель выставляет 2 игрушки на стол и проговаривает вместе с детьми название каждой игрушки (Это машинка, выделяя звук «м», а это мандарин). Теперь все закроют глаза. Все закрыли, я смотрю. Хорошо. (Воспитатель убирает одну игрушку и говорит): Откройте глаза, посмотрите внимательно – чего не стало? (Если дети затрудняются ответить, то проиграть для примера можно самому воспитателю – кто-то из желающих детей поставит предметы и уберет одну, а воспитатель отгадывает).
(Если дети справляются с заданием, то количество игрушек для запоминания можно увеличивать до тех пор, пока дети справляются с заданием).
Воспитатель: Ребята, назовем все игрушки, в которых есть звук «м» или «мь» (интонационно выделяем звук «м» или «мь», усиливая звук или изменяя тембр голоса).
А есть звук «м» в слове папа? (нет). Скажем все вместе: «Папа» (нет звука «м»? Правильно).
Зайчик: Ура-а…Я понял в каких словах есть звуки «м» и «мь»…Это (зайчик называет эти игрушки).
Воспитатель: Дети, Зайчик правильно назвал слова? (да). Вот и хорошо, зайчик, что ты понял и правильно произносишь эти звуки…теперь ты стал веселым и уверенным…беги к своей маме в лес и назови ей слова-игрушки (обращается к детям) с какими звуками?. (дети называют). Правильно, со звуками "м" или "мь".
Зайчик: До свидания, ребята…
(дети прощаются с зайчиком - кто говорит «До свидания», кто машет рукой). Спасибо…
6. Рефлексия. Воспитатель: Дети, почему зайчик стал радостный (-потому что он понял как разгадать эту загадку, (-потому, что мы помогли ему, (-потому что он понял, что сказать своей маме и др. ответы детей).
Нижневартовск, 2019 г.